Тема: Звуки Р-Рь, Л-Ль. «Полет над Россией»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Образовательная область "Речевое развитие" (произношение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_oblast.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие» (произношение)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: Звуки Р-Рь, Л-Ль. «Полет над Россией»

Задачи образовательных областей:

«Речевое развитие»:  1. Закреплять навыки правильной артикуляции и произношения звуков :Р-Рь, Л-Ль

2.Продолжать учить дифференцировать звуки Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах и предложениях.

3. Закреплять навыки звуко – слогового анализа и синтеза.

4.Упражнять в составлении предложений;

 «Познавательное развитие»: 1. Закреплять понятие согласные звуки.

2. Активизировать словарь детей по темам « Перелетные птицы» и «Космос».

 3.Развивать мышление.

 «Социально-коммуникативное развитие»: 1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

«Физическое развитие»: 1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, папки для звукового анализа, презентация.

 

 

 

Ход  НОД

I.Открытый вход в деятельность

Логопед приглашает детей на стульчики.

II. Мотивация на деятельность

Логопед: ребята, как называется наша страна? Предлагаю вам  отправиться в путешествие над Россией, нашей прекрасной Родиной.

III. Расширение имеющихся знаний:

СЛАЙД 1

На чем можно полететь над Россией?....

Как  гудит мотор самолета? Ллллл

Как гудит маленький самолет? ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ

Как воет мотор космического корабля?  РР-Р-Р

Маленький мотор? РРЬ –РЬ-РЬ

Звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ  мы сегодня и будем сравнивать.

3.Акустико-артикуляционная характеристика звуков по плану

СЛАЙД  2

Ребенок по схеме дает характеристику звуков Р-РЬ

Звуки Р,РЬ – зубы и губы разомкнуты

при звуке РЬ губы в улыбке,

Язык поднят за верхние зубы, 

воздушная струя- прерывистая;

голосок работает – звук звонкий

звуки похожи на гул мотора космического корабля

СЛАЙД  3

Ребенок по схеме дает характеристику звуков Л-ЛЬ

Звуки Л,ЛЬ – зубы и губы разомкнуты,

при звуке ЛЬ губы в улыбке,

Язык поднят за верхние зубы, 

воздушная струя- длинная, идет по бокам языка

голосок работает – звук звонкий

звуки похожи на гул мотора самолета

 

4.Сравнительная характеристика  звуков Р-РЬ ,  Л-ЛЬ по схеме

Слайд 4  (Рассказывает ребенок)

Есть преграда на пути воздушной струи- звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ – согласные

Голос работает- звонкие

Звуки Р,Л – твердые, РЬ-ЛЬ -мягкие

 

5.дифференциация звуков на слух и в произношении

Чтобы завести мотор космического корабля повторим код старта

Слайд 5 

- ЛА-РА  РА-ЛА , РО-ЛО  ЛЫ-РЫ,

РАК-ЛАК, РОЖКИ-ЛОЖКИ,

(хоровое и индивидуальное проговаривание)– наш корабль удачно стартовал

СЛАЙД 6

Пролетаем над территорией России, видим стаи перелетных птиц – назовите птиц, четко произносите звуки р-л;

Прочитайте  названия  деревьев, рассадите птиц: если в слове звуки Р-РЬ 

посадить на кедр, если в слове звуки Л-ЛЬ, посадить на липу.

(дети называют перелетных птиц и определяют место приземления)

Запомните картинку (5 секунд)

СЛАЙД 7

Что изменилось? …(птицы изменили местоположение, появилась слоговая схема)

Сколько слогов  в заданной схеме?

Подберите название птицы к этой слоговой схеме.

(Дети подбирают названия перелетных птиц, в которых три слога)

IV. Динамическая пауза

Игра « реки, горы, облака»

Если дети слышат команду «горы» - присесть, руки над головой

Если команда «реки»- бег на месте

Если команда «облака» - руки вверх и покачаться из стороны в сторону

СЛАЙД 8

Пролетаем над Серпуховом , видим многоэтажный дом,  поселились слоги в нем:   показать строчки и столбцы)

- прочитать слоги, живущие на четвертом этаже верхняя строка…

- прочитать слоги  в самой нижней строке….

- прочитать слоги в левом крайнем столбце…

-прочитать слоги в правом крайнем столбце…

 

 V. Практическая работа

Дифференциация Р-Л при чтении

СЛАЙД 9

Пролетаем над уральскими горами,  видим загадочные слова.

 Какие буквы  в словах  закрыты ?

 начинаем отгадывать с самого верхнего слова…, чтение получившихся слов.

СЛАЙД 10(то-же)

«Моя Россия»  логоритмическая гимнастика на стихи В.Трутнова

Россия –танец хоровод

Березок на полях

Россия- синий небосвод

В плывущих облаках

Руки в стороны-вверх

«пружинка» руки вперед-назад

Руки в стороны вверх

Руки вверху-покачаться

Россия - вьюги завитки

Серебряные реки

Россия- нежные цветки

Ромашки, васильки

Руки согнуть- «завести мотор»

Покачаться из стороны в сторону

Присесть –встать

Раскрыть пальцы рук поочередно

Россия-пенье ручейка

От ласточек привет

Россия- милый уголок

Что сердцу даст ответ

Бег на месте

Бег на месте

Руки скрестить на груди

Руки вперед ладонями вверх

Дети садятся.

СЛАЙД 11

Логопед:

Загадочные слова превратились в картинки, видим детей в их именах спрятались звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ,

Как зовут детей? …….

Придумайте интересные предложения, используя картинки и имена детей со звуками Р-РЬ.Л-ЛЬ……

Чъе предложение вам показалось самым интересным? почему?

Звуко-слоговой  анализ слов:

Грач, иволга

VI.. Итог  

Логопед: Какие звуки мы сегодня сравнивали?

Расскажите о звуках Р-РЬ-Л-ЛЬ….(дети дают сравнительную характеристику)

Чем понравилось заниматься? Что было интересно? Вы –молодцы, научились различать звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ   и придумали много интересных предложений, наш полет закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков Л, Ль - Р, Рь . ПОЛЕТ НА МАРС»

Данный конспект занятий посвящен дифференциации звуков Л - Ль, Р-Рь в словах и предложениях....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Методическая разработка технологической карты на тему: Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей группе.

Аннотация И.В. ЖердевойМетодическая разработка технологической карты на тему:Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей  группе.В работе пр...