конспект по теме "Домашние птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

В данном конспекте даны речевые игры и упражнения для совершенствования лексико-грамматического строя по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние птицы

Цели

Образовательные: знакомить с трудом птичниц, фермеров, с видами и названиями домашних птиц (самок, самцов и их детенышей) и их повадками, пользой для человека,

Воспитательные: привить уважение к труду работников сельского хозяйства, птицеферм, домашних хозяйств.

Коррекционные: уточнить и закрепить словарь по данной теме, отработать навыки словообразования уменьшительных форм, глаголов-звукоподражаний и приставочных глаголов, изменений по падежам существительных и прилагательных.

Оборудование

Предметные и сюжетные картинки: птичий двор, изображение семьи птиц; ролики из Youtube по теме; игрушки из набора «Птичий двор», прищепки для пальчиковой гимнастики «Щиплется гусенок»

Ход занятия

Оргмомент. Загадки-рифмовки.

Целый день она гуляет, травку, листья разгребает,

Выйди лишь на улицу и увидишь … (курицу)

Распускает хвост павлином, ходит важным господином,

Издает забавный звук, а зовут его … (индюк)

Раньше солнышка встаю, звонко, весело пою,

У меня прекрасный слух, я ведь озорной… (петух)

Под дождем она гуляет, деток плавать обучает

Крякнет громко не на шутку, ну, конечно, это…(утка)

Мощный клюв, длинная шея, от него уйди скорее

Очень я его боюсь. Догадались? Это… (гусь)

Сообщение темы: мы увидим с вами птичий двор с птицами. Узнаем, какую пользу они приносят человеку.

Демонстрация изображений сарая, птичника, курятника, птицефермы, птичницы, семей домашних птиц.

Ответь на вопросы:

В этом дворе (демонстрация сюжетной картины или ролика из Youtube) много домашних птиц. Чей это двор? (птичий) Как называется место, где разводят птиц? (птицеферма) Кто там ухаживает за домашними птицами? (птичница) Как называются емкости, из которых пьют и едят птицы (кормушка и поилка) Что едят домашние птицы? (Комбикорм, зерно, пшено, кукурузу, крошки хлеба, арбузные корки, кабачки, червяков, мошек, жуков, гусениц) Какие звуки мы можем здесь услышать? (звукоподражания)

Назови семью птиц. Утка-селезень-утята

Гусь-                         -                ; петух-                -                ;

Индюк-                -                ; страус-                -                ;

А теперь скажи (игра «Кто кем был» ответы полные в тв. п),

кем был гусь? - (гусенком); индюк? -                 ; селезень –

страус -                 ; петух -                 ; голубь -                         .

Составь рассказ о появлении цыплят по опорным словам:

петух, курица, двор, насест, сарай, гнездо, яйца, наседка, скорлупа, птенец, цыплята.

Игра «Что у кого есть». У петуха – красный гребешок. У индюка - _______________ / У курицы - _________________

У гуся - _________________ / У канарейки - _______________

У попугая - _________________ / у утки - _________________

Физминутка.

Наши уточки с утра – Кря 3 (ходьба вперевалочку по кругу)

Наши гуси у пруда – Га 3 (вытянуть шеи и отставить руки наз)

Наши курочки в окно – Ко 3 (лицом в круг, бить руками по б)

А наш Петя-петушок рано-рано поутру нам споет «Кукареку»

(спиной в круг, вытянуть шею вверх и подняться на цыпочки)

Игра «Скажи, чего не хватает в рисунке художника». Демонстрируются рисунки цыпленок без крыла, гусь без клюва, петух без хвоста, индюк без лап, утка без шеи.

«4-ый лишний» (закрепление обобщающих слов и классификаций) лиса-барсук-рысь-гусь ( ребенок должен объяснить: лишний-гусь, потому что он-птица,а все остальные-животные); курица-утка-волк-индюк; медведь-петух-заяц-белка; голубь-утка-гусь-петух; петух-индюк-утка-утенок; петух-индюк-курица-цыпленок; кенар-гусь-утка-пет.

Утенок-гусенок-котенок-цыпленок; перо-крыло-клюв-утка;

Аналогично определи лишнее слово и объясни выбор:

Гусь-гусиный-гусли-гусыня-гусята;

индюк-индеец-индейка-индюшата.

Вопросы «На засыпку»:

Гусь выше петуха. Кто ниже? Сколько ног у двух кур?

У кого больше ног: у курицы или у петуха?

 

Кто из птиц как голос подает: гогочет, кукарекает, воркует, кудахчет, крякает, чирикает, разговаривает (повторяет), заливается?

 Игра «Чья голова, чей хвост?» (большая часть изображения накрывается белым листом, а по части птицы, угадывают её, называют части тела и притяжательные прилагательные) голова курицы - куриная голова, утиные лапы, гусиный клюв, индюшиный хвост.

Составь словосочетания со словами: высиживать (кого?), кормиться (где?), выводить (кого?), плавать (где?), нахохлиться (почему?), выводок (кого?), задиристый (кто?), неуклюжая (кто?), заботливая (кто?), важный (кто?)

 Составь рассказ о том, как появляются птенцы у кур, используя слова-действия: откладывать, высиживать, вылупляться. 

Физминутка-догонялка

Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка «Ко-ко, не ходите далеко!»

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка

(1 ребенок сидит на присядках, ладошки под щекой, глаза закрыты, «спит»)

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

Итог занятия

Зачем людям разводить домашних птиц? (Они дают мясо, яйца, перо, пух, канарейки, попугаи и голуби приносят удовольствие, мы слушаем их пение, наблюдаем за полетом) Почему за ними нужен уход? (Без надлежащего ухода птицы не смогут выжить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по рисованию "Птицы".

Дети рисуют по программе "Развитие"  на мольбертах, краски смешивают на палитре. Формат бумаги только А3....

Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по  ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе...

Конспект НОД "Трудно птицам зимовать,надо птицам помогать"

Конспект образовательной деятельности "Тудно птицам зимовать, нужно птицам помогать" Интеграция образовательных областей (в соответствии с ФГОС): познавательное развитие: социально-коммуникативное раз...

Конспект НОД «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» по речевому развитию

Конспект непрерывной  образовательной деятельности«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"...