Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Крикленко Ольга Валерьевна

На семинаре-практикуме родители  старшей логопедической группы знакомятся с влиянием мультипликационных фильмов на  развитие  речи и психику детей дошкольного возраста. Они упражняются в характеристике сказочных мультипликационных персонажей, угадывают мультфильм по картинке, подбирают мультфильм к определённой лексичекой теме, определяют образовательные и воспитательные задачи мультфильма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие  детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на  развитие  речи и психику детей дошкольного возраста.

Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошкольников при просмотре мультфильмов, упражнять в характеристике сказочных персонажей, уточнить знания родителей о мультфильмах, познакомить с анализом советских, современных русских и зарубежных мультфильмов.

Предложить родителям вспомнить и назвать 2-3 своих любимых и нелюбимых мультфильма.

В наше время существует множество факторов воспитания и развития, и они весьма разнообразны. К факторам воспитания относится природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Медиа – это средство электронных коммуникаций (общений). Ребёнок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.

Одни из первых и важных представителей медиа-пространства — мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребёнка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребёнку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребёнок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети-дошкольники изучают мир постоянно, такое количество времени, проведённое перед экраном, не может пройти бесследно.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношение к миру;
  •  развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  •  помогают реализовать эмоциональные потребности.

Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребёнком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом.

Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Советские мультфильмы не штамповались массово, т.е. в то время не было такого понятия как «мультсериал», и присутствовали на экране в единичных количествах, от этого и качество их выигрывало. Хороши они тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Отрицательные персонажи легко перевоспитываются. И оказывается, что они такие злобные и вредные  только потому, что с ними никто не дружил, не любил, никто им не сочувствовал. Очень важно, что злой персонаж подавался в юмористичной форме, что смягчает его отрицательную сущность. Поэтому эти мультфильмы полезны детям, они учат правильному поведению: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим, учат терпению к другим людям.

Признаки «правильных» советских мультфильмов:

  1. Не содержат насилия.
  2. В основе лежат счастливые радостные события, а не войны и хаос.
  3. Сюжеты просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям.
  4. Человеческие образы передают дружелюбие, сострадание, естественность, уважение к старшим и матушке-природе.
  5. Имеют спокойный, положительный конец.

          Однако многие родители и дети сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня любят смотреть зарубежные мультфильмы и на их манер созданные русские.  Поскольку мультипликационных фильмов в советские времена производилось мало, поэтому экраны заняли американские и японские мультфильмы.

          Мир, в котором происходят события зарубежного мультипликационного фильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь черепашек-ниндзя стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах присутствует конфликт, гонки, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.

Например, разберём, казалось бы, безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребёнок будет делать то же самое, что делают эти два весёлых и милых героя. Раз родители  дали смотреть этот весёлый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребёнок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребёнок воспринимает как должное.

В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребёнок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

Не обойдена в современных мультфильмах вниманием и любовно-эротическая составляющая. Можно ли представить себе Царевну-лягушку, которая дерётся как мужик, а вот Фиона из «Шрека» может, и делает это не просто привычно, а жестоко и со вкусом. Омужествление женщины в американских мультфильмах для детей приводит к смешению роли полов в жизни, что при определённых условиях в будущем может вызвать сексуальную дезориентацию молодых людей. В наших мультиках самая большая эротика – это сомкнутые руки героев. Поцелуй сокровенен, его физическая сторона скрыта от глаз маленького зрителя, поцелуй лишь обозначен. Здесь же всё на показ, как у взрослых.

Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребёнка. В мультфильмах «Ледниковый период », «Лесная братва», «В поисках Немо», «Тачки», «Рога и копыта», «Шрек», «Скуби Ду», «Мадагаскар», «Сезон охоты» используются слова, такие, как: чуваки,  идиотка, очуметь,  офигительно, обалденно,  тупоголовый, заткнись, малявка, балбес, выметайся, вырублю, тусняк, опупенно, валим и прочие.

В Толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова такие слова, например, как идиот, болван, козёл имеют стилистическую  пометку «бранное, ругательное», а слова придурок, тусовка, бестолочь даны с пометкой «просторечное», т.е. слова людей низкого сословия, без образования.

Наряду с разговорными, просторечными словами встречаются жаргоны  – клёво, чуваки, хлюпик, дерьмовый, паршивец, ломово и др., т.е. слова людей определённой неблагополучной группы, н., зеков, бандитов, бомжей.

В мультфильмах советского периода таких слов не выявлено. Исключением является мультфильм «Приключение поросёнка Фунтика». Он имеет слова со сниженной лексикой: тащатся в значении идут, щенок, олух, кретин. В мультфильме «Трое из Простоквашино»  встречаются слова балбес, дурень, голову оторвёт.

Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.

Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.

Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.).

Итак, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребёнка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического, а также речевого воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Таким образом, крайне важно поставить анимацию на службу воспитанию, а не стать вместе с ребёнком рабами мультфильма. Необходимо подходить к этому явлению научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия.

С родителями проводятся игры и упражнения по теме семинара:

  1. «Хорошее-плохое» (родители в два столбика пишут хорошие и плохие качества  характера предложенного мультипликационного персонажа);
  2. игровая презентация «Знаете ли вы мультфильмы?» (родители угадывают мультфильм по картинке и за каждый правильный ответ получают фишки);
  3. «Подбери мультфильмы к данной лексической теме» (родители выбирают карточку с темой, вспоминают, какие мультфильмы могут подойти к ней);
  4. «Скажи, чему учит этот мультфильм» (родители выбирают на диске с мультфильмами один из них и определяют, чему этот мультфильм может научить ребёнка).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаете ли вы мультфильмы?

Слайд 2

«Кошкин дом» « Вовка в тредевятом царстве » « Нехочуха »

Слайд 3

«Волшебное кольцо» «Козлёнок, который умел считать до 10» «Живая игрушка »

Слайд 4

«Тайна третьей планеты» «Как грибы с Горохом воевали» « Одуванчик-Толстые щёки »

Слайд 5

«Снеговик-почтовик» « Трям ! Здравствуйте!" «Маша и волшебное варенье»

Слайд 6

«Паровозик из Ромашково » «Мешок яблок» «Ох и Ах »

Слайд 7

«Как муравьишка домой спешил» «Золотая антилопа» «Про Веру и Анфису »

Слайд 8

«В стране невыученных уроков» « Бобик в гостях у Барбоса» « Боцман и попугай»

Слайд 9

«Петя и Красная шапочка» «Летучий корабль» «Котёнок с улицы Лизякова »

Слайд 10

«Песенка мышонка» «Серая шейка» «Варежка»

Слайд 11

«Тигрёнок в чайнике» « Ивашка из Дворца пионеров» «Пёс в сапогах»

Слайд 12

Молодцы!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...

Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст)

В данной работе описаны игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и в домашних условиях. В работе затронута актуальная в настоящее время проблема воспитания к...

Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошк...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Сценарий мультипликационного фильма "Рождение хлебушка" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий мультипликационного фильма "Рождени ехлебушка" для детей старшего дошкольно возраста...

Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...