Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня «Путешествие с героями сказки «Снежная Королева»»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Закрепление представлений о зиме, ее приметах;
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов;
  • Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи.
  • Коррекционно-развивающиеся:
  • Развитие общей моторики, координация речи с движением;
  • Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
  • Воспитание любви и интереса к сказкам, бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_uchitelya-logopeda_.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 82 комбинированного вида» Кировского района г. Казани

Конспект подгруппового занятия

по формированию

лексико-грамматических категорий  

для детей с ОНР III уровня

«Путешествие с героями сказки

«Снежная Королева»»

Учитель-логопед Незамеева Т. В.

Казань 2018

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Закрепление представлений о зиме, ее приметах;
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов;
  • Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи.
  • Коррекционно-развивающиеся:
  • Развитие общей моторики, координация речи с движением;
  • Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
  • Воспитание любви и интереса к сказкам, бережного отношения к природе.

Оборудование: Монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; магнитная доска; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы, с изображениями родственных слов; модель – схема, выведенная на мультимедийную установку рассказа «В зимнем парке», рамка от зеркала, осколки.

Ход деятельности

I этап. Вводная часть

Организационный момент

Логопед: - Здравствуйте дети!

В путешествие по книге приглашаю вас пойти.

Включается запись «Вьюги» на магнитофоне.

Интересней приключения нам, ребята не найти!

А книга называется «Снежная Королева». И написал ее Г. Х. Андерсон.

– Ой! А куда же она делась? (логопед прячет книгу)

– И что-то холодно у нас в группе стало!

Логопед включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки, произносит речь (эпизод мультфильма,  озвучивается текст).

- Я повелительница льда!

Да! Книгу вашу я взяла!

Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,

Меня герои сказки будут веселить!!!

Ах! Где ж они? Куда они пропали?

А может к вам на помощь в детский сад сбежали?

Тогда держитесь, нелегко придётся вам,

Я очень трудные задания Вам дам!

Чтоб зеркало моё собрать,

Осколки нужно вам искать.

Когда осколки соберёте,

Тогда и книгу вы найдёте.

II этап. Основная часть

Логопед: - Вы хотите вернуть книгу? Согласны встретится с персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы? Где же герои – наши помощники?

Логопед: - Посмотрите! (логопед включает второй эпизод) 

– Да это же Герда!

 – Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма озвучивается текстом)

Герда: - Хорошо! Тогда мое первое задание, вы должны выполнить зимнюю артикуляционную гимнастику.

Логопед: - Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.

Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.

Снова к нам зима пришла,

Много снега принесла.

(«Толстячки» - надуть щеки, удерживать в таком положении 5-10 секунд.)

Принесла она мороз

Заморозить может нос.

(«Худышки» - втянуть щеки, удерживать в таком положении 5-10 секунд.)

Чтобы с горки прокатиться,

Сначала надо потрудиться.

(«Лопатка» - высунуть язык, положить на нижнюю губу.Следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 5-10 секунд.)

Санки мы теперь возьмем

И на горочку пойдем.

(«Горка» - раскрыть рот. Кончик языка заправить за нижние зубы. Середину языка выгнуть дугой, удерживать 5-10 секунд.)

Катим, катим снежный ком,

Будем строить снежный дом.

(«Футбол» - рот закрыт.Кончиком языка упираться то в одну щеку, то в другую.)

Ветер дует, снег валит,

Нам домой идти велит.

(«Лошадка» - рот раскрыт. Кончик языка у неба. Поцокать языком, с силой отрывая его от неба.)

Мы смеялись, мы играли,

Ну, а ручки замерзали,

Надо ручки пожалеть,

Надо ручки нам погреть.

(«подуй на ладошки со звуком [х]» - выдыхать на ладони, отрывисто произнося звук [х] – «х-х-х».)

Герда: - Молодцы ребята! А теперь второе задание от меня: Снежная Королева побывала в лесу и заморозила сосну! Подскажите мне слова, чтобы дерево ожило.

Логопед: - Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут? (они укрыты снегом.) Это дерево волшебное, чтобы оживить нужно его укрыть картинками. Я буду читать стихотворение, а вы должны добавить слова, связанные со словом «снег».

- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег).

С неба все скользит пушинка- серебристая (снежинка).

Вот веселье для ребят!

Все сильнее (снегопад).

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).

