Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС"
презентация по логопедии

Дорожинская Наталия Сергеевна

"Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_s_ras.pptx121.18 КБ
Файл rabochaya_programma_uchitelya-logopeda.docx100.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приёмы работы по развитию речи детей с расстройствами аутистического спектра Подготовили : учитель-логопед Копысова Н.В. учитель-логопед Дорожинская Н.С.

Слайд 2

Речевое развитие детей с РАС 1 группа: почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично. 2 группа: характерны эхолалии , есть небольшой набор стереотипных коротких фраз; имеют стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве; о себе ребенок говорит во втором или третьем лице; нет развернутых фраз (за исключением цитат), нет пересказа, даже короткого. 3 группа: обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу; могут цитировать целые страницы любимых книг или рассуждать на излюбленную тему, но характерны нарушения произнесения; своеобразная интонация. 4 группа: характерны эхолалии ; просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден; реагирует на эмоционально задевшую его ситуацию

Слайд 3

Особенности развития понимания речи детей с РАС: - непроизвольность внимания - внесение эмоционального смысла

Слайд 4

Эмоционально-смысловой комментарий - это такой комментарий, который позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного.

Слайд 5

Эмоционально-смысловой комментарий должен: 1. Быть обязательно привязанным к опыту ребенка, к тому, что он знает, видел, на чем останавливалось его внимание. 2. Вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию . 3. Расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируясь на приятных для ребенка ощущениях и сглаживая, по возможности, неприятные. 4. Пояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. 5. Передавать смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил. 6. Давать представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно. 7. Быть не слишком простым и односложным.

Слайд 6

Этапы работы над эмоционально-смысловым комментарием: 1 этап. Обсуждение отдельных эпизодов, связывая их с каким-то понятным ребенку эмоциональным образом. 2 этап. Смысловое увязывание отдельных эпизодов (сюжетное комментирование).

Слайд 7

Развитие понимания речи детей с РАС комментирование отдельных впечатлений и ярких эпизодов Сюжетное комментирование: Короткие прозаические рассказы и сказки Истории о самом ребенке Короткие сказки с продолжением

Слайд 8

Развитие возможности активно пользоваться речью Задача: при любой форме аутизма попытаться восстановить или заново создать у ребёнка потребность в речевой коммуникации.

Слайд 9

Растормаживание речи Закрепление появившихся речевых форм Развитие активной речи

Слайд 10

Растормаживание речи провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальной аутостимуляции

Слайд 11

Закрепление появившихся речевых форм постоянно в игре или на занятиях воспроизводить ту ситуацию, в которой у ребенка появилась подходящая звуковая или словесная реакция добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы, привязывая их по смыслу к ситуации

Слайд 13

Приёмы закрепления появившихся речевых форм Работа с ритмами Паузы Интонирование речевых шаблонов Суфлирование Планирование последовательности событий Пересказ событий минувшего дня Сюжетное рисование, сюжетное комментирование «Случайные» вопросы Внесение дополнений, уточнений в фантазии ребенка Внесение в занятия загадок, касающихся содержания рассказов ребенка



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНА

Заседанием Совета родителей

Протокол от «___» августа

2023 г. № ___

Рабочая программа

учителя – логопеда

Муниципального дошкольного образовательного

 автономного учреждения детский сад «Золотой ключик»

Разработчики:

Н.В. Копысова учитель – логопед

Н.С. Дорожинская учитель-логопед

Срок реализации программы:

2023-2024 учебный год

Содержание

1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи

3

1.1.2. Принципы реализации рабочей программы

4

1.2. Планируемые результаты логопедической работы

5

1.3. Логопедическая диагностика направлена на отслеживание качества дошкольного образования

5

1.4. Психологические характеристики особенностей развития детей целевых групп по ФОП ДО

6

2. Содержательный раздел

6

2.1. Описание содержания деятельности учителя-логопеда в соответствии с направлениями работы

6

2.2. Особенности организации деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями речи

8

2.3. Образовательные технологии в работе учителя-логопеда

20

3. Организационный раздел

22

3.1. План совместной деятельности специалистов ДОО и воспитателей комбинированных групп

22

3.2. Организационно-методическая и консультативная деятельность

23

3.3. Циклограмма деятельности учителя-логопеда

32

Литература

33

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28; Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Конвенцией о правах ребенка ООН;

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

- Распоряжения Министерства просвещения РФ от 06.04.2021 №Р-77 «Об отверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Рабочая программа соотнесена с адаптированными образовательными программами: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями, построенных на основе  ФГОС ДО и ФАОП ДО, с Рабочей программой воспитателя в Муниципальном дошкольном автономном образовательном учреждении детский сад «Золотой ключик» (далее МДОАУ д/с «Золотой ключик», положением о группе комбинированной направленности.

