Рабочая программа логопеда в старшей группе компенсирующей направленности
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Рабочая программа коррекционно-развивающей логопедической работы написана для старшей группы "Светлячок" компенсирующей направленности для детей с ТНР. Программа  предназначена для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 2-3 уровней. Программа составлена с учётом соответствия примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет (автор Н.В.Нищева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopeda_po_nishchevoy_otredaktirovannaya_2.docx81.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»)

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой,  3 микрорайон, дом 327

E-mail:lebed@strj.tomsk.su, тел/факс  (38259) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1

Рабочая программа

коррекционно-развивающей

логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с ТНР с 5 до 6 лет

на 2017 – 2018 учебный год

Автор:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»

Митракович Л.В.

г. Стрежевой, 2017г.


Содержание:

1.        Целевой раздел        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2.        Цели, задачи, реализации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольногообразования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.        3

Основные направления коррекционно-развивающей работы.        3

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.        4

1.3.        Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы.        5

1.4.        Особенности развития речи дошкольников с ОНР.        6

1.5.        Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).        6

1.6.        Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования        7

2.        Содержательный раздел        11

2.1. Содержание образовательных областей (обязательная часть)        11

2.2.Система коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР        11

Организация образовательной деятельности        11

2.3. Особенности организации педагогического процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР.        11

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников        13

2.5. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей        14

2.6. Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР        16

Распорядок дня, организация режимных моментов        16

Примерное расписание работы учителя-логопеда        18

2.7. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе        18

2.8. Проектирование образовательного процесса        19

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса        21

3.3. Методический комплект к образовательной программе:        23


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II – III уровня, посещающих старшую группу МДОУ «ДС №4 «Лебёдушка» компенсирующего вида № 1 «Светлячок».

Данная программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Декларацией прав ребёнка;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

В этих базовых документах выделено самое общее, стержневое содержание, которое можно варьировать, наполнять конкретикой в соответствии со спецификой и особенностями дошкольного образовательного учреждения.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ №4 «Лебедушка», разработанной в соответствии с ФГОС на 2017 – 2018 уч.г.;
  • с учетом соответствия Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева).

Рабочая программа разработана на период 2017 – 2018 учебного года (с 20.09.2017 года по 30.05.2018 года).

  1. Цели, задачи, реализации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.
  • Развитие психических функций.
  • Формирование целостной картины мира.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы.
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Формирование гендерных и гражданских чувств.
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
  • Совместная трудовая деятельность.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

  1. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы.

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности.

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

  1. Особенности развития речи дошкольников с ОНР.

Старшую группу компенсирующего вида № 1 «Светлячок» МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка» в 2017 – 2018 уч.г. посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II (1 ребёнок) и III (11 детей)уровней речевого развития). Почти все дети имеют в заключении медицинский диагноз «дизартрия».

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближено к норме.

  1. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и на задачах данной Программы, они ориентированы для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

  1. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования

 Окружающий мир.

Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном городе истории родного края, о людях г.Стрежевого. Может рассказать о своем родном городе, назвать его, знает государственную символику. Имеет представление о карте родного края.

Знает представителей растительного и животного мира  нашей местности.

Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила  обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.

Речевое развитие

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и

Взрослыми. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен. Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может:

  • показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию;
  • показать на предложенных картинках названные взрослым действия.
  • показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами;
  • понимает различные формы словоизменения;
  • понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных,
  • дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
  • понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;
  • без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
  • уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
  • ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках;
  • называет основные и оттеночные цвета,
  • называет форму указанных предметов;
  • уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме;
  •  ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже;
  • согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
  • без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
  • уровень развития связной речи  практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;
  • знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
  • не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
  • объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме.
  • темп и ритм речи, паузация нормальные; ребенок употребляет основные виды интонации;
  • ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Познавательное развитие

Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.

Художественно-эстетическое развитие

Ребёнок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.

Физическое развитие

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют: артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

  1.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Содержание образовательных областей (обязательная часть)

Содержание образовательных областей подробно изложено в Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – Н.В. Нищева, 2015, стр. 69-72.

2.2.Система коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Организация образовательной деятельности

Учебный год в группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

  • I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
  • II период — декабрь, январь, февраль;
  • III период — март, апрель, май.

Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы.

Заведующий ДОУ утверждает план работы группы в начале учебного года.

Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника.

В старшей группе логопедом проводится подгрупповая работа по понедельникам, вторникам, средам, и пятницам. В четверг – индивидуальная работа с детьми и индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня.

Вечерние приемы родителей по вторникам и четвергам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

На работу с одной подгруппой детей  в старшей группе планируется 20 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в группе устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы.  

2.3. Особенности организации педагогического процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Таблица 1.

Взаимодействие специалистов в реализации задач по образовательным областям

Образовательная область

Работа специалистов

«Речевое развитие»

  • Руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

«Познавательное развитие»

  • Участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
  • Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы.
  • Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  • Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Участвуют воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
  • Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Участвуют воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

«Физическое развитие»

  • Участвуют инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Таблица 2.

Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления

Специалист

Форма

Задачи, направления

Учитель-логопед

Индивидуальные занятия

Согласно индивидуального коррекционного маршрута

Педагог-психолог

Подгрупповые психопрофилактические занятия/тренинги

Развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер.

Индивидуальные занятия

Коррекция нарушений познавательной сферы.

Воспитатель

Индивидуальные логопедические занятия

По заданию логопеда.

Индивидуальные занятия

По итогам результативности фронтальных занятий.

Логопедический комплекс

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, темпо-ритмическая гимнастика (по заданию логопеда).

В течение дня

Закрепление у детей речевых навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях.

Расширение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов.

Инструктор по физической культуре

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Дыхательная гимнастика.
Коррегирующие упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики.
Коррекция двигательных навыков.

Музыкальный руководитель

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Развитие координации движений.
Музыкотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие сенсорной культуры.

Взаимодействие специалистов осуществляется согласно рабочим программам соответствующих специалистов и на основании индивидуального образовательного маршрута каждого отдельного ребенка в соответствие с рекомендациями ТПМПК.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы.

В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.

Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

Специально для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности, имеются консультативные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

2.5. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • пальчиковая и дыхательная гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • дидактические игры и упражнения для закрепления лексико-грамматических категорий, обогащения словарного запаса;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, которые выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Таблица 3.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме.

Логопед

Воспитатель

1. На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, для которых необходимо закрепление материала, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях.

2. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.

1. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем.

2. Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов; систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Таблица 4.

Координация работы воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

ЛОГОПЕД/цель

ВОСПИТАТЕЛЬ/цель

Исправлять нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в слогах, словах, словосочетаниях и т.д.

Подготовительный этап

В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или отсутствовали.

По заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Ставит звуки, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Закрепляет  произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Автоматизирует поставленные звуки; вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь)

По заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию его со смежными фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом.

2.6. Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Распорядок дня, организация режимных моментов

В соответствии с Программой максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 15 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут).

Таблица 5.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки по образовательным областям

Образовательная область.

Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

1

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская,

конструктивно-модельная деятельность

2

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

1

Художественно эстетическое развитие. Рисование

1

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

3 (1 на улице)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с учителем-логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Таблица 6.

Режим дня. Холодный период года

Дома

6.30 – 7.30

Подъем, утренний туалет

В детском саду

8.00 – 8.20

Прием детей, игровая, индивидуальная деятельность

8.20 – 8.30

Утренняя гимнастика

8.30 – 8.35

Артикуляционная гимнастика

8.40 – 9.00

Завтрак

9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

Подгрупповые  занятия с учителем-логопедом

10.10 – 10.35

2-е занятие воспитателя

10.35 – 10.40

2 завтрак

10.40 – 11.00

Индивидуально-подгрупповая работа учителя-логопеда с детьми, игровая деятельность

11.00 – 12.20

Подготовка к прогулке. Прогулка

12.20 – 12.30

Возвращение с прогулки

12.30 – 13.00

Обед

13.00 – 15.00

Сон

15.00 – 15.25

Подъем, воздушные, водные процедуры, гимнастика после сна

15.30– 15.50

НОД

16.00 – 16.35

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда, игровая деятельность

16.35 – 16.50

Уплотненный полдник с включением блюд ужина

16.50 – 18.00

Подготовка к прогулке, прогулка

18.00

Уход детей домой

Таблица 7.

Режим дня. Теплый период года

Дома

6.30 – 7.30

Подъем, утренний туалет

В детском саду

8.00 – 8.30

Прием на улице, осмотр детей, игры, общественно-полезный труд, утренняя гимнастика

8.30 – 9.00

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно-полезный труд

9.00 – 10.15

Индивидуальная работа логопеда с детьми, общественно-

полезный труд, самостоятельная деятельность

10.15 – 10.30

2 завтрак

10.30 – 12.20

Прогулка, индивидуальная работа учителя- логопеда с детьми

12.20 – 12.35

Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры

12.35 – 15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00 – 15.25

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры

15.25 – 16.30

Игровая деятельность, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда, самостоятельная деятельность детей

16.30 – 16.50

Уплотненный полдник с включением блюд ужина

16.50 – 18.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей

18.00

Уход детей домой

Примерное расписание работы учителя-логопеда

Первое подгрупповое занятие

9.00 – 9.20

Второе подгрупповое занятие

9.30 – 9.50

Третье подгрупповое занятие

10.00 – 10.20

Индивидуальная работа с детьми

10.30 – 12.30

2.7. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе

Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей логопедической группе, я руководствовалась возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР.

Прежде всего, учитывала, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л.С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.

В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.

