Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков "Болтунишки"
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

В последнее время специалисты логопедических пунктов повсеместно сталкиваются с проблемой,  во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;  во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от мономорфного нарушения звукопроизношения до сложной речевой патологии); в – третьих, с трудностями взаимодействия логопеда с воспитателями групп, которые в первую очередь нацелены на реализацию в работе образовательной программы ДОУ.Используя такой метод работы,  как дополнительное образование, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей, которые по Положению о дошкольном логопедическом пункте на данном этапе не могут быть зачислены на логопедический пункт в силу существующей очереди.Используя такой метод работы,  как дополнительное образование, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей, которые по Положению о дошкольном логопедическом пункте на данном этапе не могут быть зачислены на логопедический пункт в силу существующей очереди.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №2 «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

ПРИНЯТА                                                                                      УТВЕРЖДАЮ                

Педагогическим советом                                                              Заведующий филиалом №2                  

Филиала №2 «Солнышко»         «Солнышко» МДОУ детский сад

МДОУ детский сад «Родничок»        «Родничок»

Протокол  №5 от 21 мая 2018 г.        -------------------------С.Н. Шипунова

                                                                                                          Приказ №15  от 22  мая 2018 г.                            

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая    

                  программа речевой направленности

   «Болтунишки»

   

        Возраст обучающихся: 4-5 лет

        Срок реализации: 1 год

Разработчик: учитель – логопед

Дильман Изабелла Алексеевна

Турочак  2018

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименование раздела

Страница

Раздел I          

Комплекс основных характеристик     программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи Программы

9

1.3

Содержание программы

9

1.4

Планируемые результаты

21

Раздел II

Комплекс организационно-педагогических условий

22

2.1

Календарный учебный график

22

2.2

Условия реализации программы

23

2.3

Формы отчётности

23

2.4

Методические материалы

23

2.5

Список литературы

24

РАЗДЕЛ  I  КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является достаточно хорошее владение ребенком устной речью, возможность использования речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, возможность выделять звуки в словах, складывающиеся предпосылки грамотности.

Но достигнуть целевых ориентиров ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» достаточно сложно, так как в последние годы резко возросло количество детей с проблемами звукопроизношения. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше.                        Правильное звукопроизношение осуществляется благодаря  артикуляции, фонематическому слуху и речевому дыханию.                              

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение.  Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться, работать четко, строго координировано и дифференцированно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Еще одним важным фактором  правильного произношения является фонематический слух. Фонематический слух -  это способность правильно слышать и узнавать звуки.  Фонематический слух еще нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению.  Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.    Если у ребенка  недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. Фонематический слух очень важен для правильного речевого развития,  развитие фонематического слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции и правильного произношения.

Следующим необходимым фактором нормативного произношения является правильное речевое дыхание  или, иначе говоря, речевой выдох. При произнесении почти всех звуков русского языка речевой выдох должен быть направлен целиком в рот (без частичного попадания в нос).

  Исключением из этого правила являются только два звука  [М] и [Н].  Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определенное место речевого аппарата, которое находиться ближе к выходу из речевой полости. Это связано с тем, что именно воздушная струя, проходя между органами речи, создает звучание конкретных звуков. Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получиться неполноценным. Поэтому очень важно для правильного произношения развивать речевое дыхание.

Огромное влияние на развитие речи оказывает так же и развитие мелкой моторики кистей рук. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.   По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой « …есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка. 

Актуальность программы.  В последнее время специалисты логопедических пунктов повсеместно сталкиваются с проблемой,  во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;  во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от мономорфного нарушения звукопроизношения до сложной речевой патологии); в – третьих, с трудностями взаимодействия логопеда с воспитателями групп, которые в первую очередь нацелены на реализацию в работе образовательной программы ДОУ.