1.1.1 Цели и задачи

Целями рабочей программы являются:

- разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций;

- обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цели рабочей программы достигаются через решение следующих задач, основанных на задачах Федеральных программ дошкольного образования.

Задачи рабочей программы:

- реализация содержания АОП ДО обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями;

- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

1.1.2. Рабочая программа построена на следующих принципах Федеральной адаптированной  программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, установленных ФГОС ДО и специфических принципах:

1) Поддержка разнообразия детства.

2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3) Позитивная социализация ребенка.

4) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

5) Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6) Сотрудничество Организации с семьей.

7) Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Специфические принципы: [1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи]

1.2. Планируемые результаты логопедической работы [1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи],

[2] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития], [3] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития], [4] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями].

1.3. Логопедическая диагностика направлена на отслеживание качества дошкольного образования. 

Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Определение результативности деятельности ДОО прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОО являются:

- степень освоения детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ ДО;

- степень готовности ребенка к школьному обучению;

- удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОО.

Результаты диагностики после совместного обсуждения заносятся в индивидуальную карту развития ребенка (а также в сводную диагностическая карту по группе).

Диагностическая карта отражает общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.

 Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.

Периодичность педагогической  (логопедической) диагностики:

-  сентябрь – 1- 2 неделя;

-  январь – 3 неделя;

-  май – 3 - 4 неделя;

Объекты педагогической диагностики:

- освоение детьми АОП ДО (по нозологиям);

- готовность к школе.

Форма регистрации результатов педагогической (логопедической) диагностики:

- Карта индивидуального развития ребенка

1.4. Психологические характеристики особенностей развития детей целевых групп по ФОП ДО:

1) Психологическая характеристика особенностей развития детей с ТНР

[1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи]

2) Психологическая характеристика особенностей развития детей с ЗПР

[2] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития]

3) Психологическая характеристика особенностей развития детей с ТМНР

[3] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития]

4)Психологическая характеристика особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями [4] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями]

2. Содержательный раздел

2.1. Описание содержания деятельности учителя – логопеда в соответствии с направлениями работы

Содержание деятельности учителя - логопеда осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136 н., соответствии профилю деятельности: - учитель-логопед (нарушение речи).

В рамках логопедического и методического сопровождения реализации основных, адаптированных и дополнительных образовательных программ учителем – логопедом  ДОО ведётся следующая работа:

Направление деятельности учителя-логопеда

Планируемые результаты.

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования

- Разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи;

- Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- Организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей;

- Проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи здоровья;

- Отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов;

- Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи;

- Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве;

- Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития

- Выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи;

- Планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей;

- Составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса;

- Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий;

- Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса;

- Планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи;

- Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи.

Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации

- Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации;

- Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи;

- Развитие у детей с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми;

- Организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения;

- Проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий.

 

2.2. Особенности организации деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями речи

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательной организации;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа.

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).

Используются следующие диагностические методики и методические рекомендации:

  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет.              
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционно-развивающая работа.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФН.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.

Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 30 мая.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится не менее 2-х раз в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в карте индивидуального развития ребёнка.

Формы организации образовательной деятельности.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные - основная цель которых - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых        сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала.

Содержание подгрупповых занятий.

 Основная цель подгрупповых занятий - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

        Осуществляется:

  • Закрепление навыков произношения изученных звуков.
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,          состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из          правильно произносимых звуков.
  • Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее          звуков.
  • Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом; б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з ,ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

Содержание логопедической работы с обучающимися с ТНР,

не владеющих фразовой речью  (первый уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Развитие понимания речи

Обучение по инструкции узнаванию и показыванию предметов, действий, признаков, понимание обобщающих значений слов, дифференцированное восприятие вопросов кто? куда? откуда? понимание обращения к одному и нескольким лицам, грамматических категорий  числа существительных, глаголов, угадывание предметов по их описанию, определение элементарных причинно-следственных связей.

