Конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект открытого интегрированного занятия "Мой город" по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_sayt.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                              Конспект

        открытого  интегрированного занятия

 по формированию лексико-грамматических средств       языка и связной речи у дошкольников старшей группы компенсируюшей  направленности

                             для детей с ТНР

                                                           

                 

                                                                          Учитель-логопед: О.Я.Боришполец

                                               2018 год

Тема: Практическое усвоение  качественных прилагательных по теме « Мой город»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять представления детей о родном городе; дать представление о том, что для каждого человека малая Родина- это место, где он родился;

-уточнить знание детей о достопримечательностях родного города и его традициях;

- закреплять навыки образования качественных прилагательных, активизировать их в речевой деятельности.

 Коррекционно-развивающие:

- упражнять в умении составлять  распространенные предложения с опорой на картинки;

- закрепить умение составлять короткий рассказ  о  памятнике;

 развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме;

- расширять представление детей о большой и малой Родине;

- закреплять умения и навыки детей в  работе с пластилином  при создании Триумфальной арки;

- развивать  слуховую память, общую моторику, умение координировать речь с движением.

 Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

-формировать любовь к родному краю, развивать бережное отношение к достопримечательностям, к природе, людям.

Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие»,

 « Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», « Социально- коммуникативное развитие», « Физическое развитие»

.

Предварительная работа:

-беседа о стране, о городе Ставрополе;

-чтение стихов, пословиц и поговорок о родном городе;

-рассматривание иллюстраций  и фотографий;

- разучивание физминутки  « Родные просторы»

 

Оборудование: Ноутбук, иллюстрации  г.Ставрополя, дощечки, пластилин, музыкальные произведения / песня о городе/.

Ход: 1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко нам улыбается. Давайте поприветствуем гостей.

Этюд приветствие.

 Дети: «Здравствуй небо голубое

             Здравствуй солнце золотое

            Здравствуй матушка – Земля

             Здравствуйте мои друзья!»

Логопед: Ребята, давайте  познакомим гостей с нашим городом.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?

Россия – это наша Родина. Она очень огромна, в ней много морей, озёр и рек, она богата растительным и животным миром, славится большими городами. Всё это наша большая Родина.   У каждого человека есть ещё и малая Родина. Как вы понимаете, что такое малая Родина?

2. Игра «Что такое Родина?»

Дети: / по кругу передают сердечко и говорят:/

«Малая Родина – это … .»

Малая Родина – это место, где мы родились и живём,

 Малая Родина-  где мы увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир.

 Малая Родина- это город, улица, дом и наш детский сад.

  Малая Родина- это маленький кусочек нашей огромной страны.

3. Кроссворд. Как называют наш город?  Ставрополь

Логопед: Отгадайте загадки и запомните цифры:

… в поле не воин.

… раз отмерь, один раз отрежь.

У … нянек дитя без глазу.

… с ложкой, один с сошкой.

 Дети: (Один, семь, семь, семь) 1777

Логопед: С чем связаны эти цифры?

  Дети: Год  основания города.

Ребята, а кто дал название «Ставрополь» нашему городу?

Императрица Екатерина II.

Логопед: Что означает  это слово « Ставрополь»?

 Дети: Ставрополь - это греческое слово. В то время модно было давать городам греческие названия. Что эти слова означают в переводе на русский язык?

-Город Креста.

Звучит песня о Родине./в записи/.

4. Логопед: О нашей Родине написано много песен, стихов. Давайте расскажем стихотворение с помощью схемы  /мнемотаблица/.

 Дети: Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором  мы растем,

И березы у дороги

По которой мы идем.  

         Что мы Родиной зовем?

          Солнце в небе голубом,

         И душистый золотистый

        Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

 Поле с тонким колоском,

 Наши праздники и песни,

  Теплый вечер за окном.

 Все:                Что мы Родиной зовем?

                         Край, где мы с тобой живем!

