«Аналитический отчет учителя-логопеда Люсовой Н.В. о проделанной работе за 2017-2018 учебный год»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Люсова Надежда Владимировна

Уважаемые коллеги представляю вам аналитический отчет о проделанной работе за 2017-2018 учебный год. Начался  учебный год с тщательного логопедического обследования детей зачисленных в логопедическую группу, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. На каждого ребёнка была заведена речевая карта, индивидуальный маршрут коррекционной работы,  в которых отражалось всё речевое развитие, анамнестические данные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Аналитический отчет 
учителя-логопеда Люсовой Н.В. о проделанной работе 
за 2017-2018 учебный год»

Добрый день уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию аналитический отчет  за 2017-2018 учебный год.

В течение учебного года перед педагогами второй логопедической группы стояла  цель коррекционно - образовательного процесса: осуществлять личностно - дифференцированный подход к коррекции и развитию речи детей.

Решались основные задачи коррекционного обучения:

Формирование правильного произношения;

 Развитие навыков связной речи;

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

Формирование готовности к обучению грамоте.

Диагностическая работа.

Начался 2017-2018 учебный год с тщательного логопедического обследования детей зачисленных в логопедическую группу, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. На каждого ребёнка была заведена речевая карта, индивидуальный маршрут коррекционной работы,  в которых отражалось всё речевое развитие, анамнестические данные. Диагностика помогла   правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. Основное логопедическое заключение – Общее недоразвитие речи III уровня. После обследования детей индивидуально велась  беседа с каждым из родителей, уточняли анамнестические и анкетные данные, объясняли родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.

     Коррекционно - развивающая работа с детьми.

      В процессе учебного года работали  с детьми по программе  Филичевой Т.Б., Чиркиной  Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Данная программа направлена на преодоление ОНР путём использования поэтапной системы формирования речи.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2017-2018  учебный год.

     Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Прежде всего, с каждым ребёнком был установлен эмоциональный контакт. Работа по устранению различных форм нарушений речи носила дифференцированный подход, который осуществлялся на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

В зависимости от структуры  дефекта и уровня подготовки все дети были разделены на 2 подгруппы. В связи с этим была запланирована логопедическая работа по преодолению имеющихся у детей нарушений речи. Так в течение учебного года с детьми проводились фронтальные и индивидуальные занятия. Для устранения общего недоразвития речи на фронтальных занятиях реализовались цели по формированию грамматического строя, обогащению и активизации словаря, развитию и совершенствованию навыков словообразования, развитию связной речи.

С детьми проводились фронтальные занятия по звукопроизношению и обучению грамоте по программе (два раза в неделю). Была максимальная насыщенность лексическим и грамматическим материалом по изучаемым звукам.  Проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи по темам ОНР два раза в неделю. Вели перспективное и календарное планирование.

Для закрепления пройденной темы, раз в неделю  раздавали  детям  домашние  задания. Обязательно вписывали  дидактические игры для закрепления окончаний, например игра «Повар»: сок из малины, какой будет сок? - малиновый. Родители в соответствии с рекомендациями смогли правильно оформить рабочий альбом ребенка. Данный альбом ведется в течение обучения детей в логопедической группе (два года).  В ходе проведенной коррекционно-развивающей работы, многие дети овладели правильным звукопроизношением и словообразованием, умением  четко высказывать свои мысли, более полно пересказывать предложенные тексты, улучшилось понимание логико-грамматических конструкций. 

Большое внимание в работе с детьми  старшей группы уделялось развитию связной речи через театрализованные игры. Дети составляли различные по уровню сложности предложения, учились их распространять, опираясь на вопросы логопеда; инсценировали сказки, используя пальчиковый театр, настольные театры и т.д.

С детьми проводились и занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. С ними велась работа по знакомству со звуками, по умению определять наличие  звука в слове, по дифференцировке звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам. 80%  детей  к концу первого года обучения,  научились, определять с какого звука начинается слово, читать слоги, находить определённые звуки в словах.

На индивидуальных занятиях с детьми проводилась работа по развитию и совершенствованию артикуляционной моторики, постановке дефектных звуков, их автоматизации и дифференциации (в случае смешивания и звуковой замены). Кроме того, у детей развивалось фонематическое восприятие, формировались лексико-грамматические конструкции, активизировались и развивались неречевые психические процессы, совершенствовалась мелкая моторика.

В течение учебного года педагоги в работе с детьми широко использовали здоровьесберегающие технологии, такие как: артикуляционная гимнастика  для развития артикуляционного аппарата,  дыхательная гимнастика для  формирования  направленной воздушной струи и пальчиковая  гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук,  су-джок-терапия для массажа рук.  

В течение учебного года на занятиях широко  использовался наглядный материал, такой как  лягушонок Кваки. У него  есть  подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук кукловода. Строение языка лягушонка  позволяет  демонстрировать детям различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления артикуляцией,  движениями рук персонажа, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в занятие. 

          Так же используя ИКТ  для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, закреплялись лексические темы. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.  

Педагоги  второй логопедической группы в  этом году усовершенствовали  работу с детьми таким  методом  работы с детьми как – песочная терапия. Кинетический песок расширяет  словарный запас, развивает связную речь, формирует фонематический слух и восприятие у детей.  

Кинетический песок делает занятия  более интересными, увлекательными и продуктивными. Перенос  занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Сейчас, уважаемые коллеги хочу ввести вас  в более подробную коррекционную работу с каждым ребенком группы.

Коррекционная работа с детьми  за 2017 – 2018 учебный год и планирование на 2018-2019 учебный год.

