Организация комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
статья по логопедии на тему

Теоретические основы комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В России система комплексного сопровождения появилась 15-20 лет назад вместе с формированием гуманистической ориентации в российской педагогике.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (1995-2001).

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Е.И. Казакова  даёт следующее определение сопровождению:

«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощённая трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития».

В основе поддержки подразумевается не любая форма помощи или обеспечения, а поддержка, в основе которой - сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы.

В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребёнка в каждом конкретном случае выступает и сам ребёнок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребёнка.

В практическом осуществлении процесса сопровождения как совокупности последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения, лежит единство четырёх функций:

  • диагностика сущности возникшей проблемы;
  • информация о сути проблемы и путях её решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе «реализации» плана.

Если сопровождение идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Таким образом, объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности являются ситуация развития ребёнка как система отношений ребёнка:  с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Комплексное сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью комплексного сопровождения ребёнка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи комплексного сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
  • содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, социализации, обучения;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.

Основными принципами сопровождения ребёнка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  1. Принцип системности – системное видение педагогических явлений и процессов, происходящих в образовательном учреждении.
  2. Принцип гуманистической ориентации образования – рассмотрение ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
  3. Принцип индивидуального подхода в образовании и развитии – определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его способностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление каждому воспитаннику возможности для самореализации и самораскрытия.
  4. Принцип социальной адекватности – соответствие содержания и средств обучения и воспитания социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс.
  5. Принцип создания воспитывающей среды – создание в образовательном учреждении таких отношений, которые формировали бы социальность ребёнка.
  6. Содержание развивающей работы, прежде всего, соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса детей, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально.
  7. Содержание коррекционной работы, прежде всего, соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса ребёнка, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям.
  8. Развивающая и психокоррекционная работа организуется по итогам диагностики.

Направления работы системы комплексного сопровождения:

  • профилактика;
  • диагностика;
  • консультирование;
  • развивающая работа;
  • коррекционная работа;
  • психологическое просвещение;
  • экспертиза (образовательных и коррекционных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Опыт работы «Модель организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

   Как сложно бывает достучаться до родителей! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, ра...

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г.

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 18.01.2019г....

Конспект НОД в рамках педагогического совета "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО " Познавательное развитие на тему «Правильная осанка»

Цель:- Привлечь внимание детей к проблеме сохранения  осанки.Задачи:- Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.- Дать рекомендации по профилактике нарушен...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...