Конспект заседания родительского клуба «Домашний логопед». Тема: «Чистая речь - слаще меда» (средний и старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Осипян Эгинэ Камоевна

Конспект  заседания родительского клуба «Домашний логопед».

- «Нормы речевого развития  у детей среднего и старшего дошкольного  возраста».

- «Правила зачисления ребенка на логопункт».

 - «Формируем правильную речь дошкольника»

 Практическая часть: «Методика в действии. Учимся правильно произносить звук  «Ж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_zasedaniya.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект 3 заседания родительского клуба «Домашний логопед».

 Тема: «Чистая речь - слаще меда»

План работы клуба:

1. Выступление учителя-логопеда Осипян Э.К.

- «Нормы речевого развития  у детей среднего и старшего дошкольного  возраста».

- «Правила зачисления ребенка на логопункт».

2. Выступление учителя-логопеда Осипян Э.К. «Формируем правильную речь дошкольника» (презентация).

- артикуляционная гимнастика: теория и просмотр видеофильма;

- дыхательная гимнастика: теория и практика;

- мелкая моторика и самомассаж: теория - практическая часть (выступление педагога-психолога Касьяновой Г.А).

3. Практическая часть: «Методика в действии. Учимся правильно произносить звук  «Ж» (мастер-класс учителя-логопеда Осипян Э.К.)

4. Итог.

Оборудование: 2 стола, стулья, настольные печатные игры, детали конструктора, комплекс артикуляционной гимнастики, вата, зеркала, мяч, «чудесный мешочек», ручки и т. д.

Ход мероприятия.

1. «Нормы речевого развития у детей среднего и старшего дошкольного  возраста». (Слайд 2)

    Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что мы сегодня собрались, для того, чтобы поговорить о наших детях, а именно о детской речи.

Ни для кого не секрет, что основное назначение речи – это общение. И любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении ребенка со сверстниками. За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически «неговорящие» и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи.  Прислушайтесь к речи вашего ребенка! Соответствует ли его речь возрастным нормам. Предлагаем вашему вниманию  возрастные нормы речевого развития детей 4-5 летнего возраста.

4 года (Слайд 3)

1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2.  Появляется «словотворчество» - процесс овладения ребенком грамматики или процесс образования слов посредством суффиксов и приставок. В этом возрасте ребенок без затруднений образует уменьшительно-ласкательные формы существительных «стул – стульчик»; при  образовании глаголов использует приставки раз-, при- («бил- разбил», «ехал – приехал») и суффиксы –ну-, -ива- («встал –встану, достал – доставала») и прилагательных с суффиксами принадлежности –ин, -ов (папа Лены пришел–Ленин папа пришел).
3. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи (например,  если это часть речи существительное (словоизменение существительного зависит от падежа), то ребенок уже правильно изменяет слово в падеже («девочка дает корм уткам, а не утка»); если это прилагательное (словоизменение прилагательных зависит от числа и рода), то ребенок уже правильно изменяет слово в числе и в роде («красное кресло, а не красный кресло»); если это глагол (словоизменение глаголов зависит от времени), то ребенок уже правильно изменяет слово в настоящем, прошлом и будущем времени («вчера я ездил в цирк, а не я вчера еду в цирк»).
4. У многих детей звукопроизношение нормализовалось.
5. Связная речь еще не сложилась.
6. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет (Слайд 4)

1. К пяти годам запас слов у ребенка составляет 2500-3000.

2. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.

3. У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

4. Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ.

Обязательно обратитесь к логопеду: (Слайд 5)

  • если в речи ребенка есть слова с пропусками, перестановками и заменами слогов;
  • если есть нарушения звукопроизношения;
  • если в 5 лет ребенок после небольшого игрового обучения не может назвать первый и последний звук в слове;
  •  если в речи дошкольника присутствуют запинки (заикание) или звукопроизношение нарушено особенным образом (язык при произнесении находится между зубами или отклоняется в сторону).