5.Логопед:  Ставрополь- это наша малая Родина. В нем много исторических памятников.  Раньше наш город был крепостью, чтобы в него попасть нужно было въехать через охраняемые ворота.  Как они назывались? / Тифлисские ворота/.

Предлагает  изготовить такие ворота, чтобы мы могли попутешествовать по городу./изготовление поделки из готовых полос пластилина  разных по длине /

В процессе работы  обговаривание  действий.

6.Пальчиковая гимнастика / дети накручивают на палочки  картинки с изображением памятников  города и выделяют первые буквы названий картинок/.

Получается: « Ставрополь».

7.Игра « Назови, какой наш город?» / подбор прилагательных- красивый,

  огромный ,радушный, яркий, доброжелательный, зеленый, исторический/.

Дети называют прилагательные, а логопед дополняет.

С – славный, светлый, свободный, справедливый,                                                                                                                                                                                                                                                  солнечный, современный, спортивный, симпатичный, спокойный, счастливый, свободный, солнечный

Т-  традиционный, туристический, туманный, трудовой, театральный.        талантливый, творческий, транспортный, таинственный, тихий, теплый, трогательный, торжественный.

А-  аккуратный, авторитетный, актерский, автомобильный, административный.

В-  веселый, важный, везучий, волнующий, вечерний, великолепный, высокий, ведущий, воздушный, видный.

Р- родной, разный, российский, равный, рабочий, редкий ,разнообразный, различный.

О- образцовый, отличный, оживленный.

П – промышленный, престижный, полезный, приветливый, перспективный, поэтический, прелестный, превосходный, природный, переменчивый, приятный.

О- огромный, открытый, основной, особый, особенный, организованный, образовательный, обширный.

Л-  любимый, ласковый, лучший, легкий, легендарный

Ь-…….

8. Беседа о городе. Чем славен город, какие исторические памятники, достопримечательности, какие люди живут?

Логопед вносит необычный  колосок и предлагает « открывать» по колоску составлять рассказ о памятнике /короткий рассказ из 4-5 предложений с чтением стихотворения о нем/.

Динамическая  разминка « Родные просторы»

Край широкий Ставропольский / идут по кругу , взявшись за руки/,

Удивительный мой край / остановились, развели руки в стороны/,

Только в нем увидеть можно/ смотрят вдаль в одну и другую сторону/,

Все места родной страны/ разводят руки в стороны/,

Степи утопают здесь в цветах /делают рукой перед собой и показывают

 « бутон»/,

Реки горные торопятся, шумят / бегут « змейкой», взявшись за руки/,

А озера тихо, лишь качаются, лежат/ в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону/,

Юг России, но и здесь есть мерзлота/ изображают, как им холодно/,

Что не тает никогда/показывают указательным пальцем отрицание Колосится хлеб родной в полях/ руки согнуты, ладошки в кулачок-« колос», покачиваются/,

Песни птичьи в воздухе звенят/ изображают « летящую» птицу по кругу/,

Только тут пирамиды гор встают/ группируются по 2-3 человека, руки вверх соединяют/,

И леса могучие растут/тянутся на носочках вверх/,

В них животные живут/ изображают разных животных/,

И воздух самый чистый/ делают глубокий вдох-выдох/,

Ах, Ставрополье, край лучистый/ разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы/,

Тебя я в сердце сохраню / держат ладони перед собой и прижимают к сердцу/.

Логопед: В каждом городе есть достопримечательности. Что означает это слово?

 Дети: это места, куда любят приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом, горы, памятник).

 Логопед: Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и город — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство — человек (сердцевина колоска). Человек создает богатства и их потребляет.

Продолжение  составления  рассказов.

Лепестки:

1.Музеи, театры /Драмтеатр имени М.Ю.Лермонтова, музей имени Г.К.Праве /.

2. Исторические памятники /Тифлисские ворота, Вокзал железнодорожный/

3. Достопримечательности современные / Суворовский крест, монумент Ангел- хранитель/.