           По результатам речевого обследования в филиале №2 «Солнышко» в 2017 году в логопедической помощи нуждаются 84% детей в возрасте 4 – 7 лет, что превышает количество детей, которых учитель – логопед может сразу охватить логопедической помощью. Из них 20% составляют дети с тяжёлыми нарушениями речи. Наблюдается тенденция к росту количества детей  4- 5 лет, которым необходима безотлагательная помощь специалистов.

           Анализируя опыт работы прошедших лет, можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодня очень актуальной.

   Используя такой метод работы,  как дополнительное образование, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей, которые по Положению о дошкольном логопедическом пункте на данном этапе не могут быть зачислены на логопедический пункт в силу существующей очереди.

     Программа дополнительного образования «Болтунишки»  разработана на основании следующих нормативных документов:

1.        Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

3.        Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

4.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5.        СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».

 6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.01.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

7. Образовательная программа  филиала №2 «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак.

Программа ориентирована на  формирование логопедических навыков у детей дошкольного возраста:  развитие артикуляционной и мелкой моторики, координации речи и движений, выработки правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха. Кроме того, в процессе работы по Программе  дети  в игровой форме узнают об органах артикуляции, у них появляется интерес к логопедическим занятиям, улучшается эмоциональный фон.  

Отличительной особенностью Программы «Болтунишки» является то, что  артикуляционная, пальчиковая,  дыхательная гимнастики и упражнения по развитию фонематического слуха объединены в единый  развивающий комплекс.

Адресат программы. Программа разработана для детей средней группы, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

 Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4 - 5 лет.

Вид деятельности

Количество учебных месяцев

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий за срок обучения

Длительность занятий

1

Диагностика

 первая неделя сентября

 четвертая неделя мая

2

Образовательная деятельность

9

1

4

32

20 мин.

(вторая половина дня)

Формы обучения:  очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня.

Основная форма обучения – групповая образовательная деятельность.

Особенности организации образовательного процесса.

При организации образовательного процесса учтены следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности обучения;
- принцип интегрированного подхода;
- принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;
- принцип гуманизма;

- принцип комплексности;

-принцип интеграции образовательных областей.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Этапы реализации программы

  1. Изучение психолого-педагогической,  логопедической, методической      литературы.
  2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.
  3. Реализация содержания.
  4. Результаты диагностики.

Состав группы – постоянный. Образовательная деятельность  проводятся со всей группой детей.

  Режим образовательной деятельности.

Реализация Программы дополнительного образования осуществляется на протяжении всего учебного года.

Количество часов  в год – 32 часа.

Периодичность – один раз в неделю, каждый вторник в 16-10. Продолжительность занятий – 20 минут.

   1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий  для формирования логопедических навыков и профилактики  речевых нарушений у дошкольников.

 

 Основными задачами программы являются:

  1. Формирование фонематического восприятия.
  2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  3. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи.
  4. Выработка правильного речевого дыхания.
  5. Оптимизация эмоционального фона.

   

1.3.Содержание программы

                         

                                Учебный план

Задачи

Содержание занятий

                                                      Сентябрь

2 – я неделя.  Вводное занятие «Сказка о веселом язычке»

3 – я неделя. Комплекс № 1

1. Стимуляция биологически активных зон рук.

  Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, гармошки и др.).

3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного речевого дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Упражнение «Пастушок».

4. Развитие координации речи и движений.

Игра «По малину  в сад пойдём».

4 – я неделя. Комплекс № 2

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонью противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок).

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.

Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке).

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Игра «Меж еловых мягких лап».

                                                          Октябрь

1 – я неделя. Комплекс № 3

1. Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос.

Упражнение «Ёжики».

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Игра «Кружатся листья».

2 – я неделя. Комплекс № 4

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Раздуй горошки».

4.Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки.

Игра «Зайцы и лисички».

3 – я неделя. Комплекс № 5

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Узнай, что звучало?»

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос.

Упражнение «Хомячки».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Дождик».

4 - я неделя. Комплекс № 6

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.)

3. Тренировка  правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха.