         Пользуясь случаем хотела бы вас проинформировать, что в рамках нашего ДОУ функционирует консультативный пункт, где вы, уважаемые родители сможете получить необходимую помощь специалистов (психолога, логопеда, воспитателя, методиста) в вопросах воспитания и развития вашего ребенка как индивидуально, так и дистанционно на нашем сайте «Гвоздика.ру» .  Я провожу прием по средам с 15.30 до 16.30, на стенде оставляю талоны на консультации, в которых указаны дата и время приема, взяв талоны, приходите на прием.

1.1. «Правила зачисления ребенка на логопункт» 

С 15 мая 2018 г., будет проводиться логопедическое обследование речи ваших детей, с целью выявления отклонений в речевом развитии и зачисления детей с нарушениями речи на занятия на логопункт.

Правила зачисления ребенка на логопункт:

- дети направляются к специалистам ЦРБ и ТПМПК за заключениями, только на основании которых приказом заведующего их зачисляют на логопункт;

- занятия начинаются с 15 сентября и по 15 мая, в индивидуальной форме 2-3 раза в неделю;

- на логопункт зачисляются дети с 5 лет с ФФНР и ФНР;

- дети с ТНР занимаются консультативно. Если остались вопросы, прощу, задавайте.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть навыками красивой речи, нужно превратить обучение в игру. А, чтобы и вам тоже было сегодня интересно, мы должны настроиться….

Активизация родителей:

- Скажите громко и хором, друзья,

- Деток вы любите? Нет или да?

- Пришли на клуб, сил совсем нет,

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

- Я вас понимаю. Как быть нам тогда?

- Проблемы детей решать нужно нам(Да.)

- Дайте мне тогда ответ:

- Помочь откажетесь мне? (Нет.)

- Последнее спрошу вас я:

- Активными все будем? (Да.)

2. «Формируем правильную речь дошкольника» (Слайд 6)

Итак, для того, чтобы речь ребенка стала правильной и красивой, у дошкольника нужно развивать: (Слайд 6)

- Артикуляционную моторику.

- Речевое дыхание.

- Пальчиковую моторику и самомассаж.

2.1. Развитие артикуляционной моторики.

Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Этому способствует регулярное проведение артикуляционной гимнастики. (Слайд 8)

         Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения артикуляционной гимнастики, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.

    Занятия должны проходить перед зеркалом в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку«давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

    Каждое упражнение повторить не менее 15 раз и следить за правильностью выполнения.

    Предлагаем вам просмотреть видеофильм «Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки и автоматизации звука «Ж».

   А сейчас мы возьмем в руки зеркала и поупражняемся выполним эти же  упражнения.

Эти и другие видео-уроки вы сможете увидеть на сайте «Гвоздика.ру», на страничке «Домашний логопед» и выполнить их дома с детьми.

2.2. Развитие речевого дыхания.

      Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С  детьми ежедневно необходимо проводить  упражнения для развития речевого дыхания. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  (Слайд 9)

        Давайте выполним несколько дыхательных упражнений:

- «Фокус». Берем кусочек ваты и кладем ее на кончик носа. Высовываем язык, и приподнимает его чашечкой вверх. Дуем на ватку, так чтобы она отлетела, ровно вверх;

- «Футбол». Ваша задача – дуть сильно на мячик и загнать его первым в ворота, щеки при этом не надувать.

2.3.  Развитие пальчиковой моторики и самомассаж.

          О важности формирования пальчиковой моторики и самомассажа  в речевом процессе нам расскажет педагог-психолог Касьянова Г.А. (Слайд 10)

3. Игротренинг для детей и родителей: «Методика в действии. Учимся правильно произносить звук «Ж».

В зал заходят дети

       Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается увлекательный тренинг «Методика в действии. Учимся правильно произносить звук «Ж», специальные игры, которые вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения звуков, в не зависимости от того, посещаете ли вы занятия у логопеда или нет.

Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к собственной речи и речи окружающих, формируйте у него контроль за собственной речью. Приступим.

1. Логопед (родители и дети стоят в кругу): Ра-ра-ра (хлопает логопед), начинается игра (хлопают родители и дети)!

Выполним зарядочку для язычка, упражнения на экране.

