«Эффективные способы и приемы постановки соноров при нарушениях звукопроизношения различной этиологии»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Исяняева Алфира Яшаровна

Различные способы постановки соноров у дошкольников с ТНР. Постановка звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань»

Мастер-класс


«Эффективные способы и приемы постановки соноров
при нарушениях звукопроизношения различной этиологии»

подготовил учитель-логопед Исяняева А.Я.

Одной из основных задач коррекционной работы учителя-логопеда является формирование правильного звукопроизношения. О том как в нашей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР провожу работу по коррекции соноров я и хочу рассказать.

Характеристика сонорных звуков.

Звуки  [Л] и [ЛЬ],  [Р] и [РЬ] называются сонорными.

По месту образования они переднеязычные. По способу образования звуки [Л] и [ЛЬ] смычно-проходные, а звуки [Р] и [РЬ] - дрожащие.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Л (ТВЁРДОГО)

Губы ориентированы на следующий за Л гласный.

Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами.

Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму .

Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха (иногда с одной стороны).

Мягкое нёбо поднято.

                            Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При объяснении правильно артикуляции звука Л использую стихотворение:

Узкий кончик языка

Вверх в зубы упирается,

По бокам от языка

Воздух пробирается.

Л получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный:

Ласка, лама, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лампа

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА ЛЬ (МЯГКОГО)

При мягком ЛЬ задняя часть языка опущена, а лопатообразный кончик и передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол.

Нарушение произношения звуков [Л] и [ЛЬ]

Недостатки артикуляции звука Л (твердого и мягкого) называются   ламбдацизмом.

Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: ламбдацизм и параламбдацизм.

Ламбдацизм

  1. Полусмягченное Л, передняя часть языка приподнята, корень опущен.
  2. Полное отсутствие звука Л твердого (ампа — лампа, оба-ка —олака).
  3. Межзубное произношение — кончик языка высовывается
    между зубами.
  4. Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами
  5. Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается  

К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука Л другими звуками: в, у, р, д, ы.

Звук ЛЬ мягкий; как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но часто замещается звуком ] (йот). В онтогенезе речи мягкий ЛЬ усваивается ребёнком одним из первых согласных.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Л И ЛЬ

Мягкий звук ЛЬ ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.

Твердый звук Л можно ставить одним из следующих приёмов

Занятие по постановке звука начинаю с пальчиковой гимнастики "Мама нам  печет блины.”                                                                                                                  Затем выполняем упражнение артикуляционной гимнастики "Блинчик”, “Накажем непослушный язычок.” Мы прижмем язык зубами: та-та-та ,                  а потом прижмем губами: па-па-па.                                                                          Потом перехожу к постановке звука Л одним из следующих приемов:

1.Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик
его хорошо виден, но губы его не касаются!

Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.

2.        Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на
язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдернуть») кончик языка «назад».

Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад».

Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.

Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.

3.        Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между
губами и получить двугубное Л, которое своевременно надо перевести в зазубное положение,
иначе дефект закрепится.

Показать постановку звука Л зондозаменителями.


•Исправление параламбдацизма


Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляю сразу по нескольким направлениям: учу различать на слух звук /Л/ и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять языком движения, необходимые для правильного произношения звука /Л/.  

Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:
- при замене [Л] на [Й] ребенка учу удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка прошу просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжное [Ы]. 


- при замене [Л]на [У] нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагаю посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога «ла». Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Далее ребенка учу переключаться с одного движения на другое в быстром темпе (язык за верхними зубами, потом опускается; губы при этом находятся в положении улыбки). Слежу, чтобы ребенок не загибал кончик языка внутрь и не произносил звук [Л] с помощью губ. Первое время можно придерживать движение губ пальцами.


- при замене [Л] на [В] необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учe сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от трех до пяти, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют много раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.


- при замене [Л]на [Г] ребенку показываю, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. После этого предлагается прижать язык к верхним зубам и сказать [Ы], и подержать язык за зубами, а не опускать его. Постановка и автоматизация звука [Л] проводится, как при его отсутствии.


Если при ламбдацизмах исправление звука [Л] заканчивается этапом автоматизации, то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Р (ТВЁРДОГО)

Положение губ, углов рта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного.

Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА  РЬ (МЯГКОГО)

Передний край языка передвигается вперед и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. 

Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше.

Голосовые связки сомкнуты. Слышится короткий одноударный звук РЬ.

Нарушения произношения звука Р

Звук Р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и РЬ появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений.