Развитие  активной подражательной речевой деятельности

Развитие активной подражательной речевой деятельности (в любом фонетическом оформлении называть родителей, близких родственников, подражать крикам животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным инструментам); обучение простым приказам - на, иди. Составление первых предложения из аморфных слов-корней, преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа, составление предложений по модели: кто? что делает? Кто? Что делает? Что? (например: Тата (мама, папа) спит; Тата, мой ушки, ноги. Тата моет уши, ноги.). Развитие памяти, внимания, логического мышления (запоминание 2-4 предметов, угадывание убранного или добавленного предмета, запоминание и подбор картинок 2-3-4 частей).  Обучение соотнесению предметов и действия с их словесным обозначением, понимание обобщающего значения слов. Появление потребности общаться с помощью элементарных двух-трехсловных предложений. Проявление словесной деятельности в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления.

Обучение детей с начатками фразовой речи (второй уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Развитие понимания речи

Формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Обучение называнию 1-3хсложных слов (кот, муха, молоко), первоначальным навыкам словоизменения, затем – словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения «мой - моя» существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа «домик, шубка», категории падежа существительных).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа «Вова, спи», «Толя спит», «Оля пьет сок»); усвоение простых предлогов – на, - под, - в, - из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание коротких двустиший и потешек (допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, в то время, как фиксируется внимание на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов и т.д.).

Развитие произносительной стороны речи:

 Различение речевых и неречевых звуков, определение источника, силы и направленности звука. Уточнение правильности произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизация поставленных звуков на уровне слогов, слов, предложений; формирование правильной звукослоговой структуры слова.  Различение и четкое воспроизведение слоговых сочетаний из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизведение слогов со стечением согласных. Усвоение ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов (допустимы нарушения звукопроизношения).

К концу данного этапа обучения дети овладевают простой фразой, могут согласовывать основные члены предложения, понимать и использовать простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода; понимают некоторые грамматические формы слов, несложных рассказов, коротких сказок.

Обучение детей с развернутой фразовой речью

 с элементами лексико-грамматического недоразвития

 (третий уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Развитие понимания речи

Умение вслушиваться в обращённую речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; развитие понимания более тонких значений обобщающих слов, подготовка к овладению монологической и диалогической речью.

Развитие произносительной стороны речи

Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами  стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи. Развитие умения дифференцировать на слух  оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, отработка этих дифференцировок в произношении.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Закрепление навыков звукового анализа и  синтеза (анализ и  синтез простого  слога без стечения согласных, выделение начального гласного/согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного/гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-Зсложных слов). Знакомство с буквами, соответствующими  правильно произносимым звукам. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».

Развитие общих речевых навыков

Развитие интонационной выразительности речи,  совершенствование четкости дикции. Закрепление навыка правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни. Развитие способности изменять голос по силе, высоте, тембру, используя игры-драматизации и диалоги. Обучение правильному дыханию.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость, вежливость; жадность-щедрость). Формирование умений объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши и т.д.). Обучение подбору однозначных существительных к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образование от названий действий названий предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь - шум; объяснению логических связей (Оля  провожала Таню - кто приезжал?), подбору синонимов (смелый - храбрый).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по   демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии.

Обучение детей с остаточными проявлениями нерезко выраженного  недоразвития всех компонентов языковой системы

 (четвертый уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Совершенствование произносительной стороны речи

Закрепление навыков четкого произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Закрепление понятиий «звук», «слог», «слово», «предложение»; обучение анализу и синтезу обратных и прямых слогов и односложных- двух, трех сложных слов, составление из букв разрезной азбуки слоги, слов; развитие оптико-пространственных и моторно-графических навыков.

Развитие общих речевых навыков

Воспитание ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Расширение лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп, активизация словообразовательных процессов (сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая, черноглазая девочка, прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с  оттеночными значениями: выползать, вползать,  подъехать - объехать). Упражнение в подборе синонимов, антонимов, давая им объяснения (скупой – жадный, добрый – милосердный, неряшливый – неаккуратный, смешливый – веселый, веселый – грустный и проч.); объяснение переносного значения слов и целых выражений (сгореть со стыда, широкая душа); преобразование названий профессий мужского рода в названия женского рода (портной – портниха, повар – повариха, скрипач - скрипачка), преобразование одной грамматической категории в другую (читать читатель  –  читательница – читающий).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепление навыков употребления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем введения однородных членов предложений. Совершенствование связной речи: закрепление навыков рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов.