Фамилия, имя, отчество ребёнка

2017-2018 уч. год

2018-2019 уч. год

1

Антонец Диана

Поставлены звуки Ш, Ж, Л, Р

Автоматизация звука Р, работа по развитию связной речи

2

 Глазунов Левон

Врожденная органическая ринолалия (требуется операция)

Переведен в I логопед гр.

3

Давтян Гамлет

Поставлены звуки Ш, Ж, Л

Поставить звук Р и автоматизировать

4

Дотдуев Давид

Подготовка артикуляционного аппарата, поставлен звук Ш

Поставить и автоматизировать звуки Ж, Л, Р.

5

Лебедь Данил

Автоматизированы звуки Ш, Ж. поставлен и автоматизирован звук Л.

Поставить звук Р и автоматизировать

6

Ляшенко Георгий

Поставлены звуки Ш, Ж

Поставить звуки Л, Р и автоматизировать

7

Магомедов Назим

Автоматизированы звуки Ш, Ж. поставлен и автоматизирован звук Л.

Поставить звук Р и автоматизировать

8

Меджидов Малик

Подготовка артикуляционного аппарата, поставлен звук Ш

Поставить и автоматизировать звуки Ж, Л, Р.

9

Петрова Даша

Поставлены звуки Ш, Ж, Л, Р и автоматизированы. Речь чистая.

Переведена в общую подготовительную группу.

10

Погорелов Максим

Поставлены звуки Ш, Ж, Л и Р.

Автоматизировать звук Р, работа по развитию мелкой моторики рук.

11

Рябко Андрей

Поставлены звуки Ш, Ж из-за выпавших зубов не был поставлен звук Л, так как воздушная струя уходит в щель между зубами.

Поставить звуки Л, Р и их автоматизировать, работа по развитию связной речи.

12

Сафаров Руслан

Подготовка артикуляционного аппарата, поставлен звук Ш

Поставить и автоматизировать звуки Ж, Л, Р.

13

Середа Денис

Поставлены звуки Ш, Ж

Поставить звук Л, убрать горловое Р и автоматизировать эти звуки.

14

Чехова Мадина

Поставлен и автоматизирован звук Л

Поставить звук Р и автоматизировать.

  Коррекционно-логопедическая  работа с родителями.

В начале учебного года ставили перед собой цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

Коррекционно-логопедическая  работа осуществлялась в тесном контакте с родителями воспитанников. В течение года еженедельно проводились индивидуальные консультации для родителей группы: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда», буклеты на такие темы: «Дыхательная гимнастика. Для чего она нужна?»,  «Развиваем мелкую моторику рук детей»,  «Речевые игры для детей дошкольного возраста», «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений».  

             Работа с педагогами логопедической группы.

В течение учебного года для воспитателей второй логопедической группы проводились консультации по темам, согласно годовому плану, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года. Воспитатели присутствовали  на фронтальных занятиях логопеда. По заданию специалиста во второй половине дня воспитателями велась работа по логопедическим занятиям. Был контроль воспитателями за речью детей в свободное время. Педагогами велась качественная работа по автоматизации и закреплению поставленных звуков, так же лексических тем. Так благодаря тесному сотрудничеству  и качественной работы мы добились  положительных результатов на конец учебного года.

 Работа со специалистами д/с.

Велась систематическая и насыщенная работа по взаимодействию  учителя-логопеда и педагога - психолога по оказанию совместного коррекционно-развивающего воздействия по формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.

Совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем: коррекция речевой патологии через развитие музыкальных способностей детей.  Так в течение всего учебного года каждый понедельник во второй половине дня проводили кружок: логоритмику.

Самообразование

В течение учебного года  велась работа по самообразованию на тему: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий», систематически повышался уровень профессиональной компетентности.  

  Был поиск новых  форм и методов работы по исправлению речевых нарушений  у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка, поэтому именно через песочную терапию  это возможно сделать.  

Систематически  повышался опыт работы  с кинетическим  песком: так участвуя в муниципальном и краевом конкурсах, был показан мастер-класс «Этот увлекательный кинетический песок».  В конце учебного года  игровые технологии дали положительный результат по развитию речи детей второй логопедической группы.

      Принимаем участие в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии,  а также ПМПк детского сада,  консультативном пункте детского сада.

В конце учебного года было проведено повторное обследование детей старшей логопедической группы. По результатам мы видим, имеется положительная динамика речевого развития детей.

         

Итоги коррекционной работы с детьми в %.

задачи коррекционного обучения

начало года

конец года

1.

Формирование правильного произношения

44%

97%

2.

Развитие навыков связной речи

52%

92%

3.

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка

55%

95%

4.

Формирование готовности к обучению грамоте

42%

80%

Выполнение  программы (%)

48%

91%

      На следующий учебный год поставили задачи:

Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.  Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о проделанной воспитательно- образовательной работе за 2017-2018 учебный год.

В данном материале говориться о проделанной воспитательно- образовательной  работе за 2017-2018 учебный год в младшей группе....

Аналитический отчет о педагогической работе в средней группе за 2017-2018 учебный год

Аналитический отчёт составлен с учётом диагностики уровня развития воспитанников в начале и в конце учебного года по образовательным областям, кроме того в нем представлены достижения детей и педагога...

Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2017–2018 учебный год (старшая группа).

Аналитический отчет о проделанной работе за 2017-2018 учебный год...

«Годовой отчет о проделанной работе 2017-2018 года»

laquo;Годовой отчет о проделанной работе 2017-2018 года»...

Аналитический отчёт по работе в подготовительной группе «Умка» за 2017-2018 уч. г.

В подготовительной группе всего 19 человек, из них 11 мальчиков и 8 девочек....

Аналитический отчет "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МАТРЁШКА ЗА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД"

Аналитический отчет "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МАТРЁШКА ЗА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД"...