Родительское собрание в логопедической группе: «Артикуляционная гимнастика- основа постановки звуков».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Башина Елена Борисовна

Родительское собрание в логопедической группе:

«Артикуляционная гимнастика- основа постановки звуков».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_logopedicheskoy_gruppe.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в логопедической группе:

«Артикуляционная гимнастика- основа постановки звуков».

Цель: повышение логопедической компетентности родителей логопедической группы в преодолении нарушений звукопроизношения.

Задачи:

1. Показать родителям «Сказку для язычка» с детьми.

2. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики.

3. Закрепить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений.

4. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.

5. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введении звуков в речь.

Оборудование:

- комплексы артикуляционных гимнастик;

- картинки с фото артикуляционных упражнений;

- картинки: лопата, иголка, индюк, лошадка, маляр, качели, грибок, футбол, трубочка, чашечка.

- ноутбук с презентацией.

Ход встречи:

Учитель - логопед и воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика для детей. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики.  Расскажем Вам, как наиболее эффективно выполнять домашние задания. В конце нашей встречи мы ответим на все интересующие Вас вопросы.

Учитель- логопед с детьми проводит артикуляционную гимнастику.

Жил – был маленький весёлый язычок. Утром он проснулся и улыбнулся. Упражнение «улыбка». Посмотрел вверх на небо. Оно было серое. Потом посмотрел на травку, вправо и влево и ещё раз вверх, вниз, вправо, влево. Упражнение «Качели», «Часики». Взял наш язычок чашечку и стал кушать кашу. Упражнение «Чашечка». Потом облизали губки. Упражнение «Вкусное варенье». Пошёл после завтрака наш язычок во двор и посмотрел на забор. А забор то у нас поломанный. Взял язычок молоток и гвозди и стал чинить забор. Упражнение «Барабанщик». Теперь заборчик у нас ровный. Упражнение «Заборчик». А теперь давайте ребята с вами покрасим наш забор. Возьмём краски и кисти и будем его красить. Водим нашим язычком, как кисточкой по зубкам.  Сначала верхним, а потом нижним. Внутри, а потом снаружи. Вот и покрасили наш заборчик. Теперь дети называют цвет своего заборчика. Пригласили маляра, потолок белить пора. Кончиком языка белим потолок (нёбо). Упражнение «Маляр». Потом пошли во двор кататься на качели. Сели поудобнее и начали раскачиваться вверх- вниз. Упражнение «Качели». Дальше сели на лошадку и поскакали в лес за грибами. Упражнение «Лошадка». Остановились в лесу. «ТР-ТР,,,» . Упражнение «Мотор». Пришли на большую гору. Упражнение «Горка». А на горе сидят индюки и поют свою весёлую песенку «БЛ-БЛ…». Упражнение «Индюк». Потом увидели на дереве дятла, который стучал клювиком по дереву «ДЫН-ДЫН…. Упражнение «Барабанщик». Потом над весёлым язычком пролетела муха - горюха. Она пела свою песенку. Упражнение «Назойливая муха». Шёл язычок по горе и вдруг увидел мухомор, потом белый гриб, лисичку и др. Упражнение «Грибок». Потом наш язычок увидел огромную змею, которая ползла по горе и шипела. Упражнение «Змея». Устал наш язычок. Он сел на свою лошадку и поскакал обратно домой. Упражнение «Лошадка». Прискакал домой и остановился. «ТР-ТР…». Упражнение «Мотор». Дома нашего язычка поджидал друг. Стали они вместе играть в футбол, забивать в ворота гол. Очень трудная задача забивать в ворот мячик. Упражнение «Футбол». И так разыгрались наши язычки, что разбили соседу окно. Вышел сосед и стал ругать наших футболистов. Упражнение «Непослушный язычок». Язычкам стало стыдно и они попросили прощения.  Стали они послушными. Упражнение «Лопаточка» и «Иголочка». (чередование). Пошёл наш язычок домой. Взял чашку и стал ужинать. Упражнение «Чашечка». Почистил зубки. Упражнение «Почистим зубки». Дверь закрыл он на замок., лег в кроватку и умолк. «Чик-чик…». Ручки под щёчку и спит.  

 

Потом проводит пальчиковую гимнастику: «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(хлопок – «замочек», открывание его в ритм со словами)

Мы с тобою дружим

Маленькие пальчики.

(хлопки одноимёнными пальчиками)

Раз, два, три, четыре, пять –

(зафиксированные в хлопке пальчики раскрываются по одному, начиная с большого)

Начинай считать опять.

(раскрывание и закрывание кулачков)

Раз, два, три, четыре, пять –

(складывание пальцев, соединяя одноимённые попарно)

Мы закончили считать

(разведение рук в стороны с расширенными пальцами)

Дыхательная гимнастика: упражнение «Полное дыхание». 

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Уважаемые родители! Вы только что посмотрели «Сказку для язычка», увидели как Ваши дети выполняют пальчиковую и дыхательную гимнастику.  Сейчас я вам кратко расскажу, что такое пальчиковая гимнастика и для чего она нужна.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

·         Мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с ОНР пальчики малоподвижны и их движения неточны. Поэтому, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

·         Пальчиковая гимнастика развивает умение ребёнка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

·         Когда ребёнок будет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это будет большим подспорьем ребёнку в дальнейшем при обучении в школе.

Воспитатель:

Уважаемые родители! А теперь я бы хотела вам предложить презентацию на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников логопедической группы» (из опыта работы) .

Воспитатель показывает презентацию и рассказывает по данной теме.

Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители, увидели, что самыми важными для постановки звуков являются два направления:

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика.

По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

 

Цель проведения артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Уважаемые родители! Говорит учитель- логопед:

Язычок наш не скучает,

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И картинки Вам покажет.

Учитель - логопед показывает родителям картинки артикуляционного аппарата, и ещё раз называет (губы, щёки, нёбо, язык). Для того, чтобы родители запомнили органы артикуляционного аппарата.

 

А теперь мы с Вами поиграем.

Сейчас мы Вам раздадим картинки, на которых сфотографированы артикуляционные упражнения. А вы должны будете назвать что это за артикуляционное упражнение.

Следующая игра.

Мы даём вам картинки на которых изображены разные предметы, а вы должны будете выполнить это артикуляционное упражнение.

 Игра «Покажи сказку».

Родители разделились на 3 команды. В каждой команде по 4 человека. Один читает сказку, а трое взрослых её обыгрывают с помощью артикуляционных упражнений.

Дальше учитель- логопед знакомит родителей с правилами выполнения домашнего задания.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.

 Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца;

- ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.

Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 

Молодцы! Мы думаем, что Вы из нашей встречи сделали правильный для себя вывод, что артикуляционная гимнастика необходима для формирования правильного звукопроизношения. И теперь Вы будете каждый день выполнять с ребёнком артикуляционную гимнастику.

 

Далее педагоги раздают подготовленные буклеты по проведению дыхательной и артикуляционной гимнастики. Выслушивают и отвечают на вопросы родителей.

Благодарим за внимание!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Р

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Артикуляционная гимнастика для постановки звука "Р"

Веселая и красочная презентация про веселого язычка, комплекс артикуляционных упражнений, направленных на вызывание звука Р...

«Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков»

Семинар - практикум для родителей детей стпршей группы по теме «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков»...

Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"

Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"...