В результате логопедического воздействия речь детей с 4 уровнем речевого развития максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью, а именно: в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Соответственно с этим у детей сформирован лексико-грамматический строй языка. Так, дети адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют в полном для указанного возраста объеме навыками словообразования и словоизменения. Фонетическое оформление речи детей соответствует нормам родного языка. Кроме того, у детей достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты (чтение и печатание некоторых букв, слогов, коротких слов).

Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

Направление работы

Содержание

Коррекция звукопроизношения

Формирование артикуляционной моторики, выработка правильной артикуляции нарушенного звука, формирование навыков правильного произношения изолированного звука, закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации; формирование умения определять наличие звука в слове.

Формирование фонематического восприятия

Артикуляторный (подготовительный) этап:

Уточнение артикуляторной основы сохранных и легких в артикуляции звуков:

[а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова.

Дифференцировочный этап:

Дифференциация каждого правильно произносимого звука, сравнение их на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Уточнение дифференциации гласных звуков.

Подготовка к обучению грамоте

Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове, о качестве звуков в слове.

Отработка наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору – схему. Формирование умения делать слоговой анализ слов, анализ и синтез обратных слогов.

Уточнение артикуляции согласных звуков, выделение последнего согласного в слове, выделение начальных согласных в слове, выделение ударных гласных из положения после согласных в слове. Обучение анализу и синтезу прямого слога, звуко-слоговому анализу и синтезу односложных слов из 3 звуков и двухсложных с опорой на схему, где обозначаются и слоги и звуки.

Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов со стечениями согласных в составе односложных слов, двухсложных с закрытым слогом, трехсложных, произношение которых не расходится с написанием.

Преобразование слов путем замены отдельных звуков.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Обучение детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Направление

 работы

Содержание работы

Коррекция звукопроизношения

- выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

1. Постановка звуков (Л, Ль, Р, Рь), используя различные способы (имитационный, механический, смешанный).

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

Организация режима пребывания детей в логопункте.

Прием на логопедический пункт производится в начале учебного года. На логопедический пункт зачисляются  обучающиеся, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ, заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании  психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем – логопедом), а также обучающиеся имеющие высокий риск возникновения нарушений речи.

На каждого ребенка с ОВЗ, зачисленного на логопедический пункт, специалисты ППк заполняют карту индивидуального развития, на детей, не имеющих статус ОВЗ, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Формы, приёмы в организации коррекционной логопедической работы

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОО,  имеющие нарушения в развитии устной речи:

  • фонетическое недоразвитие;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;

На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.  

Индивидуальная работа с детьми

Интеграция с другими образовательными областями

Самостоятельная деятельность детей

Взаимосвязь с воспитателем

Взаимодействие с родителями

-индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения

-групповая работа по развитию лексики, грамматики и связной речи

 - игры с предметами и сюжетными игрушками

-дидактические игры с использованием предметов и игрушек

 - логопедические игры на развитие общей и мелкой моторики

-артикуляционные упражнения

-дыхательная гимнастика

- чтение, рассматривание иллюстраций,

- коммуникативные тренинги,

-настольно-печатные игры,

-разучивание стихотворений,

-речевые задания и упражнения,

-работа по обучению пересказу с опорой на картинки, рассказу по серии сюжетных картинок, составлению описательного или повествовательного рассказа,

- показ настольного театра,

- инсценировка знакомых произведений.

Физическое развитие:

-динамические паузы, подвижные игры, координация речи с движением, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.

Социально-коммуникативное развитие:

Ситуативные беседы, диалоги, принятие различных ролей в процессе сюжетно-ролевой игры или инсценировки произведения, вырезание, приклеивание.

Познавательное развитие:

Воспроизведение в устной речи логической последовательности событий, работа с загадками.

Речевое развитие: общение взрослых с детьми, ответы на вопросы, правильное произношение слов, использование в речи средств интонационной выразительности

Художественно-эстетическое развитие: чтение, слушание, обсуждение различных произведений, обведение по контуру, раскрашивание, штриховка изображений, музыкальное сопровождение.

Игра – драматизация с использованием различных видов театров, игры в парах с использованием артикуляционной гимнастики, самостоятельная художественно-речевая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игра-импровизация по мотивам сказок, театрализованные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, словотворчество.