4. Памятники истории ВОВ / Вечный огонь, памятник генералу И.Р.Апанасенко /

5.  Литературные памятники /М.Ю.Лермонтову, А.С.Пушкину /.

6. Парки города Ставрополя.

Ребенок  отрывает листик и рассказывает по своей теме.

Я люблю свой город за его……….

Мне нравится  Ставрополь за то, что……

Я горжусь городом за его…..

Я думаю, что город…….

1/ Музеи, театры/ Драмтеатр, кукольный, исторический музей/. Дети по выбору рассказывают  о театре или музее. Но вначале читается стихотворение./

  МУЗЕЙ

Нам в музее интересно,

Что увидим- неизвестно,

Станем все мы изучать,

Будем все запоминать.

Вдоль по залам, все вперед

Проведет экскурсовод,

Экспонаты нам покажет,

И детально все расскажет.

Дети / примерный рассказ/.

Более ста лет назад, в 1903 году Г.Н. Прозрителев, который являлся краеведом и общественным деятелем, предложил создать в городе Ставрополе музей краеведческого типа. Собрания, которые представлены в музее способны отразить всю его историю с момента его создания и до нынешнего времени, а также историю Ставрополя и всего Кавказа. Здесь можно посмотреть на палеонтологическую коллекцию, которая оценивается на мировом уровне.

В музее представлены также такие коллекции, как ботаническая, минералогическая, зоологическая, энтомологическая. Есть и археологическая коллекция, которая занимает особое место в экспозиции.

Особый интерес у посетителей вызывают следующие коллекции: оружия, коллекции различных учебных пособий. Есть также очень большой фотодокументальный архив, который в полной мере отражает историю ХХ века.

Театры Ставрополя

Кто в театре был однажды
Не забудет никогда.
Сцена, занавес, актёры –
Начинается игра!

Мы покажем сказку мамам
Под названьем "Теремок".
Репетировали днями,
Роли знаем назубок.

 В детстве всегда интересно смотреть, как оживают куклы. Кукольный театр – это место волшебства, где кукольные человечки становятся живыми.

Впервые постановление об открытии театра кукол Ставрополя, тогда еще города Ворошиловска, датировано 1936г. Директором и художественным руководителем был в те годы Т. Григорович.

Первыми постановками детского театра стали «Каштанка», «Иван-царевич», «Веселый портняжка», «Сказка о мертвой царевне», «Терем-теремок».

Во время Великой Отечественной войны театр не прекращает свою деятельность, выступая перед бойцами в военных госпиталях и на фронте в перерывах между боями.

2. Исторические памятники/ Вокзал, Тифлисские ворота/

Шумят повсюду поезда,

И едут люди - кто куда.

Со всех сторон, со всех концов,

Кто ждет прибытья поездов?

Того мы приглашаем в зал,

Что называется?. (вокзал)

Вокзалы города

Поезда, которые отправляются с данного железнодорожного вокзала направляются в самые разные города - в Москву, Санкт-Петербург, Белгород, Курск, Харьков, Тулу, Ростов-на-Дону, Краматорск, Тверь, Новочеркасск, а также в другие населенные пункты и города.

Уже более ста лет осуществляется железнодорожная связь между Ставрополем и Москвой. Началась она с 1897 года. Первое здание Ставропольского железнодорожного вокзала было построено в 1890 году. За время Великой Отечественной Войны зданию были нанесены значительные разрушения. И именно поэтому, в 1940 году началось построение нового здания для железнодорожного вокзала города Ставрополь. Начиная с 2000-х годов здание частично отремонтировали, а также отреставрировали.

Вокзал состоит из залов ожидания, которые имеют разный уровень комфортности, кассами, информационным табло о прибытии и отправлении поездов, буфетом, а также комнатами, предназначенными для длительного отдыха пассажиров.

