Особенности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН
статья по логопедии на тему

Татьяна Александровна Барсукова

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-арткуляционными признаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья43 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

- Норма речи: общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речи психофизиологические механизмы сохранны.

- Нарушения речи - это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу, объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и служит активным средством всестороннего развития личности ребенка.

Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему основной задачей всестороннего развития детей дошкольного возраста обязательно является развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных ее недочетов.

Исследование детей в массовых дошкольных учреждениях показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Наиболее распространено фонетико-фонематическое недоразвитие.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием. В эту категорию относят детей с ринолалиями функциональными и смешанными дислалиями и легкой формой дизартрии.

Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению несформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрели особую актуальность.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию речевого дефекта, развитию психических функций и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются:

- Программа коррекционного обучения детей с ФФН в старшей и подготовительной к школе группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993)

  • Перспективное планирование логопедической работы в старшей и подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР. Сост. Н.В.Нищева.
  • Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Сост. Т.А.Ткаченко.

А также использовались труды Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Фотековой Т.А., Колесниковой Е.В., Астафьевой Е.Г., Гаркуша Ю.Ф., Грибовой О.Е., Пожиленко Е.А., Васильевой С.А., Соколовой Н.В., Фомичёвой М.Ф., Парамоновой Л.Г. и многих других авторов.

В  системе занятий реализовался принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  •   развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  •   развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования распространялись на все фронтальные и подгрупповые занятия в логопедической группе:

  1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
  2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
  3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).
  4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа и содержания работы.
  5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
  6.  Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.
  7. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

9.   Недопустимость использования дефектных звуков.

При организации фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения у дошкольников использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2007.
  4. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста "Чистоговорки об овощах и фруктах"

Чистоговорки - малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных  для правильной  артикуляции, используются  для  развития  у...

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....