РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тарахина Любовь Владимировна

Рабочая программа предназначена для воспитания и обучения детей 6-7 лет с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_chistovik.docx100.71 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.1.1

Цели и задачи реализации рабочей программы учителя-логопеда

1.1.2

Принципы и подходы формированию рабочей программы учителя-логопеда

1.1.3

Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы учителя-логопеда

1.4

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы и диагностика развития речи детей

II

Содержательный раздел

2.1

2.1.1

2.1.2

Организация образовательного процесса учителя-логопеда

Характеристика содержания рабочей программы учителя-логопеда

Организация логопедической работы

2.2

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы учителя-логопеда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2.3

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.4

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

III

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение рабочей программы учителя-логопеда

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3

Циклограмма работы учителя-логопеда

3.4

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Литература

Приложения

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР, рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июня. Настоящая программа разработана на основе Общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга детства» и коррекционных программ: Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004; Программы коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 7-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989; Программы коррекционного обучения и воспитание детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.   и в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Содержание программы определено в соответствии с принципами учѐта особенностей и закономерностей речевого развития детей в условиях онто- и дизонтогинеза; научно обоснованного представления о структуре дефекта, методах и приѐмах коррекционного воздействия; системности и преемственности коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими ОНР всех уровней; комплексности коррекционной работы по преодолению недоразвития устной и предупреждению нарушений письменной речи; с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы

 дошкольного образования

Цели Программы:

1. Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для коррекции нарушений речи детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении  Программы.

2. Перспективное планирование коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений речи детей.

Задачи  реализации  Программы:

1. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

2. Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушением речи с учётом их индивидуальных потребностей.

3. Разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с нарушением речи, организация индивидуальной и групповой непосредственно образовательной деятельности.

4. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей  с  ОВЗ, обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья  детей.

Решение задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования

Программа построена на следующих принципах:

1) принцип опережающего подхода,  диктующий необходимость раннего

выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт

возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и

взаимодействие всех анализаторов системы организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Подходы  к формированию Программы  следующие:

1. Системный подход. Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

2. Личностно-ориентированный подход. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Для развития личности создаются  условия для саморазвития задатков и творческого потенциала.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности, заключающаяся в  выборе и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).

4. Индивидуальный подход заключается в поддержки  индивидуальных особенностей каждого ребенка.

5. Аксиологический (ценностный) подход предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством.

6. Компетентностный подход. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей. 

7. Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру и этнические особенности. 

8. Дифференцированный  подход  осуществляется в логопедической работе на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

9. Комплексный  (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушение речи.

1.1.3 Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы учителя-логопеда

Характеристика воспитанников: возрастные особенности психоречевого развития детей

Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки  в любой позиции (в начале, середине и в конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.

Дети четко и ясно произносят слова с 1,2,3,4,5 слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

Имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие – глухие, твердые – мягкие пары звуков, свистящие – шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Связная речь становится более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания  игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумывать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.

Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного. Активная речь детей достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершены: фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов. Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений и т.д.

В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают и деепричастные обороты.

К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей  в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

Многие слова из пассивного словаря переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов (детская этимология).

Характеристика детей с нарушением речи

Диагноз

Особенности

Дизартрия — нарушение звукопроизноси-

тельной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервной системы. У таких детей отмечаются отставание в моторном развитии, в формировании двигательных навыков. Двигательные нарушения могут быть выражены в разной степени: от паралича рук и ног до незначительных отклонений в движении органов артикуляции. При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации.

Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. У таких детей чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с-с’, з-з’, ц, ш, щ, ж, ч, р-р’, л-л’). В целом произношение звуков нечеткое, смазанное («каша во рту»). Голос  таких детей может быть слабым, хрипловатым, назализованным. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие таких детей, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляют с трудом. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением таких детей затруднен.

Ринолалия -  нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба).

 Основные симптомы и признаки ринолалии у детей: гнусавость голоса; произношение большинства звуков «в нос»; видимые дефекты мягкого неба; ощущение постоянной заложенности носа у малыша.

