Открытое подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация Р,РЬ в речи. Птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пашкова Елена Викторовна

Открытое подгрупповое логопедическое занятие составлено для подгруппы детей подготовительной группы с нарушением произношения сонорных звуков. Занятие направлено на автоматизацию звуков Р,РЬ во фразовой речи. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нем отражены коррекционные задачи в соответствии с лексической темой "Птицы". в\В ходе занятия дети отправляются в весенний лес, знакомятся с его обитателями, выполняют на разных этапах занятия задания, направленные на развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, познавательных процессов, мелкой моторики и координации движений, уточнению и расширению словаря по теме Птицы, совершенствование грамматического строя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx80.34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое подгрупповое логопедическое занятие

                           «Автоматицация Р,РЬ в речи. Птицы»

ЦЕЛИ:

 - автоматизация звуков Р и РЬ во фразовой речи;

- закрепление артикуляционной основы сонорных звуков;

- продолжить работу по развитию фонематического восприятия.

- продолжить работу по развитию мелкой моторики, координации движений;

- продолжить работу по развитию внимания, памяти, мышления;

- расширение активного и пассивного словаря по теме;

- продолжить работу по развитию связной речи, грамматического строя речи; 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся и назовем первую букву своего имени, а они попробуют угадать ваше имя.

Ребята, назовите, какое сейчас время года? А почему?

Я вам предлагаю отправиться в лес…

Ребята, что особенного в весеннем лесу (проталинки, ручьи, птицы поют)?

А каких птиц мы можем встретить в весеннем лесу?

Ребята, посмотрите какое яркое весеннее солнышко встречает нас, давайте подарим ему свои улыбки , подставим ему свое личико и сделаем массаж.

                                     (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание

Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Логопед: Ребята, нам на прогулке предстоит общаться друг с другом, поэтому предлагаю вам сделать гимнастику для язычка потому, как всегда нужно говорить чисто и внятно, чтобы всем было понятно!

Я вам расскажу одну из историй веселого язычка, а вы будете показывать упражнения, которые услышите в моем рассказе. Готовы?

«Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание)«Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.»

Пальчиковая гимнастика. Ритмическая игра – массаж рук «Скворец».

Логопед: Давайте пальчики также разомнем

Мы без дела не сидим              Поглаживание рук ладонями от локтя до пальчиков.

Домик птичкам мастерим        Руками показывают крышу дома.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук          Отрывистое поглаживание ладонями.

Молоток наш верный друг.      Постукивание ребром ладони правой и левой руки.

Быстро, быстро застучали.       Поочередное постукивание указат. пальцем по    пальчикам, имитируя «работу молотка»               

Вот готов для птичек дом         Руками показывают крышу дома.

Очень много места в нём.         Развести руки в стороны.

Это кто пожил за морем?          Плечи приподняты, руки внизу.

А теперь летит над полем         Взмахи руками, имитирующие полёт птицы.

В деревянный свой дворец?      Руками показывают крышу дома.

Это – чёрненький скворец!       Пальцы рук сложить «щепоткой», имитируя  клюв птицы.

Логопед ( фонограмма ): Предлагаю вам немного насладиться прелестью звуков весеннего леса….

(Дети садятся или ложаться на пол).

 Ребята, какие звуки мы можем услышать в лесу?

Ответы детей

Логопед: А вы знаете, как птицы общаются? (включаются звуки птиц)

Журавли курлычат,  жаворонок звенит, ласточка щебечет, сорока трещит

воробей чирикает, синица тинькает, ворона каркает.

Логопед: (обращая внимание на коробку): Посмотрите, что это за коробка? Давайте откроим и посмотрим, что в ней?

Логопед с детьми открывают коробку, в которой обнаруживают воздушные шары с изображением птиц и письмо, вскрывают его и читают послание:  «Здравствуйте, Ребята! Мы птицы собираемся идти в лесную школу, а заниматься с нами там будет Мудрая Сова. Иногда Сова задаёт такие трудные задания, что мы не можем с ними справиться. Узнали мы, что вы тоже собираетесь в школу учиться, вот  решили обратиться к вам за помощью, надеемся, что вы не откажитесь нам помочь»

Логопед: Ребята, чтобы Мудрая сова ни о чем не догадалась, птицы спрятали задания в воздушные шары.

Логопед (обращаясь к детям): Поможем птицам?

Логопед: Давайте вскроем  первый шар.

ЗАДАНИЕ 1  «Раздели птиц на группы»

Логопед: Птицы просят помочь разделиться им на 2 группы, в которых они будут обучаться: жаворонок, дрозд, ласточка, грач, скворец,  ворона, сорока, воробей, сова, дятел, кукушка.

ЗАДАНИЕ 2 «Сравни»

Предлагаю вам разминку на внимание, сравните птиц с людьми и животными:

Человек ходит, а птица - летает

У человека - дети, а птицы-птенцы

У человека – нос, а у птицы – клюв

У животных – шерсть, а птиц-перья

У человека – ноги, а у птицы – лапы

        Человек живет в доме, а птица – в гнезде, в скворечнике.

ЗАДАНИЕ 3  «Сосчитай количество слогов»

Логопед: Вам нужно подсчитать количество слогов в названиях птиц и рассадить их по гнездам (ворона, снегирь, грач, жаворонок, воробей, скворец, синица, дрозд)

Физкультминутка

Ра-ра-ра- марширует детвора       (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру   (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары     (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор             (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

ЗАДАНИЕ 4: Д/И «Угадай».

Если у птицы быстрые крылья, то она… (быстрокрылая)

Если птица любит тепло, значит она … (теплолюбивая)

Если у птицы серые глаза, то она … (сероглазая)

Если у птицы острый клюв, то она … (остроклювая)

Если у птицы громкий голос, значит она … (громкоголосая)

Если у птицы быстрые ноги, значит она … (быстроногая)

Если у птицы красная грудь, значит она … (красногрудая)

ЗАДАНИЕ 5: «Исправь предложения»

      Логопед: Ребята, птицы просят нас помочь исправить предложения:

  1. Перелетные птицы улетают весной и возвращаются осенью.
  2. У грача – вороненок, у вороны грачонок.
  3. Перелетные птицы улетают в холодные края.
  4. Зимующие птицы это сорока, ласточка, воробей.
  5. У скворца длинные лапы.
  6. Перелетные птицы это жаворонок, скворец, воробей.

ЗАДАНИЕ 6: «Составь схему».

     Логопед: Вам нужно разгадать зашифрованное слово по первым звуком названий  предметов на карточке и положить соответствующего цвета квадрат.(ВЕСНА, ШКОЛА)

ЗАДАНИЕ 7:  «Заучивание стихотворения про снегиря» (по мнемотаблице)

Домашнее задание: Расскажите о птице по схеме и раскрасьте ее (на карточках)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Чем занимались? Что понравилось? Что было трудно?

                             Мнемотаблица «Снегирь»

http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/zapominanie-stihov.jpg

http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/zapominanie-stihov.jpg

             http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/zapominanie-stihov.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразовой речи»

В занятии для детей логопедической группы использованы игры на развитие слухового контроля, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, которые связаны тесным образом.Материал рекомендуется учител...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Л-Ль» в словах и фразовой речи»

В данном конспекте раскрываются этапы занятия по автоматизации звуков "л-ль". В работе с детьми использовала интересные игры, которые сделала своими руками.Рекомендую использовать конспект в...

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с нарушениями речи Тема: "Автоматизация звука [С] изолированно и в словах"

ЦЕЛЬ: автоматизировать четкое произношение  звука [С] изолированно и в словах.Возраст детей: 6-7 летИнтеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...