Обогащение словаря за счет прилагательных
план-конспект занятия по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

обогащение словаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме "Обогащение словаря детей за счёт прилагательных"

Цель урока: расширить словарный запас прилагательных

Задачи урока.

Образовательные:

  • уточнить обобщение “Фрукты”,
  • повторить названия фруктов,
  • уточнить место произрастания,
  • учить различать фрукты по внешнему виду,
  • расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.

Коррекционные:

  • артикуляционная гимнастика «трубочка», «улыбка», «чашечка», «футбол», «часики», «качели», «лошадка», «грибок»,
  • развитие речевой моторики. Проговаривание скороговорок
  • развитие мышления – формирование обобщающего понятия “фрукты”, учить детей сравнивать и обобщать; “Отгадай загадку и покажи загаданный фрукт”,
  • развитие словесно-логического мышления на основе понимания речи и выполнения словесных инструкций,
  • развитие памяти – запоминание названий фруктов, повторение предложений,
  • развитие внимательности и наблюдательности,
  • развитие зрительного внимания-картинки с фруктами, муляжи, игра “Какого фрукта нет?”,
  • развитие вкусовых ощущений детей – игра “Разведчики”
  • развитие речи – разучивание стихотворения к динамической паузе, игра “Какие фрукты по вкусу?”, ответы на вопросы по стиху, игра с мячом “Я знаю много…фруктов”,
  • активизация словаря-названия фруктов,
  • чувства языка – в ходе всего занятия,
  • развитие общей моторики – игра с мячом “Я знаю много фруктов”.
  • Развитие связной речи. Рассказ о фрукте

Воспитательные:

  • воспитывать у детей трудолюбие.

Оборудование: картинки с овощами, муляжи фруктов, натуральные фрукты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  1. Артикуляционная гимнастика: «трубочка», «улыбка», «чашечка», «футбол», «часики», «качели», «лошадка», «грибок»

  1. Развитие речевой моторики. Проговаривание скороговорок

Укты, укты, укты – в саду зреют фрукты.

Ора, ора, ора – вижу груши у забора.

Ивы, ивы, ивы – косточка у сливы.

Рин, рин, рин – сладкий сочный мандарин.

3.    Игра “Отгадай и покажи загадочные фрукты”

Загадки про фрукты.

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

 

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

 

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

 

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

 

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. —

Сладок мягкий... (абрикос)

2. Актуализация.

Логопед называет фрукты детям: банан, яблоко, слива, апельсин, лимон, груша, абрикос…Логопед задаёт детям вопросы и требует полных ответов и примеров.

– Кто вспомнит, где растутфрукты? (Фрукты растут в саду).

– А кто помнит, где какой фрукт растёт, в каких странах (яблоки, сливы, абрикосы на дереве, ананас на земле, бананы и кокосы растут в жарких странах)

– Какого цвета бывают фрукты?

– Какой формы?

3. Введение в тему.

Игра “Какого фрукта нет?”

Логопед приносит в корзине фрукты. Дети их рассматривают. Затем логопед накрывает платком фрукты и незаметно убирает один. Дети должны догадаться, какого фрукта нет и сказать, например: “Нет апельсина”.

(Фрукты: апельсин, лимон, груша, банан)

4. Сообщение новых знаний. (беседа)

Итак, мы с вами уже знаем, что фрукты растут в саду. Что фрукты могут расти на земле и на деревьях. Знаем, что фрукты бывают разного цвета и разные по форме. А ещё фрукты бывают разные по вкусу.

Вы знаете какой вкус у фруктов? (ответы детей).

Игра “Разведчики”.

Узнать вкус фруктов. На подносе кусочками нарезаны фрукты. Сейчас проверим, какие фрукты на вкус. Двум – трём детям дают попробовать апельсин, просят сказать, какой он на вкус и так далее. (апельсин- кисло-сладкий, лимон-кислый, груша и слива сладкие).

5. Первичное закрепление.

Давайте вспомним, какие фрукты на вкус.

Логопед бросает ребёнку мяч и называет фрукт, а ребёнок возвращает мяч логопеду и подбирает нужное прилагательное, соответствующее его вкусу.

6. Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика)

Самомассаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)

Посажена была. («сажают» яблоню)

Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон)

Весною расцвела. («цветок» распускается)

Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку)

Известный садовод,

Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)

Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)

7. Развитие связной речи.

Расскажи о фрукте с помощью картинок-подсказок.

Например: Это яблоко. Яблоки бывают зеленые, красные или желтые. Они круглые и на ощупь твердые. Кислые яблоки бабушка режет на дольки и сушит, а потом из сушеных яблок варит компот. Я люблю угощать своих друзей сладкими сочными яблоками из нашего сада.

8. Закрепление.

1. Логопед ещё раз читает целиком это стихотворение детям и просит ответить на вопросы.

– Какие названия фруктов вы услышали в стихотворении?

– Где растут фрукты?

2. Игра с мячом “Я знаю много…фруктов”

Логопед кидает мяч первому ребёнку и называет фрукт, ребёнок бросает мяч соседу и называет цвет этого фрукта, сосед кидает мяч следующему и называет форму этого фрукта.

8. Итог занятия.

– О чём мы сегодня говорили на занятии?

– Где растут фрукты?

– Какие по вкусу бывают фрукты?

– В какие игры мы сегодня играли?

– Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.

Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....

Обогащение словаря детей прилагательными в процессе восприятия музыки.

Работая музыкальным руководителем достаточно длительное время, я часто сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что вы...

Обогащение словаря детей прилагательными в процессе восприятия музыки.

Работая музыкальным руководителем достаточно длительное время, я часто сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: « Что в...

Обогащение словаря прилагательных в ходе изобразительной деятельности

Без богатого словаря невозможен процесс формирования  связной красивой речи. Если обеднён словарь прилагательных не приходится говорить о описательном рассказе. С какого возраста начать ? Конечно...

Презентация: "Обогащение словаря за счет общеупотребительной лексики"

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отд...

Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными.

что такое относительные прилагательные?как обогатить ими речь детей с ОНР....