Тифлисские ворота

 Много лет назад от Тифлисских ворот отправлялись в путь гражданские экипажи, которые охранялись конными казаками. Экипажи обычно отправлялись во Владикавказ, Георгиевск, а также в сторону Минеральных Вод. Об их отправлении извещал выстрел из пушки, расположенной возле ворот. Долгое время Тифлисские ворота выполняли охранную функцию. Эти ворота стали одним из самых ярких и запоминающихся символов города Ставрополя. Однако в советский период нашей родины эти ворота подверглись разрушению. Но в 1998 году они были восстановлены благодаря инициативе жителей города. Данный проект поддержал и мэр города. При восстановлении ворот были использованы старые чертежи, построены новые ворота были из белого камня травертина. После этого Тифлисские ворота вновь стали одним из самых выдающихся памятников Ставрополя

3.Достопримечательности города /Суворовский крест, Ангел-хранитель/.

СУВОРОВСКИЙ КРЕСТ

И на горе соборной

Суворовский есть крест,

Видны отсюда горы,

Эльбрус –наш « Эверест»

Суворовский крест: Символ города - Суворовский Крест. Этот памятник был установлен к 100-летию со дня кончины великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, с именем которого связывается возникновение Ставропольской крепости, на Соборной горе По преданиям Крест был обнаружен при закладке Ставропольской крепости.  Место, где находится памятник, является одним из самых красивейших мест Ставрополя. Отсюда хорошо просматривается цепь дальних Кавказских гор с Эльбрусом.  По его же инициативе рядом с Крестом был воздвигнут Казанский кафедральный собор

Ангел

Стоит здесь из гранита

Высокий постамент,

И Ангел там хранитель-

Священный монумент.

Он выполнен из бронзы,

Стоит он на посту,

С крестом, поднятым в небо,

Он виден за версту.

***

Памятник ангелу хранителю был установлен  в 2002 году, в честь 225-летия города Ставрополя. Он представляет собой колонну, облицованную красным гранитом, на вершине которой стоит бронзовая скульптура ангела, опираясь одной ногой о позолоченную сферу, и возвышает над городом крест. 
В знойные летние дни ставропольцев питают живительной прохладой чудесные фонтаны, расположенные у основания памятника. Высота монумента вместе с колонной составляет 25 метров. Взгляд Ангела устремлен на восток. 
Данная скульптура заставляет прохожих горожан вспоминать о духовности, помогает стать добрее по отношению к родным и близким, друзьям и совершенно незнакомым людям, а также способствует совершению светлых поступков, учит мечтать и верить в чудо, а также благословляет на добрые дела. Говорят, что если человек посмотрит на Ангела и загадает желание, то оно непременно сбудется.

.4.Памятники истории ВОВ/ Вечный огонь, памятник генералу Апанасенко/

Опять на горке Комсомольской,

Стою у вечного огня.

И биографией геройской

Волнует Ставрополь меня.

.Описание памятника И.Р.Апанасенко.

Памятник имеет форму куба. На северной грани каменного куба расположен рельефный портрет генерала.  Иосиф Родионович участвовал в трёх войнах. . В период Великий Отечественной войны был заместителем командующего Воронежским фронтом. На подступах к Белгороду завязались ожесточенные схватки. Апанасенко и командующим танковым корпусом выехали на позиции наших войск. Попав под огонь вражеской авиации, Апанасенко был смертельно ранен.

4. Мемориал «Огонь Вечной Славы»

Мемориал был открыт в 1967 году у подножья Крепостной горы. Он находится на месте братской могилы солдат, которые погибли во время боев за освобождение Ставрополя в период ВОВ. Памятник представляет собой монолитную стену с высеченными на ней суровыми ликами двух солдат и женщины, символизирующей Родину-мать. Перед барельефами на гранитном постаменте находится Вечный огонь.Памятник "Вечной славы", который находится в городе Ставрополе, в России, посвящен героям гражданской и Великий Отечественной воин. С каменной монолитной стены смотрят на созерцателя Три волевых лица. Первое лицо символизирует героев гражданской войны, второе – героев Великой Отечественной войны, третье лицо, женское – лицо Родины - Матери.При взгляде на монумент чувствуешь, как требовательно смотрят прямо в глаза, многие тысячи павших героев.  Это место не забыто горожанами: всегда здесь есть живые цветы и венки. Это памятное место. Сюда приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу большую Родину во время Великой Отечественной войны.