Упражнение «Колобок».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал.

Игра «Земляничка».

                                                           Ноябрь

1 – я неделя.  Комплекс № 7

1. Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки).

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Игра «Три медведя».

3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот.

Упражнение «Одуванчики».

4. Развитие чувства ритма, координации  речи и движений.

Игра «Ветер».

2 – я неделя. Комплекс № 8

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки).

2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха.

Упражнение «Собачки».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Поможем Буратино заговорить»

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Аты – баты, шли солдаты».

3 – я неделя. Комплекс № 9

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук массажными мячами.

2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот.

Упражнение «Весёлый мяч».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Домик для язычка».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Три медведя».

4 – я неделя. Комплекс №10

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук массажными мячами.

2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Игра «Послушай звуки зимы».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Снегопад» (ватные комочки).

4. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок наводит порядок».

5. Развитие координации речи и движений.

Игра «Снежок».

                                                          Декабрь

1 – я неделя. Комплекс № 11

  1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Командир».

2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки

Упражнение «Транспорт на улице» (звуки машины и др.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок делает зарядку».

4.  Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Автомобили».

2 – я неделя. Комплекс № 12

1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки.

Упражнение «Звуки зимнего леса».

2. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая игра «На прогулке».

3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки.

Игра «Зимние забавы».

4. Развитие равномерного выдоха носом; медленного продолжительного выдоха ртом.

Игра «Запахи праздника».

5. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в магазине».

3 –я неделя. Комплекс №13

1.Развитие пальчиковой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Командир».

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Буря в стакане».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и кошечка».

4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки.

Игра «Новогодний бубен».

4 – я неделя. Комплекс № 14

1.Развитие дифференцированных движений пальцами.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Задуй свечу».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и велосипед».

4.  Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость).

Хоровод «Весёлая зима».

                                                         Январь

2 – я неделя. Комплекс № 15

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги).

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Упражнение «Подуем на снежинку».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в зоопарке».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.

Игра «Снежинки и ветер».

3 – я неделя. Комплекс №16

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Упражнение «Пингвины на льдине».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в цирке».

4. Развитие координации речи и движений.

Игра «Снежок».

4 - я неделя. Комплекс № 17

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Упражнение «Одуванчики».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Язычок играет на музыкальных инструментах».

4. Развитие координации речи и движений (ходьба «змейкой») согласно заданному темпу.

Игра «Катушка».

                                                        Февраль

1 – я неделя. Комплекс №18

1.Стимуляция биологически активных зон.

Пальчиковая гимнастика «Гуси» (бельевые прищепки).

2.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.

Упражнение «Кораблики».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок пошел гулять».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.

Игра «Снегирь».

2 – я неделя. Комплекс № 19

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Горошки».

2. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и лошадка».

3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема «Дом» (комната куклы Говоруши),

4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Раздуй горошки» (картинки с изображением солдатиков).

5. Развитие координации речи и движений в соответствии с темпоритмическими характеристиками музыки.

Игра «Аты – баты, шли солдаты».

3 – я неделя. Комплекс № 20

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Цапля» (пуговицы, пришитые на плотную ткань).

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Карандашик».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок собирает грибы»

4. Развитие темпоритмических характеристик речи.

Игра «Андрей – воробей».

4 – я неделя. Комплекс № 21

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Спрячь платочек».

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Самолёты».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок знакомится с Говорушей».

4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на смену музыки, координации речи и движений.

Игра «Самолёт».

                                                             Март

1 – я неделя. Комплекс № 22

1. Укрепление мышц кистей рук.

Упражнение «Друзья» (массажные мячи).

2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Вертушка».

4. Развитие координации печи и движений.

Хоровод «Будем маме помогать».

2 – я неделя. Комплекс № 23

1.Стимуляция биологически активных зон

Упражнение для самомассажа рук «Зайки» (ворсистые коврики).

2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».

