Логопедическое обследование детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений
статья по логопедии на тему

Статистика показывает, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы педагогов ДОУ и родителей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnikov.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста

и профилактика речевых нарушений.

         Ежегодно  учителями-логопедами  ДОУ проводится логопедическое обследование  детей  4 – 5 лет в группах  общеразвивающей направленности.  Цель логопедического обследования:  выявить детей с нарушениями речи; детей с тяжелыми нарушениями речи направить на ЦПМПК с целью оформления в логопедическую группу ДОУ. Также  проводятся индивидуальные консультации для  родителей детей 4-5 лет ДОУ по результатам обследования, даются рекомендации по дальнейшему речевому развитию детей.

         Результаты логопедического обследования показывают, что в настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, высокое. Поэтому возрастает необходимость в предупреждении речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа педагогов ДОУ  и родителей. Это и преодоление имеющихся нарушений речи,  и профилактика речевых нарушений до их возникновения.

Но в настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения звуков.

          Каковы же причины речевых нарушений? Причин для этого может быть множество. Наиболее часто встречаемые причины нарушения  произношения звуков у детей:

  • неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте;
  • нарушения в строении артикуляционного аппарата

(укорочена подъязычная связка, язык  слишком большой,  неповоротливый, или слишком маленький и узкий, аномалии прикуса);

  • недоразвитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие речевого дыхания;
  • недоразвитием фонематического слуха (наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных и др.);
  • неправильное воспитание речи ребенка в семье (взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом);
  •  подражание искаженному произношению (общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение, общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь);
  •  двуязычие в семье (разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой);
  • педагогическая запущенность (когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не исправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения).

          Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактическую работу необходимо начинать как можно раньше, начиная с младшей группы ДОУ по следующим направлениям:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха детей,
  • развитие правильного речевого дыхания,
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей,
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата.

        Анализируя данные логопедического обследования дошкольников  можно сделать  вывод, что  основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционной аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы щек, губ, языка и др. Чтобы сделать их более привлекательными можно подобрать картинки, стихи, загадки и сказки. Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к произнесению более сложных по артикуляции звуков.  Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

         Рекомендации: проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов  артикуляции; продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут; упражнение проводить в игровой форме.

         Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Выполнение разнообразных дыхательных игр и упражнений поможет предупредить не только возникновение нарушения произношения отдельных звуков, но и избавит детей от частых простудных заболеваний. Важно, чтобы данные упражнения проводились в хорошо проветренном помещении в течение 3-5 минут.

         У детей необходимо развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, которые стимулируют правильное произношение.

         Что касается мелкой моторики, то она развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также при использовании пальчиковых игр, специальных пособий  (шнуровки) и многого другого.

         Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения отдельных звуков и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия позволят сократить количество детей с нарушениями  звукопроизношения и фонематического  слуха.

       В этой связи одной из главных задач  учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов  (учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания  условий для правильного развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможносте...

«Логопедическое обследования детей дошкольного возраста»

Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...