Механизм развития ринолалии достаточно сложный. Комплекс факторов, ведущих к нарушению речевой активности, включает в себя следующие стадии: врожденная аномалия развития речевого аппарата; в процессе формирования речевых навыков это приводит к неправильному закреплению алгоритма движения мышц неба и языка

1.Дооперационный подготовительный этап.

2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

3.  Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

4. Этап полной автоматизации новых навыков.

 На дооперационном этапе проводится подготовка активности мягкого нёба, нормализация положения языка, усилении мышечной деятельности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает постановку правильного звуко- и голосообразования путем активизации артикуляционной моторики, голосовой терапии, стимуляции небно-глоточных мышц, массажа рубцов нёба, развития фонационного дыхания и т.д.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

 При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

ЗПР (задержка психического развития) - Замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности, стойкая, хотя и легкая, интеллектуальная недостаточность, слабо выраженная тенденция к компенсации и обратимому развитию (возможны только в условиях специального обучения и воспитания).

У  детей нарушен темп физического и умственного развития, которые были охарактеризованы как дети с психофизическим и психическим инфантилизмом. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность.

•        отклонения в развитии памяти - снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;   низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.

•        развитие познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного.

•        недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления - при анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.

•        снижение познавательной активности - одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью).  

•        поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира,  

•        общая неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность, слабость речевой регуляции; низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанной

•        снижение уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми.  

•        недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости.

•        несформированность игровой деятельности.

•        отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. Ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий.


1.4 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы и диагностика развития речи детей

К семи годам:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Маршрутную карту развития ребенка см. в Приложении 1.


II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Организация образовательного процесса учителя-логопеда

2.1.1 Характеристика содержания рабочей программы учителя-логопеда

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с  ОВЗ;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

- изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых  для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации,  ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. 

 2.1.2 Организация логопедической работы

Зачисленные в специальную группу дети находятся в детском саду с сентября по август. Логопедические и воспитательские занятия проводятся ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели 5 дней. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные (со всей группой), подгрупповые (3 - 5 человек) и индивидуальные.

Фронтальные занятия (30 мин) проводятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Индивидуальная или подгрупповая логопедическая работа планируется с 9.00 до 12.00 или с 15.00 до 18.00.

Содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической).

Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования.

На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над слогом, словом, предложением и связной речью.

Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является необходимым условием успешного обучения.

Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приемы определяются общими целями коррекции с учетом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми и процессе работы воспитателя по различным разделам программы детского сада.

Особого внимания требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение словообразованием и словоизменением.

Структура фронтальных занятий включает в себя:

  1. формирование лексико-грамматических средств языка;
  2. обучение диалогической и монологической речи;
  3. совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности,
  4. овладение элементами грамоты.

При  проведении  коррекционно-воспитательной работы логопед и воспитатель широко опираются  на непосредственный опыт детей,  на предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения.

В процессе решения названных задач особое внимание уделяется самостоятельности и произвольности речи.

В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Существует определенная преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительным и увеличительным оттенками (воробышек, волчище, большущие сапожища и т.п.); глаголов с оттенками действий (кроить, перекраивать, подливать, обливать и т.д.), прилагательных с различными значениями соотнесенности (фарфоровая чашка, клюквенный морс, сосновый бор и т.д.), сложных слов (листопад, хлебороб, снегопад и г д.); слов с эмоционально-оттеночным и переносным значением (хитрая лиса, масляная головушка, золотая осень, вьюга злится и т.д.).

Практически в каждое логопедическое занятие включаются упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, изменению форм глаголов и зависимости от поставленных вопросов (что делает? что будет делать?).

Во II — III периоде обучения широко используются задания на закрепление в речи сложных предложений со значением противопоставлений (зимой деревья голые, а весной появляются листочки), разделения, а также целевых, временных, причинных конструкций с вопросами: когда? почему? зачем? Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значительное время отводится па упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.

       Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя - логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логопедической коррекционной работы составляется учителем-логопедом  в сентябре  на основе анализа речевой карты ребёнка.

На основании индивидуального плана коррекционной работы учитель - логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально-личностные особенности.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы комбинированной направленности  оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания по коррекции звукопроизношения для отработки с  родителями дома.

Перспективный план коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе см. в Приложении 2.

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы учителя-логопеда с учетом возрастных особенностей воспитанников

Образовательная область «Речевое развитие»

Обогащение активного словаря

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Экскурсии

Целевые прогулки

Режимные моменты

Трудовая деятельность

Игровая деятельность

Творческая художественная деятельность

Методы накопления содержания детской речи

Рассматривание и обследование предметов

Осмотр помещений детского сада

Наблюдение за животными, растениями, деятельность взрослых

Рассматривание картин с знакомым,  малознакомым содержанием

Чтение художественных произведений

Показ диа-видеофильмов

Просмотр телепередач

Речевой образец педагога

Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря

Рассматривание игрушек

Рассматривание картин

Дидактические игры

Словарные упражнения

Загадывание и разгадывание  загадок

Инсценировки с игрушками

Демонстрационные картины

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Художественная литература

Подборка диа-видеофильмов

Коллекции предметов (дерево, бумага и т.д.)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Оборудования для трудовой деятельности

Развитие грамматического  строя речи

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Режимные моменты

Наглядные опосредованные

Рассматривание картин

Словесные

Чтение художественной литературы

Пересказ коротких рассказов и сказок

Практические

Грамматические упражнения

Словесные упражнения

Специальные упражнения

Игровые

Дидактические игры

Игры-драматизации с игрушками

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Художественная литература

Развитие звуковой  и интонационной культуры речи

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Режимные моменты

Словесные

Чтение и рассказывание сказок, рассказов

Практические

Словесные упражнения

Артикуляционные упражнения

Игровые

Рассказ-драматизация

Игра-драматизация

Дидактические игры

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Художественная литература

Развитие связной речи

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Экскурсии

Целевые прогулки

Режимные моменты

Трудовая деятельность

Наглядные

непосредственные

Наблюдения

Рассматривания  объектов

Словесные

Рассказ воспитателя

Разговор воспитателя с детьми

Беседы

Чтение художественной литературы

Рассматривание картин

Пересказ художественных произведений

Рассказывание по игрушкам

Рассказывание по картине

Рассказывание из опыта

Творческое рассказывание

Речевые ситуации

Речевые логические загадки

Практические

Эксперименты

Опыты

Исследования

Игровые

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетные картины

Репродукции пейзажных картин и натюрмортов

Предметные картины

Серия сюжетных картин

Разрезные картинки

Иллюстрации

Игрушки

Дидактические игры

Художественная литература

Схемы, модели

Оборудование для трудовой деятельности

Предпосылки обучения грамоте

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Словесные

Чтение художественной литературы

Составление рассказа по картине, игрушкам

Практические

Моделирование

Игровые

Речевые игры

Словарные упражнения

Игровые задания

Художественная литература

Предметные картинки

Схемы, модели

Звуковые, слоговые  линейки

Табло

Счётные палочки

Игрушки

Дидактические игры

Касса букв

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Самостоятельная речевая деятельность

Наглядные

непосредственные

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций

Просмотр  слайдов, диа-и видеофильмов, телепередач

Словесные

Чтение детской  художественной литературы

Беседа

Прослушивание записей исполнения литературных произведений

Практические

Моделирование

Проектирование

Игровые

Показ разных видов театров

Игра-драматизация

Детская литература

Сюжетные картины

Репродукции пейзажных картин и натюрмортов

Разные виды театров

Костюмы, декорации

Игрушки

Слайды, диа-и видеофильмы

Аудиозаписи литературных произведений

Портреты писателей, художников

Дидактические игры

Образовательная область «Физическое развитие»

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Физкультурно-оздоровительная работа

Двигательная разминка

Физкультминутка

Гимнастика после дневного сна

Самомассаж

Физкультурные занятия

По физической культуре

По плаванию

Самостоятельные занятия

Самостоятельная двигательная деятельность

 

Наглядно-зрительные Показ физических упражнений, использование наглядных пособий, Имитация, зрительные ориентиры

Наглядно-слуховые

Музыка, песни

Словесный

Объяснения, пояснения, указания

Подача команд, распоряжений, сигналов

Вопросы к детям

Образный сюжетный рассказ, беседа

Словесная инструкция

Практический

Повторение упражнений без изменения и с изменениями

Проведение упражнений в игровой форме.

