Консультация для родителей «Дети и компьютер»
консультация по логопедии на тему

Кинчарова Любовь Леонидовна

Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.

Поэтому важно проинформировать родителей о полезном и вредном влиянии компьютерных игр на ребенка.

В данной консультации раскрываются вопросы:

  • почему компьтер так привлекателен для детей;
  • его положительном и отрицательном влиянии на развитие ребенка;
  • какой компьтер подходит ребенку и правила работы с ним;
  • в чем особенность и специфика обучения дошкольников;
  • что важно привыборе компютерных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_deti_i_kompyuter.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дети и компьютер»

Подготовила:

 учитель-логопед МБУ «Лицей № 6»

 г.о. Тольятти Кинчарова Л.Л.

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.  Создается впечатление, что дети  словно рождаются с навыками обращения с современными электронными устройствами. Дети самостоятельно используют компьютеры, ноутбуки родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр.

Почему это происходит?  

Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Врачи и психологи не устают спорить о вреде компьютерных игр, а Интернет-магазины потихоньку пополняются все новыми играми: «бродилками», «стратегиями» и «аркадами».

Что ж, не лучше ли попробовать идти в ногу со временем и вынести максимум пользы из продуктов технического прогресса, чем, не глядя, отрицать их? Ведь при соблюдении элементарных правил обращения с компьютером пользы от него гораздо больше, чем вреда.

Положительное влияние компьютера на ребёнка.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

• быстроту реакции

• мелкую моторику рук

• визуальное восприятие объектов

• память и внимание

• логическое мышление

• зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать

• аналитически мыслить в нестандартной ситуации

• добиваться своей цели

• совершенствовать интеллектуальные навыки

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Отрицательное влияние компьютера на ребёнка.

Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):

• Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер, а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

• Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.

       • Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и неуправляем, а ночью плохо спит.

       • С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.

     • Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Прежде чем вы будете организовывать работу малыша за компьютером, надо узнать, а, собственно, какой компьютер подходит для ребенка? 

Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков.

Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту малыша.

Компьютер должен устанавливаться в проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

Теперь рассмотрим «Правила работы»:

  • Начинайте приобщать к компьютеру малыша никак не раньше 4,5 лет, а лучше — с 5 лет. Именно начиная с этого возраста специалисты рекомендуют те игры и программы, которые действительно могут подтолкнуть развитие, помогут подтянуть ребенка в обучении, развить его речь, мышление, внимание. Для 3-леток это вредное баловство — и только.
  • Работать с компьютером малышу 5-7 лет можно не более 15 минут в день. Договоритесь с ним об этом сразу, до начала игры, ведь оторваться от интересного занятия иногда просто невозможно!
  • А придя к соглашению о времени работы, будьте последовательны.
  • После того как вы вместе со своим крохой плодотворно поработали, обязательно сделайте гимнастику для глаз. Пусть это войдет у вас в привычку. Глазкам нужен отдых от контрастных цветов компьютера и мелькания картинок, да и в школе этот навык пригодится.

Упражнения для глаз:

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1–4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх -влево- вниз- вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1–4 вверх, на счет 1–6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1–6. Повторить 3–4 раза.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

В чем особенность и специфика обучения дошкольников?

Во-первых, большая часть детей боится ошибиться  при выполнении заданий. Дошкольники чувствуют себя зажатыми, не свободными.

Во-вторых, после многочисленных наблюдений специалисты Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца выявили и такую закономерность. У 13 % детей, проявляется жестокость по отношению  к героям   и персонажам развивающих игр,  и эта жестокость управляет  их действиями.


Поэтому так важно, чтобы во время развивающих компьютерных игр  с дошкольником находился взрослый, который бы рассказывал, пояснял и общался с ребенком.


В качественной развивающей компьютерной игре должны быть нейтральные фиксаторы, на которые ребенок мог бы реагировать менее эмоционально. Например, выполнил задание правильно – солнышко улыбается, или ромашка раскрыла лепестки.

В свое время психолог  Б.Ф.Ломов предупреждал о том, что «Не надо ВСЁ тащить на экран: «То, что можно сделать другими средствами, а не только с помощью компьютера, и надо делать без помощи компьютера». С помощью компьютера можно развивать у дошкольника пространственные представления, которые в реальном мире ребенок постигает с трудом.