3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема «Дом» (кухня куклы Говоруши).

4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.

Упражнение «Живая лужица».

5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала.

Игра «Едем на лошадке».

3 – я неделя. Комплекс № 24

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Дорожка».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Маленькие ножки».

4 – я неделя. Комплекс № 25

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции.

Упражнение «Говоруша делает массаж язычку».

3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.

Упражнение «Клубочек».

4. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема «Дом» (ванная комната у Говоруши).

5. Развитие координации речи и движений.

Игра «Догонялки с Мишкой».

                                                         Апрель

1 – я неделя. Комплекс № 26

1. Стимуляция биологически активных зон

Самомассаж кистей рук при помощи шестигранных карандашей.

2. Развитие умения поднимать язык вверх.

Упражнения «Вкусное варенье», «Парус».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Вертушка».

4. Развитие зрительного и слухового внимания.

Игра «Птичий двор».

2 – я неделя. Комплекс № 27

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнение «Дружат в нашей группе»

2. Формирование губных поз - улыбки и вытягивания губ вперёд.

Упражнения «Лягушка»-«Слоник»

3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема: «Музыкальные инструменты»  (бубенчики, барабанчик).

4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.

Упражнение «Воздушный шар».

5.Развитие слухового внимания, умение изменять скорость бега в зависимости от темпа музыки.

Игра «Идем - бежим ».

3 – я неделя. Комплекс № 28

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнения «Дружат в нашей группе»

2. Развитие умения опускать язык вниз.

Упражнение «Кошка сердиться».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Мыльные пузыри».

4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений.

Упражнение «Раздувайся пузырь».

4 – я неделя. Комплекс № 29

1. Стимуляция биологически активных зон

Упражнение «Цапля» (самомассаж при помощи прищепок).

2. Совершенствование  движений органов артикуляции.

Игра «Упражнения для язычка с Мурзиком»

3. Различение неречевых звуков.

Тема «Посуда».

4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Мыльные пузыри».

5. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа.

Игра «Весёлый дождик».

                                                            Май

1 – я неделя. Комплекс № 30

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Самомассаж при помощи мешочков с фасолью.

2.Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.

Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».

3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.

Упражнение «Тропинка для Колобка».

4. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи.

Игра «Баба сеяла горох».

2 – я неделя. Комплекс № 31

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнение «Найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.

Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».

3.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Мельницы».

4. Развитие зрительного внимания.

Игра «Светофор».

  1. – неделя. Комплекс № 32

1.Совершенствование двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение  «Повстречались два котёнка..»

2. Совершенствование подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление умения выполнять движения под музыку

Упражнения «Утро с Мурзиком».

( музыкальная артикуляционная гимнастка)

3.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

        

Упражнение «Буря в стакане».

4.Развитие фонематического внимания.

Игра «Топ – хлоп»

  1. Планируемые результаты:

 В конце цикла занятий ребенок овладевает умениями и навыками:

  1. Определять речевые и неречевые звуки.
  2. Четко и точно владеть артикуляционными органами, быстро и плавно переключаться с одного движения на другое, а также  удерживать заданную артикуляционную позу.
  3. Выполнять различные движения пальцами правой руки; левой руки; пальцами обеих рук одновременно.
  4.  Элементарным приемам самомассажа кистей рук с различными предметами; без предметов.
  5. Координировать свою речь с движением.

6. Правильному речевому дыханию.

Кроме того, у детей формируются компетенции об органах артикуляции.        

РАЗДЕЛ II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

   2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Вид деятельности

Количество часов

1

Сентябрь

Образовательная деятельность

3

2

Октябрь

Образовательная деятельность

4

3

Ноябрь

Образовательная деятельность

4

4

Декабрь

Образовательная деятельность

4

5

Январь

Образовательная деятельность

2

6

Февраль

Образовательная деятельность

4

7

Март

 Образовательная деятельность

4

8

Апрель

Образовательная деятельность

4

9

Май

Образовательная деятельность

3

      2.2. Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: материально-техническое и информационное обеспечение.