Гигиенические факторы

Физические упражнения

пляски, танцы

Различные виды  детской деятельности

Здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие сохранение здоровья

и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников

Физкультурно-оздоровительные технологии:

  • развитие физических качеств, двигательной активности;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование позитивных установок к различным видам труда

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Трудовые поручения:

(простые, сложные, эпизодические длительные,

коллективные, индивидуальные)

Дежурство

Общий, совместный, коллективный труд

I группа методов:

 формирование нравственных представлений, суждений, оценок 

Создание у детей практического опыта трудовой деятельности

Решение  элементарных логических задач, загадок

Приучение к размышлению, Эвристические беседы

Беседы на этические темы

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций

Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов Задачи на решение коммуникативных ситуаций, придумывание сказок

2 группа методов:

создание у детей практического опыта трудовой деятельности

Приучение к положительным

формам общественного поведения

Показ действий

Пример взрослого и детей Наблюдения

Организация

деятельности общественно-полезного  характера

Разыгрывание коммуникативных ситуаций

Создание педагогических ситуаций

Ознакомление с трудом взрослых

Собственная трудовая деятельность

Художественные средства: художественная литература,

музыка, изобразительное искусство

Диа-и видеофильмы, слайды

Формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме

Индивидуальная

Подгрупповая

Экскурсия

Целевые прогулки

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Наглядные  методы:

Рассматривание иллюстраций, картин

Просмотр  слайдов, диа-и видеофильмов

Практические методы:

Моделирование ситуаций

Решение проблемных ситуаций

Изготовление запрещающих и разрешающих плакатов

Экологические акции

Разработка правил

Составление мини-энциклопедий, мини-книжек

Игровые методы:

Дидактические игры

Игровой тренинг

Игры-драматизации

Словесные методы:

Познавательные, эвристические  беседы

Чтение художественной литературы

Рассказывание

Художественные средства: художественная литература

музыка, изобразительное искусство

Диа-и  видеофильмы

Модели

Макеты

Дидактические игры

Патриотическое воспитание

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Экскурсия

Целевые прогулки

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Наглядные  методы:

Рассматривание иллюстраций, картин, глобусов, географических карт

Просмотр  слайдов, диа-и видеофильмов, телепередач

Словесные

Познавательные беседы

Чтение художественной литературы

Практические

Создание мини-музея, коллекций

Оформление выставок

Создание мини-энциклопедий, мини-книжек, фотоальбомов

Решение кроссвордов

Изготовление панно

Решение проблемных вопросов

Игровые методы

Дидактические игры

Речевые игры

Игры-упражнения

Словесные методы:

Познавательные, эвристические  беседы

Чтение художественной литературы

Рассказывание

Художественные средства: художественная литература

музыка, изобразительное искусство

Диа-и видеофильмы,

слайды

 Глобусы

 Географические карты

Схемы, модели

Дидактические игры

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Классификация игр  (С.Л. Новосёлова)

Игры,  возникающие по инициативе ребенка:

Игры-экспериментирование

Сюжетные самодеятельные игры

Игры, связанные с исходной инициативой взрослого:

