Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  нейропсихологических технологий в

 коррекции речевых  нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, тесно связана с  другими психическими функциями, опосредует их развитие и организует психическую деятельность человека в целом. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.

С каждым годом, согласно результатам диагностического обследования, все более увеличивается число детей с речевыми нарушениями, которые обусловлены или сочетаются с различными органическими нарушениями нервной системы. Очень часто врачи-неврологи стали ставить детям диагнозы ММД, СДВГ, дефицита внимания. Такие дети имеют проблемы не только в речевом развитии: у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие, имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой.

В связи с этим в настоящее время актуален вопрос о владении специалистами, работящими с детьми с речевой патологией, современными коррекционными технологиями и методиками и применении их в практической профессиональной деятельности.

Эффективным путем совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с речевой патологией на разных возрастных этапах стал нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений.

Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.), способствует эффективной коррекционно-развивающей работе по преодолению у детей не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих нарушений.

Система работы, опирающаяся на двигательные методы - наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей с речевыми нарушениями.

Цели кинезиологических упражнений: 

  • развитие межполушарного взаимодействия,

способствующее активизации мыслительной деятельности;

  • развитие межполушарной специализации;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • предупреждение утомляемости.

Комплексы кинезиологических упражнений включают в себя:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик»  «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча»  «Дышим носом»  «Ныряльщик»)

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх»,  «Горизонтальная восьмерка»,  «Глаз – путешественник»)

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,“Перекрестное марширование”  “Мельница”  “Паровозик”  “Робот”  “Маршировка”)

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”,“Путешествие на облаке”).

Упражнения для развития мелкой моторики (“Колечко”  “Кулак – ребро - ладонь”  “Лезгинка” 

Массаж ушных раковин.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения.

Нейропсихологический подход к коррекционной работе способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам и дефектологам выстроить работу максимально эффективно.           А так же  обеспечивает подъем на новый качественный уровень профессиональной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Тема: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений».Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Использование нейропсихологических технологи...

Теоретическая часть по самообразованию к теме: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

«Логоритмика. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...

Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Этот материал подойтет для написания самоотчета по теме самообразования...