В центре «Играем в театр» представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Р.С. Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни учим рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Очень важно проведение занятий в групповой лаборатории или центре «Науки и природы», где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Особое значение имеет использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, поэтому для них созданы условия для проведения игр-соревнований, дети более активно привлекаются к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды созданы и наполнены необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной) имеют место в кабинете логопеда.

2.8. Проектирование образовательного процесса

  1. Годовой план организации коррекционно–педагогической работы на 2017– 2018 учебный год.Старшая логопедическая группа. Приложение 1.
  2. Годовой план организационно–методической и коррекционно–развивающей работы.Старшая логопедическая  группа. Приложение 2.
  3. Перспективный план работы учителя–логопеда на 2017 – 2018 учебный год.Старшая логопедическая группа. Приложение 3.
  4. Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической группе 2017– 2018учебный год. Приложение 4.
  5. Календарное планирование подгрупповых занятий на 2017 – 2018 учебный год.Старшая логопедическая группа. Приложение 5.
  6. Игры к лексическим темам.
  7. Взаимосвязь логопеда и воспитателей старшей логопедической группы.
  8. Список детей старшей группы компенсирующей направленности № 1 «Светлячок».
  9. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на 2017 – 2018 уч.г.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые   занятия с детьми  старшей  группы.

Помещение кабинета условно поделено на зоны:

  1. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
  2. Развития речевого дыхания.
  3. Мелкой моторики.
  4. Автоматизации звуков речи.
  5. Дифференциации звуков речи.
  6. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
  7. Обучения грамоте, коррекции нарушений процессов чтения и письма.
  8. Коррекция психических процессов.
  9. Наглядных пособий.
  10. Рабочее место учителя и ТСО.
  11. Методическое обеспечение учебного процесса.

Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете

  • логопедическое обследование;
  • составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов подгрупповой работы;
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • ведение документации.

Таблица 7.

Оснащение кабинета учителя-логопеда

№ п/п

Наименование

Количество

1

Рабочий стол

1

2

Столы

4

3

Стулья

2

4

Полки для пособий

4

5

Стульчики детские

10

6

Мебельная стенка

1

7

Зеркало настенное

2

8

Зеркало индивидуальное

10

9

Компьютер, принтер

1

10

Магнитная доска

1

11

Светильник настенный

1

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

ПОСОБИЯ:

Для проведения логопедического обследования:

1.Обследование звукопроизношения;  

2. Обследование понимания речи;  

3. Обследование связной речи;  

4. Обследование грамматического строя речи;  

5. Обследование состояния словарного запаса;  

6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;  

7. Обследование слоговой структуры слова;  

8. Счетный материал для обследования;  

9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

10. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

1.Артикуляционные упражнения (карточки);  

2. Профили звуков;  

3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;  

4. Пособия для работы над речевым дыханием;  

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;  

6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;  

7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.  

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

1.Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;  

2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;  

3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;  

4. Тексты на дифференциацию звуков.

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1. Предметные картинки по всем лексическим темам.

2.Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки на подбор синонимов;  

4. Многозначные слова;

5. Предметные картинки «один-много»;  

6. Схемы предлогов;  

7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;  

8. Пособия на согласование слов;  

9. Деформированные тексты и др.  

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;  

2. Сюжетные картинки;  

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;  

4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

Центр речевого и креативного развития в кабинете учителя-логопеда:

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. 4 стульчика для занятий у зеркала.
  3. Вата, ватные палочки, салфетки.
  4. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, вертушки, «мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)
  5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
  6. Логопедические альбомы для обследования  всех сторон речи у детей  с нарушениями речи
  7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  8. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
  9. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
  10. Серия журналов «Играйка».
  11. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
  12. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
  13. Картотека словесных игр.
  14. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  15. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  16. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке»)
  17. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
  18. Разрезной и магнитный алфавит.
  19. Алфавит на кубиках.
  20. Слоговые таблицы.
  21. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.
  22. Наборы игрушек для инсценировки сказок.
  23. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете учителя- логопеда:

  1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
  2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
  3. Кубики с картинками по всем темам.
  4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.
  5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей,мелкими морскими камешками).
  6. Массажные мячики разных цветов и размеров.
  7. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов.
  8. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
  9. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
  10. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
  11. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

3.3. Методический комплект к образовательной программе:

Методический комплект к образовательной программе:

  1. Нищева Н. В.Комплексная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  2. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. Издание 3, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  3. Нищева Н.В. Комплект программ. СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
  4. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  5. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  6. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  7. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  8. Картотека дидактических игр для закрепления речевых навыков.
  9.  Консультации для родителей на разные темы.
  10.  Предметные картинки по лексическим темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности

Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.   Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, ра...

Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик".

Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...

Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с детьми с общим недоразвитием речи

Составлена на основе вариативной примерной адаптированной Образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Автор: учитель-логопед Нищева Н.В.Изда...

Рабочая программа учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Рабочая программа учителя-дефектолога разработана для работы с детьми с ЗПР в разновозрастной группе детского сада, расчитана на три возрастные группы....

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности

Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...