Обучающие игры

Досуговые игры

Игры народные. идущие от исторической инициативы этноса Обрядовые игры

Тренинговые игры

Досуговые игры

Игра как средство освоения различных социальных ролей

Приёмы руководства

обогащение содержания игр

участие в играх детей

совместное изготовление с детьми игрового материала

участие в сговоре на игру

беседы, рассказы

беседы, рассказы

напоминание

собственный образец речи

моделирование коммуникативных ситуаций

Средства для развития игровой деятельности

Образные игрушки

Предметы домашнего обихода

Транспортные и технические  игрушки

Атрибутика ролевая

Бросовые и поделочные материалы, предметы-заместители

Музыкальные игрушки и оборудование

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности

Дидактические игрушки

Дидактические игры

Конструкторы

Игрушки для экспериментирования

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Экскурсии

Целевые прогулки

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Наглядные

непосредственные

Наблюдения

Экскурсии

Осмотры помещения

Рассматривания натуральных предметов

Наглядные опосредствованные

Рассматривание игрушек, картин, фотографий

Описание картин и игрушек

Рассказывание по игрушкам и картинам

Словесные

Чтение и рассказывание литературных произведении

Заучивание наизусть

Пересказ

Обобщающая беседа

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические

Моделирование

Проектирование

Упражнения

Игровые

Дидактические  игры

Игры-драматизации

Инсценировки

Дидактические упражнения

Пластические этюды

Хороводные игры

Средства по формированию целостной картины мира, расширение кругозора Художественные средства: художественная литература

музыка, изобразительное искусство

Диа-и видеофильмы, слайды

 Глобусы

 Географические карты

Схемы, модели

Дидактические игры

Панно

Познавательно-исследовательская деятельность

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Прогулки

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Наглядные

непосредственные

Наблюдения

Рассматривания  объектов

Практические

Эксперименты

Опыты

Исследования

Оборудование и объекты для

проведения экспериментов,

опытов, исследований экологической, естественнонаучной направленности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Экскурсии

Целевые прогулки

Самостоятельная изобразительная деятельность

Наглядные

непосредственные

Наблюдения

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, скульптур,  предметов

Показ

Обследование

Словесные

Беседы

Практические

Поисковые ситуации

Проблемные ситуации

Творческие задания

Творческие упражнения

Игровые

Игровые ситуации

Художественная литература

Произведения изобразительного искусства различных видов и жанров изобразительного искусства:

-народно-прикладного искусства,

-пейзажная живопись,

-портрет,

-бытовой жанр,

-натюрморт,

-художники-иллюстраторы,

-сказочный мир

Дидактические игры

Изобразительные материалы

Художественная литература и фольклор

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Самостоятельная речевая деятельность

Наглядные

непосредственные

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций

Просмотр  слайдов, диа-и видеофильмов, телепередач

Словесные

Чтение художественной литературы

Рассказывание художественных произведений

Беседы

Практические

Моделирование

Проектирование

Игровые

Показ разных видов театров

Игра-драматизация

Художественная литература

Сюжетные картины

Репродукции пейзажных картин и натюрмортов

Разные виды театров

Костюмы, декорации

Игрушки

Слайды, диа-и видеофильмы

Аудиозаписи литературных произведений

Портреты писателей, художников

Дидактические игры

Музыка (слушание музыки, пение, музыкальное движение)

Формы реализации Программы

Методы реализации Программы

Средства реализации Программы

Индивидуальные

Подгрупповые

Фронтальные

Режимные моменты

Самостоятельная музыкальная деятельность

Наглядные

непосредственные

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций

Просмотр  слайдов, диа-и видеофильмов, телепередач

Словесные

Беседы

Прослушивание

Чтение художественной литературы

Практические

Упражнения

Творческие задания

Поисковые задачи

Проблемные задачи

Игровые

Музыкально-дидактические игры

Игра-драматизация

Инсценировки

Художественная литература

Сюжетные картины

Репродукции пейзажных картин и натюрмортов

Игрушки

Слайды, диа-и видеофильмы

Аудиозаписи музыкальных произведений

Музыкально-дидактические игры

2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

Работа педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьями  направлена на развитие педагогики сотрудничества,  в основу которого положены  следующие принципы:

  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и развития детей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива педагогов и семьи;
  • максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе педагогов и родителей;
  • взаимная помощь, уважение и доверие;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Основные задачи, стоящие перед  педагогами:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  3. Вовлекать  родителей в образовательную деятельность через организацию совместной работы.