Нужно учитывать тот факт, что те игры, в которые играет ребёнок в 3 года и в 10 лет сильно отличаются. Да и время, отводимое на компьютер, варьируется от возраста. К тому же игра - это не всегда именно игра, как мы себе её представляем"стрелялки, бродилки".

 

Варианты продуктивных занятий в игровой форме совместно с ребенком могут быть различными:

  1. Дошкольники вполне могут ограничиться управлением автомобилем, лабиринтами, "шариками". Если родители смогут в это время играть вместе с ребёнком- это будет двойная польза. Общение вас сблизит. Ребёнок даже сможет вас, взрослого, чему-то научить. Кроме того, можно попросить ребёнка после игры пересказать вам то, с чем он столкнулся в процессе, какие были герои и что они делали. По своему опыту могу сказать, что этот пересказ может занять часы. Вам остаётся лишь внимательно выслушивать.
  2. Можете продолжить компьютерную игру в реальном времени и пространстве. Выйдя на прогулку, давайте задания ребёнку, какие он должен выполнить, как в игре. Пусть вообразит себя супергероем и принесёт вам камень из-за дома, перепрыгнет через бревно или обежит 2 раза детскую площадку. Понравится и вам и ребёнку доигрывать, но уже на свежем воздухе и в вашей компании.

 Что важно при выборе  компьютерных игр.


Для дошкольника очень важны положительные эмоции. И если в игре у ребенка что-то не получилось, происходит 
«явление незаконченного действия». Ребенок  не получает удовлетворения  от игры и поэтому его эмоции остаются на низком уровне. Чтобы этого не случилось, родители должны быть вместе с ребенком, чтобы помочь ему.


Детям нравятся так называемые 
«режиссерские игры». Суть их в следующем. Ребенок действует с изображением человечка или изображением сказочного персонажа и, озвучивая и производя какие-то действия с этими персонажами,  создает сказку,  мультфильм, создает книжку или придумывает интересные истории.


На сайте Института новых технологий» представлены развивающие компьютерные игры, которые отвечают  медицинским, психологическим и педагогическим требованиям.


 Что должно обязательно присутствовать в компьютерных играх  для дошкольников.


1.Игры, в которых  заложена перспектива общения кого-то с кем-то.
Психологи утверждают, что компьютерные игры имеют место быть, когда интересны взрослому и когда взрослый играет вместе с ребенком.


2.В игре должны присутствовать элементы сюжетосложения, т.е. присутствуют  фигурки героев, маркеры пространства. И  очень 
важно, чтобы в виртуальном мире ребенок реально общался, разговаривая и действуя,  со взрослым человеком.

Подлинная дидактика там, где дети учатся у детей или на подражательной основе у взрослых. Поэтому в детских учреждениях детей сажают по двое. Дети насторожены, боятся ошибиться. Но в игре,  соревнуясь или продвигаясь за более успешным,  непроизвольно развиваются.


Вы всегда можете выбрать самое лучшее для вашего ребенка. Так сделайте правильный выбор!

 Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что игры окажут на ребенка положительный эффект,  при условии грамотного отношения и пристального внимания родителей к этому вопросу: ограничение времени, проводимого за компьютером, подбор игр для ребенка, уделение должного внимания и другим методам развития и т.п.

Только тогда ваш ребенок получит от игр пользу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дети и компьютер»

Информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности, они достаточно значимы и актуальны. Но, как всякий новый этап, несёт с собой и новые проблемы. Среди мн...

Консультация для родителей Дети и компьютер: польза или вред?

Консультация для родителейДети и компьютер: польза или вред?...

Консультация для родителей «Дети за компьютером: хорошо или плохо»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим за...

Консультация для родителей "Дети и компьютер".

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.На экране дисплея оживают ...

Консультация для родителей "Дети и компьютер: вред и польза умной машины"

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как тел...

Консультация для родителей Дети и компьютер. Вся правда о компьютере

Консультация для родителейДети и компьютер. Вся правда о компьютере...