Рядом снежная фигурка,

Это девочка – (снегурка).

На снегу-то посмотри,

С красной грудкой (снегири).

Герда: - Молодцы!

Вот осколок за старанье,

В добрый путь, вам до свиданья! 

Логопед: - Посмотрите, за ниши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.

Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам.

Логопед: -  Что нас ждет дальше?

На экране появляется ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).

Ворон: - «Здррравствуйте дети! Не печальтесь, я вам тоже помогу найти осколок. Вот мое первое задание «Сравни героев сказки».

Логопед: - Ребята, сравните Герду и Снежную Королеву:

Герда добрая, а Королева злая;

Герда  веселая, а  Королева  грустная;

Герда ласковая, а Королева  грубая;

Герда отзывчивая, а Королева бессердечная.

Ворон: - Дети, задание было тяжелым, пора вам отдохнуть!

Логопед: - Давайте проведем с вами физминутку.

Физминутка

Птица ворон не простой:

Он веселый, озорной

И для наших ребят провести разминку рад.

Становитесь все на ножки

И попрыгайте немножко!

Смотрите все внимательно

И делайте старательно.

Руками похлопаем

Раз, два, три!

Ножками потопаем

Раз, два, три!

Пятку, носик покажи

И дружочка обними!

Ворон: - А у меня для вас есть ещё одно задание, называется «Закончи предложение».

Логопед: - Ребята, я буду читать вам начало предложения, вы его закончите:

- Если днём светит солнце, то день (какой?) … солнечный.
- Если утром мороз, то утро (какое?) …(морозное).
- Если горка изо льда, то горка … (ледяная).
- Если ночью холод, то  ночь …(холодная).
- Если зимой часто идёт снег, то зима …(снежная).
- Ребята, а мне нравится студёная зима. А вам какая зима нравится? 
(ответы детей)
Ворон: - Молодцы,  вы справились! За это я вам отдою обещанный осколок.

Логопед вставляет второй осколок в рамку от зеркала.

Логопед: Вот и второй осколок от зеркала, нам не хватает еще одного, последнего осколка. Кто же нам поможет найти нам последний осколок? Сейчас посмотрим.

На экране появляется мудрый олень (эпизод мультфильма озвучивается текстом).

Мудрый олень:

- Осколок вам могу отдать,

Когда начнёте сочинять,

Вы предложения о зиме,

О снеге, санках и катке.

Логопед: - Придется нам выполнить задание мудрого оленя, будем составлять предложения по схеме.

Логопед показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие.

Логопед: - Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?

Дети: - Зимой идет снег.

Логопед: - Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.

Дети составляют предложения с опорой на модели:

Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.

Логопед: - Ребята, так зимой развлечения какие? - Зимние.

- Погода какая? - Зимняя.

- Настроение какое? – Зимнее.

Логопед: Молодцы, ребята! Выполнили такое сложное задание.

Мудрый олень: 

- Хочу помочь я вам,

Задание последнее простое дам.

Я схему в помощь вам даю,

Потом осколок подарю.

- Вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима.

Логопед:- Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!

Рассказ о зиме.

Зимой сильные морозы. Зимой часто идёт снег. Вода замерзла на реках и озёрах. Зимой люди ходят в шапках и шубах. Зимой лепят снежную бабу. Дети катаются на коньках и лыжах.

- Кто первый готов? (Ответы детей)

Мудрый олень: - Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми заданиями! Отдаю вам последний осколок.

Логопед: - А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!

Дети встают, вставляют последний осколок. Появляется на экране Снежная Королева со словами.

Снежная Королева:

- «В пути вы зеркало собрали,

И чары все мои пропали».

III этап. Заключительная часть

Итог занятия

Логопед: - Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга, которую нам вернула Снежная Королева!

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Какое задание вам больше всего запомнилось? Почему?

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Что вы расскажете родителям о нашем сегодняшнем занятии?

- Вы все молодцы! Кира замечательно выполнила трудное задание - составила рассказ по схеме. Порадовал сегодня меня и Толя, хоть у него не очень получилось справиться с заданием, но с помощью Эвелины мы выполнили последнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".

Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)...

КОНСПЕКТ открытого сюжетного физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в гости к героям сказки «Снежная Королева»

Оздоровительные:·        Заботиться о физическом и психологическом  здоровье детей·        развивать  свод...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква О.

            Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве О.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква И

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, ...