Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Рекомендации для воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений  у  детей  младшего дошкольного возраста.

Расскажи мне - и я забуду, 

         Покажи мне - и я запомню,

         Вовлеки меня - и я научусь. 

Конфуций

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

 Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе  онтогенеза (развития) параллельно с физическими и умственными способностями ребенка и служит показателем его общего развития.  

Кратко охарактеризуем возрастные особенности речевого развития раннего и младшего возраста.

Ранний возраст.

Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. У детей появляется более точное произношение слов, не только близкие, но все окружающие начинают понимать его речь. Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка), не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает) и т. д.  Звукопроизношение.  Дети способны четко произносить только самые простые звуки: А О У И ;  М Н П Б Т Д К Г Ф В Х (К, Г могут заменяться на Т, Д) Характерно общее смягчение речи.

У некоторых детей  появляются свистящие (не требовать их произношения).

Младший возраст.

Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. Употребляют предложения из 3-4 слов. В речи допускает грамматические ошибки («один колесо», «у меня много подругов»).

У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка).

Звукопроизношение. Согласные произносятся смягченно («лёзецька»— ложечка).

Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок),

Шипящие заменяются на свистящие звуки.

Звуки л и р пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' «лямпа» — лампа, «люка» — рука),  j («ямпа» — лампа, «юка» — рука).

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды, отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Кратко характеризуем основные причины патологии детской речи:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода.

Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору или групповой принадлежности, прием лекарственных препаратов, алкоголизм, курение, наркомания и др.;

2. Родовая травма (затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, различные акушерские манипуляции и др.);

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (частые инфекционно-вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства);

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

5. Наследственные факторы;

6. Отклонения в строении артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная связка, массивный или слишком маленький язык, недостатки зубочелюстной системы: неправильный прикус, недостатки строения небной занавески и др.);

7. Неблагоприятные социально-бытовые условия (подражание неправильной речи окружающих, недостаток эмоционального контакта и речевого общения со взрослыми и сверстниками, неправильное семейное воспитание);

   Каждая из названных причин, а не редко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

Действительно, в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС  встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и на речевом, в частности.

При ежегодном логопедическом  обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70-80% обследованных, то есть  к 5 годам  речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая  помощь  в системе  образования оказывается детям с нарушениями речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов, воспитателей  и родителей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи. 

Большое  значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период 2 – 3 лет. Именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

   Работа по профилактике речевых нарушений включает в себя следующие направления:

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие слухового внимания, восприятия;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • активизация речи детей (речевое подражание).

А) развитие мелкой моторики пальцев рук.

По результатам многочисленных исследований, проведенных в разных странах, установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому развитие мелкой моторики является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовки кисти рук к письму и, что немаловажно, мощным средством развития мышления.

Игры на кухне:

-лепка из соленого теста, рисование на манке, сортировка круп, игра «Волшебный мешочек», Сухой бассейн, аппликация из круп, скорлупы.

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

  • Губка, поднос, вода. Разливаем – вытираем!

  • Любая крупа, щетка, совочек. Рассыпаем и подметаем!

  • Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш "взбивает" пену.

  • Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает "правильную" крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.

  • Берем бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинчиваем крышки, перемешиваем и предлагаем малышу подобрать и завинтить крышки.

  • Мелкие предметы (пуговицы, мозаика, шарики) бросаем в банку с водой и вылавливаем поварешкой или ложкой.

  • Банка с отверстиями в крышке – через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.

  • Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки - и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание.
  • Рисование пальчиковыми красками, рисование на песке;
  • Конструирование (конструктор «Лего», кубики, строим из кубиков башни, кроватку для куклы, скамейку для зайца; выкладывание счетных палочек, геометрических фигур;
  • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, пазлы, перекладывание, сортировка мелких предметов, нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусин на нитку);
  • Игры –шнуровки, мозаика, доска Сегена, матрешки, пирамидки, игры с прищепками, игры с застежками;
  • Различение на ощупь различных поверхностей (мягкий, пушистый, гладкий, колючий, шершавый)
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; Упр. «Замок», «Этот пальчик …», «Пальчики здороваются» и др.
  • Пальчиковый театр и т.д.
  • Массаж и самомассаж пальцев с использованием шипованных мячей, карандашей, прищепок, природного материала (шишки, орехи). Желательно сопровождать все действия рифмованным текстом, у ребенка вырабатывается чувство ритма, развивается память, внимание, тренируем речь.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

 Кусается сильно котёнок – глупыш,

 он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,

 а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Шишку я в руке катаю, пальчики я разминаю,

Шишку я в руке сожму, пальчики я разомну.

 Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга.

Б)  Развитие слухового внимания.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Игры на развитие слухового внимания

Определение окружающих звуков и шумов (тикают часы, едут машины, трамвай,  стучит дождь).

 «Что звучало? »

 Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки, крупы.

«Слышим звон и знаем, где он» (4-5 г.).

 Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

 «Посмотрим, кто говорит» (3-4 г.).

 Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф).

На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.

Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.

Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: предлагается ребенку встать спиной к говорящему и повторить за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок, например, «Коля, нашел шапку» или «Наша Таня громко плачет» или «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок» и т.д.

Взрослый выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать.

В) Формирование речевого дыхания

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

  • Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, карандаши;
  • Играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  • Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

 «Снежинки».

    Педагог дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз. 

«Чей одуванчик раньше улетит?»

«Задуй свечу»

 «Забей мяч в ворота»

   Для игры используют поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

«Шторм в стакане»

Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила».

 «Чей пароход лучше гудит?»

    Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см.

«Послушайте, как гудит пузырек, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

«Пускание корабликов»

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

•  Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

• Лучше   выполнять   упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

•  Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

•  Следить за точностью направления воздушной струи.

•  Кратковременность   упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

•  Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

•  Упражнения могут выполняться под счет.

Г) Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Хоботок», «Лошадка», «Надуваем щеки», «Футбол», «Часики», «Вкусное варенье», «Чистим зубы», «Котенок лакает молоко», «Качели».

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.    

Д) Развитие речевого подражания

   Речевое подражание - это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить.

  Подражание речи взрослого проходит несколько этапов.

   Этапы развития речевого подражания:

   Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.

Покачаем куклу «А-а-а»

У Оли болит зуб. Она вздыхает: «О-о-о»

Пароход гудит «У-у-у» Как гудит пароход?

   Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.;

подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др.,

а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

   Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух– или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.

Слова-фрагменты, то есть такие, в которых сохранены только части слова. Например, «мако» (молоко), «дека» (девочка), «сина» (машина) и т. п.

   Слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию. Например, слова-предметы «мяу» (кошка), «му» (корова), «би-би» (машина) и т. п.; слова-действия «ам-ам» (кушать), «бух» (упал), «куп-куп» (купаться), «ду-ду» (играть на дудочке) и т. п.

   Контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «папата» (лопата), «тититики» (кирпичики), «патина» (машина) и т. п.

   При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы»: он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме.

   Кроме этого, в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты. Однако закреплять и поддерживать такую автономную речь ребенка нельзя.

Понимание речи и активный словарный запас ребенка  увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

   Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе – 2–3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

   В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка? Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.        Работа    должна проводиться    систематически, во всех видах деятельности, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.

Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого: речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений; артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого; речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога; слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно; взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов; взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

   Требования к речи ребенка: ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное – добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

        Таким образом,  в процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в речевом развитии. В результате занятий у детей обогащается активный словарь, развивается артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание, формируется слуховое восприятие, то есть создается база для успешного овладения речью. Своевременно проводимая работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно сократит  и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....

Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...