Материально-техническое и информационное обеспечение программы:

Организовано пространство для формирования логопедических навыков  в помещении логопедического кабинета:

1. Предметы и игрушки для развития речевого дыхания:

- листочки;

- ватные хлопья;

- воздушные шарики;

- мыльные пузыри;

- вертушки;

- «язычки»;

- бумажные снежинки и др.

2. Предметы и игрушки для развития фонематического слуха:

- звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, трещотка, бубенчики и др.);

- «звучащие» баночки  (с крупой, скрепками, гвоздиками и др.);

-«звучащие» предметы (деревянный, стеклянный, металлический и др.).

- аудиозаписи различных неречевых звуков (звуки транспорта, леса, плеск воды и   тд.).

3. Предметы для самомассажа кистей рук:

- массажные мячи;

- бельевые прищепки;

- мешочки с фасолью;

- губки;

- шестигранные карандаши и др.

4. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов:

  • картотека артикуляционной гимнастики;
  • картотека пальчиковых игр;
  • картотека самомассажа кистей рук с предметами;
  • картотека самомассажа кистей рук без предметов;
  • картотеки речевых игр.
  1. ТСО и ИТСО;
  2.  Интернет-ресурсы;

   2.3. Формы отчетности

Для определения результативности освоения Программы руководитель оформляет следующую документацию:

1. Журнал посещаемости.

2. Аналитическая справка.

3. Аналитический материал.

     2.4. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Образовательная  деятельность осуществляется в  групповом помещении детского сада по очной  групповой форме обучения.

Деятельность с детьми 4 - 5 проводится в течение учебного года, один раз в неделю во второй половине дня.  

Методы обучения и воспитания.

Программа ориентирована на формирование логопедических навыков, профилактику речевых нарушений.

Для  развития артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и речевого дыхания используются  разные методы обучения                                                                                                                            (словесный, наглядный, игровой, практический) и воспитания                                                                                                 (мотивация, поощрение, убеждение, стимулирование).

Наглядные методы:

- опосредованное наблюдение.

Словесные методы:

- заучивание наизусть;

- беседы с элементами диалога.

Игровые методы:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- загадывание загадок.

Практические методы:

- дидактические  упражнения.

Педагогические технологии:

В  Программе нашли применение современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

  • игровые технологии в логопедической коррекции  (Л.В. Забродина, Е. С. Ренизрук);
  • технология  логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Карпушина);
  • информационно – коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (Е. А. Алябьева, А. С. Галанов).

Дидактические материалы:

  • Картотеки игр и упражнений разной направленности.
  • Наглядно-демонстрационный материал.
  • ТСО и ИТСО.

2.5. Список литературы:

  1. Асташина И. В. Развиваем речь и дикцию. Популярная логопедия.- М.: ДОМ XXI век, 2008.
  2. Беззубцева Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму. -  М.: Гном и Д, 2004.
  3. Бардышева  Т. Ю. Веселые ладошки. - М.: Мир книги, 2007.
  4. Бардышева  Т.Ю. Умные пальчики. - М.: Мир книги.2008.  
  5. Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: Гном и Д, 2001.
  7. Косинова Е. М. Уроки логопеда для развития речи. – М.: Эксмо, 2013.
  8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.:  Детство-пресс,  2009.  .
  9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей.- М.: Сфера, 2013.
  10. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.  А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. -  М.: Сфера, 2013.
  11. ФГОС дошкольного  образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»

Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»

Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «УМный КАрандаш»

Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет....

Программа дополнительного образования старшей логопедической группы «Строим, конструируем»

1. Место реализации: МАДОУ д/с № 52 « Ромашка»2. Название кружка: «Строим, конструируем»3. Ф. И. О. руководитель кружка: Данюк Ирина Петровна4. Тип программы: конструирование, ...

Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...