Основные формы взаимодействия с родителями (законными представителями):

  • анализ конкретных ситуаций,
  • проведение дискуссий и круглых столов по актуальным вопросам,
  • мастер-класс,
  • совместные проекты,
  • беседы с родителями,
  • день открытых дверей для родителей,
  • консультация для родителей,
  • семейные клубы по интересам,
  • тематические встречи с родителями,
  • публичный доклад,
  • общение с родителями по электронной почте и др.

Для детей логопедической группы родители должны стремиться создавать ситуации, побуждающие детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавая творческие игровые ситуации.


2.4 Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, медицинских работников и родителей.

Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.

Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.

Поэтому каждый из специалистов детского сада, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе МБДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя, психолога и т.д.  Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОНР.

В группах компенсирующей направленности для дошкольников с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы.

План взаимосвязи со специалистами и родителями в подготовительной коррекционной группе см. в Приложении 3.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально-техническое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования

Перечень оборудования

Логопедический кабинет

Оснащение

Коррекционно-развивающая  деятельность с детьми с нарушением речи

Диагностическая работа

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми

Консультативная работа с педагогами, родителями (законными представителями)

Информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями)

Столы для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, стулья, рабочие стол, стул учителя-логопеда, шкафы и полки для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением. Компьютер, принтер, колонки.

Индивидуальные зеркала 9Х12 см по количеству детей, умывальник для мытья рук, мыло, полотенце

Настенные часы

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

Материальные средства обучения

Игрушки

Сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.

Дидактические игрушки: народные игрушки, мозаики, настольные и печатные игры

Игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами

 Спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи);

Музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль); наборы колокольчиков, бубенчиков

Театрализованные игрушки: куклы - театральные персонажи, куклы наборы сюжетных фигурок, атрибуты, элементы декораций, маски.

Технические игрушки: летательные модели, калейдоскопы

Строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в т.ч. конструкторы нового поколения: «Lego», легкий модульный материал

Игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина)

Дидактический  материал демонстрационный материал для детей «Дети и дорога», наглядно-дидактическое пособие: «Распорядок дня», «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Деревья и листья» «Автомобильный транспорт»,  познавательная игра – лото «Цвет и форма», настольно развивающая игра-лото «Семья» и др.

Художественные средства

 

Произведения искусства и иные достижения культуры: произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства (на электронном носителе)

Детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников)

Средства наглядности (плоскостная наглядность)

Картины, фотографии, предметно-схематические модели, плакаты и т.д.

3.3 Циклограмма работы

Дни недели        

Часы работы

Распределение рабочего времени

Понедельник

14:00-18:00

14:00-14:30 Консультации для воспитателей логопедической группы.

14:30-15:00 Работа с методической литературой.

15:00 – 17:45 Индивидуально-подгрупповая работа.

17:45 – 18:00  Консультации для родителей.

Вторник

8:00 – 12:00

8:00-9:00 Индивидуальная работа с детьми.

9:00-9:30 Фронтальное занятие по обучению грамоте.

9:30-10:50 Наблюдение за детьми и помощь педагогам в процессе обучения на других занятиях.

10:55-12:00 Индивидуально-подгрупповая работа.

Среда

8:00-12:00

8:00-9:00 Индивидуальная работа с детьми.

9:00-9:30 Фронтальное занятие по обучению грамоте.

9:30-10:10 Наблюдение за детьми и помощь педагогам в процессе обучения на других занятиях.

10:15-12:00 Индивидуально-подгрупповая работа.

Четверг

8:00 – 12:00

8:00-9:00 Индивидуальная работа с детьми.

9:00-9:30 Фронтальное занятие по обучению грамоте.

9:30-10:50 Наблюдение за детьми и помощь педагогам в процессе обучения на других занятиях.

10:55-12:00 Индивидуально-подгрупповая работа.

Пятница

8:00 – 12:00

8:00-9:00 Индивидуальная работа с детьми.

9:00-9:30 Наблюдение за детьми и помощь педагогам в процессе обучения на других занятиях.