5.Литературные памятники / М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин/.

По этим же аллеям,

Усыпанным листвой,

Гулял когда-то Пушкин.

Лермонтов, Толстой

.Памятник А.С. Пушкину был установлен в городе Ставрополе в 1987 году, в честь 150-тилетия со дня смерти всемирно известного поэта и писателя, который дважды посещал этот город. Монумент находится на южном склоне Крепостной горы, на проспекте Карла Маркса, напротив бывшей почтовой станции, где когда-то Пушкин отмечал свою подорожную. 
Этот памятник является украшением центральной улицы города и склона Крепостной горы, к нему ведет красивая лестница, вокруг которой разбит небольшой сад, стоят лавочки и кованные фонари, а напротив установлен фонтан

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову установлен в Театральном сквере возле драматического театра, названного в честь великого поэта. Имя Лермонтова неразрывно связано с Северным Кавказом и Ставрополем, «воротами» которого он был в те времена. Бронзовая статуя, высотой четыре метра, стоит на мраморном постаменте. Поэт изображен неспешно шагающим, с задумчивым взором; полы его плаща как будто развиваются на ветру, что придает памятнику ощущение динамичности и легкости. Монумент расположен на фоне деревьев и открывает главную аллею сквера. Памятник, отлитый в Санкт-Петербурге, был торжественно открыт 15 октября 1994 года, в день 180-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

8. Парки города. 

Парк центральный, парк центральный.

Тополь там пирамидальный,

И развесистый каштан,

И летящий вверх фонтан.

В парке много каруселей,

И лошадок и качелей.

Птичьи трели раздаются,

Дети весело смеются.

В ставропольский парк идите,

Сами это посмотрите.

Где лучше всего проводить свободное время с детьми, подышать свежим воздухом, насладить тишиной или может быть окунуться в атмосферу развлекательных аттракционов? Конечно же городском парке! В Ставрополе тоже есть такой парк – это Парк Победы.

Кстати, это один из крупнейших парков России, занимает более 200 гектаров зеленых массивов природного леса. Культурно-досуговый комплекс парка включает более 30 аттракционов отечественного производства, единственный в городе и Ставропольском крае зоопарк. То есть здесь есть все – и зоопарк, и карусели, и кафе с маленькими уютными ресторанчиками. Это идеальное место для семейного отдыха! Зимой здесь можно покататься на коньках, а летом поплавать в аквапарке.

Есть здесь и свой собственный конно-спортивный клуб, где дети могут заниматься верховой ездой.

А что уж говорить про аттракционы. Здесь есть все. И картодром, и батут, и детский городок, и колесо обозрения, и комната смеха, и лазерный тир, и мини-гольф, и много еще чего.

В честь 35-летия Победы над фашизмом парк получил название Парк Победы.

Настоящая зеленая жемчужина Ставрополя и любимое место отдыха горожан - это парк "Центральный", расположенный в центре города на территории в 12 гектаров. История парка началась более 150 лет назад и самым тесным образом связана с историей города. Среди местных жителей бытует легенда о том, что во время своих визитов в Ставрополь по зеленым аллеям парка прогуливались великие русские писатели - А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов.

Аллеи парка уникальны - повсюду растут величественные каштаны, высаженные по особой технологии - во время посадки в одну ямку высаживались два-три дерева, которые в процессе роста срастались, соединялись в причудливые формы. Повсюду можно встретить оригинальные цветочные композиции: вазы, фонтан цветов.

Логопед: Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному городу .Что вам запомнилось, где бы вы хотели побывать? Гости тоже много узнали о нашем городе из ваших рассказов. Вы действительно порадовали нас удивительными знаниями. Все, что вы видите, все, что вы знаете о своем городе- запомните и сохраните в своих сердцах. Спасибо за участие.

Логопед раздает детям сердечки / поощрение/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...