Открытые мероприятия для воспитателей по коррекции звукопроизношения у детей, консультации, беседы, «Круглые столы» по организации индивидуальной логопедической помощи детям, оформление информационных стендов различной тематики, логопедические пятиминутки, иллюстративный материал и художественная литература, помощь в организации логопедических уголков группы.

Анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление информационных стендов в группе, наглядная информация различной тематики, консультирование по вопросам организации речевой среды дома.

        2.3. Образовательные технологии в работе учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия осуществляется путем использования следующих здоровьесберегающих технологий.

Технология

Содержание работы, проведение

Динамические паузы

      Упражнения для профилактики переутомления на каждом занятии (подгрупповом,  индивидуальном)  по  мере  утомляемости детей. Длительность  -   2-3   мин;   1-2  раза,   в  зависимости от продолжительности занятия. Может включать в себя упражнения

на  развитие  общей  моторики,  пальчиковой  и  дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и др.    

Пальчиковая гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. На каждом занятии как динамическая пауза или ее часть

Артикуляционная гимнастика

     Упражнения  для  выработки  полноценных  (точных  и  сильных) движений губ, языка, челюсти. Гимнастика для глаз На каждом подгрупповом занятии как часть динамической  паузы. На индивидуальных занятиях по показаниям. Дыхательная гимнастика

На подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Психогимнастика

     Специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Используется на индивидуальных занятиях по показаниям.                

Кинезиологические упражнения

     Упражнения на развития межполушарного взаимодействия (как часть занятия или динамической паузы)

Релаксация

     Система   расслабляющих упражнений, направленная на восстановление  между  процессами  равновесия  возбуждения  и торможения и снижение двигательного  беспокойства (дыхание,

мышечное расслабление)         

Логоритмические упражнения

     Упражнения на координацию музыки, движения и речи (как часть занятия).

Фонетическая ритмика

     Система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Биоэнергопластика

Соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

Наряду со здоровьесберегающими технологиями необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы:

- игровые технологии в логопедической коррекции;

        - технология речедвигательной ритмики (А.Я Мухиной);

        - технология коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк);

- технология логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина);

- информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; развивающие игры с портала «Мерсибо»; «Учимся, играя»; игры, выполненные в формате презентаций и т.п.;

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопункте современные методические разработки, в том числе А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк, В.К. Воробьевой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, З.Е. Агранович и др.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных отклонений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

Коррекционная направленность логопедиченских занятий  осуществляется не только на индивидуальных и подгрупповых занятиях, но и в режимных моментах, играх, труде, театрализованной деятельности, дополнительном образовании, экскурсиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей).

Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе

3.Организационный раздел

3.1. План совместной деятельности специалистов ДОО и воспитателей комбинированных групп

Мероприятия

Срок

Ответственные

Комплексное психолого-педагогическое обследование обучающихся

Сентябрь, май

Специалисты ППк

Формирование списков детей, нуждающихся в логопедической помощи

1 – 15 сентября

Учитель-логопед

Сбор анамнестических данных для заполнения речевой карты

1 – 15 сентября

Учитель – логопед, воспитатели

Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-развивающей деятельности по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы обучающихся

Сентябрь

Специалисты ППк, воспитатели

Составление         индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ

Сентябрь

Специалисты ППк, воспитатели

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися

В течение года

Специалисты ППк, воспитатели

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями специалистов

В течение года

Специалисты ППк, воспитатели

Проведение логопедических пятиминуток

В течение года

Учитель – логопед, воспитатели

Проведение интегрированных занятий

Ноябрь, март

Специалисты ППк, воспитатели

Проведение родительских собраний

Сентябрь, январь, май

Специалисты ППк, воспитатели

Анализ         коррекционно-педагогической         работы         за год. Определение задач на новый учебный год.

Май

 Специалисты ППк, воспитатели

3.2. Организационно-методическая и консультативная деятельность.

Цель: создание условий для оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, имеющим различные речевые нарушения и их семьям.

Задачи:

  1. Совершенствовать систему работы по развитию устной речи детей с ОВЗ на основе современных логопедических технологий.
  2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в вопросах развития устной речи дошкольников.
  3. Способствовать созданию специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.
  4. Обобщать и распространять педагогический опыт работы по развитию устной речи детей с ОВЗ.