9:35-12:00 Индивидуально-подгрупповая работа.


3.4 Особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды логопедического

 кабинета  по образовательным областям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое  развитие, развитие мелкой моторики

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Наличие материалов для сенсорного образования

 Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром.

Наличие художественной и энциклопедической литературы

 Наличие дидактических и развивающих игр

Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам

Наличие картотеки речевых игр.

Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.)

Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки)

Наличие атрибутов для подвижных игр и физминуток  на занятиях.

Наличие пособий и игр по развитию мелкой моторики.

Наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания

Наличие природного и бросового материала

Наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства

Наличие дидактических игр

 

Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр

Наглядная информация для родителей

Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями

Список литературы:

  1. Волкова, Л.С.  Логопедия / Л.С.  Волкова. -  М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.-  703 с.
  2. Базарный,  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка / В. Ф. Базарный -. М.: 2005.
  3.  Бардышева, Т.Ю., Моносова, Е.Н. Логопедические занятия для детей подготовительной группы/ Т.Ю. Бардышева , Е.Н. Моносова . -М.:2010.
  4. Бардышева, Т.Ю., Моносова, Е.Н. Логопедические занятия для детей старшей  группы/ Т.Ю. Бардышева , Е.Н. Моносова . -М.:2010.
  5.  Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
  6.  Волковская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования / Т.Н. Волковская. -  М.: 2004  
  7. Воробьева Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  8.  Воробьева Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.
  9.  Г.А., Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда» / Каше Г.А.- М.: Просвещение, 1985.
  10.  Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
  11. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.Н., Филичева, Т.Б. «Преодоление ОНР у дошкольников» /, Н.С Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -  Екатеринбург.: 1998.
  12. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
  13.   Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
  14.   Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
  15. Иншакова, О.Б.        «Альбом индивидуального обследования дошкольника» / О.Б. Иншакова.- М.: Владос, 1998 .
  16.  Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
  17.  Коноваленко, С.В., Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия / С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. - М.: Просвещение, 1998.
  18.   Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
  19. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  20.   Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  21.  Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
  22.  Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
  23.  Нищева, Н.В. «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада» / Н.В. Нищева. -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  24.  Нищева, Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет» / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  25.   Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР/ Н.В. Нищева.
  26.  Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.
  27.   Под ред. Стребелевой,  Е.А.  «Комплексная диагностика детей раннего и дошкольного возраста» /  Е.А.  Стребелева. -  М. : 2005.
  28.   Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
  29. Ткаченко,  Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у дошкольников» / Т.А. Ткаченко. – М.: 2005 г.
  30. Ткаченко, Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» / Т.А Ткаченко.
  31.  Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-6, 6-7 лет / Т.А.  Ткаченко. М.: Гном-пресс,  1999.
  32.   Филичева ,Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР / Т.Б. Филичева, Г.В.  Чиркина. - М.: 2009.
  33.  Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова.  - М., 2009г.
  34.   Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей / Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
  35.   Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МРОПИ,  1993.
  36. Хабарова, Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»/ Т.В. Хабарова. -  М.: Детство – Пресс, 2012.

 Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность / А.В. Ястребова,  О.И.Лазаренко. - М.: Арктур,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной логопедической группы

Предлагаю рабочую программу подготовительной логопедической группы на 2014-2015 гг. В содержание рабочей программы входит: целевой, содержательный и организациоонный разделыПланирование данной програм...

рабочая программа подготовительной логопедической группы

в матереалле представлен план работы воспитателя с детьми 6-7 лет на год...

Рабочая программа подготовительной логопедической группы

Рабочая программа подготовительной логопедической группы Веракса Н.Е....

Рабочая программа подготовительной логопедической группы № 6«Мальвина» на 2015 - 2016 учебный год

Обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования...

Рабочая программа подготовительной "А" группы на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа предназначена для воспитателей подготовительной группы, соответствует ФГОС ДО....

Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей 6-7 лет

Рабочая программа дошкольного образования для детей 6-7  лет  разработана на основе образовательной программы МАДОУ  Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида (далее ...