 Искажение артикуляции звука Р или его пропуск называется ротацизмом.

 Замена нормального, зазубного Р любым другим звуком называется параротацизмом, например замена Р на Л, Д, Т, И (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма.

Горловое Р (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука Р имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.

Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в колебание маленький язычок (иуиlа — язычок), то такой звук называется увулярное Р («грассирующее»).

Если Р образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное Р (velum раlатит — мягкое нёбо), или велярное Р.

Увулярное Р акустически наиболее близко к нормальному Р, особенно у детей с хорошим музыкальным слухом. При велярном Р слышится грубый рокот.

Доральное Р. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.

Боковое Р (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

 Причинами ротацизма могут быть как функционально-физиологические,  так и органические дефекты: укороченная подъязычная связка, слишком толстый или узкий язык, а также укороченный передний край языка, узкое небо.

Приемы постановки звука Р

Приёмы постановки звука Р (передненёбного) известны давно. По литературным данным, приведенным М.Е. Хватцевым, число их в начале прошлого века доходило до 50.

Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Для правильной постановки звука Р необходимо развитие речевого аппарата, речевого дыхания. Подвижность речевого аппарата достигается выполнением упражнений артикуляционной гимнастики.

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между губами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно..

Постановка звука Р ведется в двух направлениях: а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух; б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

  1. Сначала знакомлю ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть  связка-ниточка.

  1. Перед зеркалом учу ребенка щелкать языком (рот раскрыт до ушей) и присасывать спинку языка к небу.

Обращаю внимание ребенка на подъязычную связку: получился «грибок». Учу щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

  1. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  2. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком — «шпок».
  3. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Постановка звука Р

Выработка фрикативного Р.

 Если ребёнок хорошо своим языком, использую методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары
кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить Фрикативный Р использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета. владеет

Если фрикативный Р хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предлагаю следующие упражнения.

  1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок
    говорит с придыханием шпатель между коренными зубами.
  2. Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-
    ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

«Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся
«вниз» к верхним резцам

  1. фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите
    язык в «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).
  2. «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.
  3. «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

  1. В момент произнесения ребенком фрикативного Р его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предлагаю ребенку длительно произвести колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.
  2. Логопат  быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — ив это время приводит
    своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.

 Если у ребенка дизартрический компонент, то вибрацию языка вызвать очень сложно. Мне нравится способ постановки "р" от "грибка".
Сперва попросите ребенка пощелкать языком как лошадка, а потом присосать язык к небу, но не цокать. с таким присосанным к небу язычком потренируйтесь сперва просто шумно подышать носом, потом опускать-понимать нижнюю челюсть. через неделю тренировок можно попробовать приступать к рычанию.
попросите ребенка принять горизонтальное положение (лечь), сделать языком "грибок", глубоко вдохнуть носом и резко выдохнуть ртом, не допуская выдыхания через "х". Этот способ легче всего дает вибрацию.
если получится, через день-два можно пробовать делать тоже самое в вертикальном положении. Еще через несколько дней пробуйте добавлять голос.

Чтобы закрепить у детей правильное произношение звука Р использую стихотворение:

Ррр! – ракета  рвётся  ввысь!
Ррр! – рычит  сердито  рысь.
Ррр, - рокочет  ровно  робот.
Ррр, - сказать и ты попробуй.
Ррр! – возьмёмся за учёбу!
Ррр! – язык широкий – к нёбу!
Языком, передним краем
Вверх, на дёсны  нажимаем.
Дунь  на  кончик языка,
Чтоб сильнее  задрожал.
Ррр – раскатистый и громкий,
Ррр – рокочущий и звонкий!

ПОСТАНОВКА ЗВУКА РЬ

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах РЬ мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости РЬ мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков Р и РЬ иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для Р твердого, так и одноударной — для РЬ мягкого.

 

Правильная речь- одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развития мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

ЛИТЕРАТУРА:

 1. Косинова Е.М. «Уроки логопеда» Игры для развития речи. Москва ЭКСМО 2009 г.

2. Жукова Н.С.  Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Москва ЭКСМО 2013г.

3. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. Москва Сфера 2013г.

4. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет. Москва Сфера 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....

Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии и степени выраженности.

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста в решении вопросов коррекции и развития коммуникативных и социальных навыков, устно...

Мастер-класс "Способы и приемы постановки сонорных звуков "

Мастер-класс будет интересен родителям, желающим помочь своим детям. В нем подробны описаны приемы постановки сонорных звуков....