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Сентябрь

Диагностика

Обследование устной речи детей.

Сбор анамнестических данных о детях, зачисленных на логопедический пункт.

Коррекционная работа

Формирование группы детей, нуждающихся в коррекции речи.

Обновление документации ППк.

Консульционная работа

Консультация «Создание специальных условий воспитания и обучения для детей с ОВЗ в ДОО».

«Почему заговорить бывает трудно?».

Профилактическая работа

Проведение логопедических пятиминуток.

Ознакомление воспитателей и родителей с результатами логопедического обследования.

Участие в общегрупповых родительских собраниях.

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Октябрь

Диагностика

Обследование устной речи детей по запросам родителей.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия

Консультационная работа

Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи».

Консультация «Когда обратиться к логопеду?»

Профилактическая

работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Помощь в подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Ноябрь

Диагностика

Обследование устной речи детей по запросам родителей.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия.

Консультационная

 работа

 «Советы по обучению чтению».

«Что такое артикуляционная гимнастика и как её выполнять?»

Профилактическая

работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Помощь в подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Декабрь

Диагностика

Обследование устной речи детей по запросам родителей.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия.

Консультационная работа

«Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников».

«Если ребёнок заикается».

Профилактическая работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Оказание помощи при планировании и подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Январь

Диагностика

Мониторинг уровня речевого развития детей, посещающих коррекционные занятия.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия

Консультационная работа

«Формирование процесса словообразования у дошкольников».

«Особенности логопедической работы с детьми дома».

Профилактическая работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Оказание помощи при планировании и подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Февраль

Диагностика

Обследование устной речи детей по запросам родителей.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия.

Консультационная работа

«Скороговорки для развития речи».

«Чаще говорите с малышом».

Профилактическая работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Оказание помощи при планировании и подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Март

Диагностика

Обследование устной речи детей по запросам родителей.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия

Консультационная работа

«Особенности русских народных сказок».

Профилактическая работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Оказание помощи при планировании и подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Подготовка и проведение литературного конкурса чтецов среди детей с нарушениями речи «Дружат дети всей Земли».

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Апрель

Диагностика

Обследование устной речи детей по запросам родителей.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия.

Консультационная работа

«Игры для развития речи и мышления».

«Игры для развития речи и мышления».

Профилактическая работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Проведение интегрированного занятия в группах комбинированной направленности.

Семейный клуб «Школа дошколят».

Месяц

Вид работы

Дети

Педагоги

Родители

Май

Диагностика

Мониторинг устной речи детей, посещавших логопедические занятия.

Коррекционная работа

Индивидуальные/ подгрупповые коррекционные занятия (по результатам обследования).

Консультационная работа

«Игры с песком и водой, или как с пользой провести лето»

«Обогащение, закрепление словарного запаса в летний период».

Профилактическая работа

Проведение логопедических пятиминуток.    

Самоанализ деятельности за учебный год, выступление с отчетом на заключительном педагогическом совете.

 

Семейный клуб «Школа дошколят».

3.3. Циклограмма деятельности учителя-логопеда

Дни недели

Время работы

Время проведения

Мероприятия

Понедельник

14.00 - 19.00

14.00 – 15.00

15.00 – 18.30

18.30 - 19.00

Организационно-методическая работа

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Консультирование родителей

Вторник

08.00 - 13.30

08.00 – 12.00

12.30 – 13.30

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Организационно-методическая работа.

Среда

По графику работы ПМПК

Работа в ТПМПК (в соответствии с графиком заседаний)

Четверг

08.00 - 13.30

08.00 – 12.00

12.30 – 13.30

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Организационно-методическая работа.

Пятница

08.00 - 13.30

08.00 – 12.00

12.30 – 13.30

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Организационно-методическая работа.

Литература

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект выступления перед родителями подготовительной к школе группы о важности работы по развитию речи детей перед началом школьного обучения

Развитая речь у первоклассника - залог его  первых успехов в школе. И если с  письменными работами не все бывает гладко - и это допустимо, то к речи ученика в современной школе предъявляют в...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Теневой театр как средство развития речи у дошкольников.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно.В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь  детям, ...

Доклад "Эффективные методы и приемы работы по развитию речи детей на музыкальных занятиях"

Логоритмическая работа направлена на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, способствует музыкальному развитию детей....

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...

Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов " Технология «Друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи. "

Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе о...