«Улыбка», «Крючок», «Окошко», «Качеля», «Катушка», «Лошадка».

2.        Звук «Ж»: Словно чашка, язычок.

                       Дует сильно ветерок.

                       Ж Ж Ж Ж Ж. Произнесите звук «Ж» правильно поочередно.

     3.        Произнесите звук «Ж» правильно хором.

4.        Пропойте слог «ЖА», сопровождая любыми движениями.

5.        Психогимнастика: произнесите слог «ЖУ» с разной интонацией: угрюмо, весело, огорченно, радостно, удивленно (картинки гномики).

6.        Д/И «Один - много». Логопед подходит с чудесным мешочком к детям. Логопед: Достаньте из чудесного мешочка по одной игрушке со звуком «Ж». И назовите по  образцу: например, жук - жуки.

7. Логопед: «Слово-признак подбери и оба слова назови!»

Логопед передает мяч: веселый жук – старая пижама – колючие ежи –веселая жаба – острый нож – детские ножницы – красивый жираф – огромный морж …

    8. Д/И «Поймай мяч — назови слово ласково». Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать слово «ласково» и бросить обратно мяч маме. Жаба, пижама, еж, крыжовник, жук, этажерка, жир, нож, пружина,

жакет, журнал, живот, жилет.

     9. Соревнование «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся детали детского конструктора или кубики.

Логопед: Давайте разделимся на две команды. Ваша задача, назвать слово со звуком «Ж» и построить башню. Родители делятся на две команды

Логопед: Логопедические игры применяя,

Речь детей мы развиваем!

И конечно, очень скоро

Речь детей станет слаще меда!

Спасибо за участие! И я очень надеюсь, что вы, уважаемые родители, будете использовать эти речевые игры дома с вашими детьми.

4. Итог.

А сейчас я хочу взять у вас интервью:

- Что полезного вы узнали на заседании логоклуба?

- Какие темы, звуки вы бы хотели обсудить на следующем заседании?

- Знаете ли вы, где в саду находится кабинет логопеда? И в какие чесы можно прийти на консультативный прием?

Я хочу выразить благодарность за активное участие в клубе. И раздать памятки «Игры с прищепками». Хотела бы, чтобы вы изложили в листе отзывов ваши предложения и пожелания к организации следующего заседания клуба «Домашний логопед».

Жаба, жаль, жалко, жар, жабры, жатва, жарко, жалоба, пижама, урожай, бежать, дрожать, лежать, вожак, ежата, пожар, пожарник.

ЖО, ЖЁ

Жёлудь, жёлтый, жёлоб, Жора, флажок, пирожок, дружок, лужок, крыжовник, бережок.

ЖУ, ЖИ, ЖЕ

Жук, жуть, жутко, хожу, гляжу, брожу, дружу, покажу, абажур, Женя, уважение, уже, этажерка, жир, жить, жила, жидкий, лежи, дрожи, ножи, ежи, покажи, наживка, пружинка, дружить, кружить.

Слова без ударения на слоге:

Жалеть, жара, жакет, лужа, кожа, лежа, журнал, вижу, вяжут, режут, мажут, кожура, живой, живот, жираф, жилет, жилец, лыжи, ежик, ушки, пыжик, рыжик, прохожий, похожий.

Слова со стечением согласных в слоге:

Ржавчина, должник, жмурки, жмых, ждать, джем.

Багажник, важно, дружно, бумажный, монтажник, дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружный, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, нижний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, вежливый, прилежный.

Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

В несколько игр мы с вами поиграем.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Массаж Су – Джок шарами.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание родительского клуба на тему: «Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста»

Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста....

Конспект заседания Родительского клуба «Школа дошкольных наук». Тема « Приемы привлечение и удержание внимание детей»

Конспект заседания      Родительского клуба«Школа дошкольных наук».Тема « Приемы привлечение и  удержание внимание детей»Задачи: 1.Формировать акт...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...

Родительский клуб "Познай себя" - как один из методов успешной социализации детей старшего дошкольного возраста

Автором представлен опыт работы с родителями и детьми по успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ...