Конспект занятия на тему "Мебель" для детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ларионова Марина Владимировна

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Мебель», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно

образовательной деятельности

учителя-логопеда

Ларионовой Марины Владимировны

с детьми подготовительной к школе группы,

имеющими тяжелые нарушения речи.

Тема: «Мебель».

Санкт-Петербург

2018 г.

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Мебель», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Активизация и расширение словаря.

- Активизация связной речи (отвечать на вопросы полным ответом, составление предложений с предлогами, описание предметов мебели, умение правильно задать вопрос).

- Совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; образование существительных в родительном падеже множественного числа, образование относительных прилагательных).

- Закрепление и совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов.

- Закрепление навыка чтения.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать монологическую речь (описания предметов мебели).

- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Развитие диалогической речи.

- Согласование речи с движением.

Коррекционно-образовательные:

- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности.

- Продолжать формировать навыки сотрудничества и общения, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Магнитная доска, коврограф, картинки с изображением мебели, мяч, картинки с изображением древних людей, названия мебели разрезанные на буквы, схемы предлогов, картинки-изображения игрушек, обруч, плоскостные изображения ключей и «скважины», медали.

Предварительная работа:

  1. Актуализация знаний по лексической теме;
  2. Развитие логического мышления;
  3. Закрепить навык послогового чтения;
  4. Развитие фонематического анализа и фонематических представлений;
  5. Закрепить умение составлять описательные загадки;
  6. Развитие общей моторики.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь на стульчики. Поиграем в игру «Подскажи словечко», а картинки помогут вам подобрать правильный ответ.

Игра «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок на… (стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки…. (в буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла… (со стула).

Катя вынула жирафа

Мяч и гномика… (из шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (под диван).

Если хочет Миша спать

Он приляжет… (на кровать).

Чтобы ноги отдохнули

Посидим чуть-чуть (на стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы (в кресле).

- О каких предметах говорится в стихотворении? (стол…)

- Как называются эти предметы одним словом? (мебель) Правильно.

- Сегодня нас ждет сказочное путешествие в начало нашей истории – в Древний мир. Там мы узнаем, как появился первый стул. Вы готовы отправиться в путешествие? Как вы думаете, как можно попасть в прошлое? (ответы детей)

- Мы отправимся в Древний мир через портал времени - пролезайте, но будьте осторожны, не шумите, мало ли кого можно встретить в Древнем мире (дети по очереди пролезают через обруч).

Основная часть.

1. «Как появился стул».

- А вот и пещера древних людей. Присаживайтесь тихонько к костру и слушайте.

 - Когда-то, очень давно, люди жили не в домах, а в пещерах (показывает картинку с изображением древних людей). И у них не было никакой мебели.

- Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра, и сидели на камнях (показывает картинку с изображением камня). Я даю вам камень, а вы потрогайте, и скажите какой он. Ребята, какой камень? Правильно, ребята, камень тяжелый, твёрдый, холодный. Вот поэтому древним людям было неудобно сидеть на них. И однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Им понравилось, что бревно не такое твердое и холодное и они взяли его в пещеру (показывает картинку с изображение бревна). Позже другой человек нашел в лесу пенёк, присел на него и понял, что пенёк намного удобнее, чем бревно. Посмотрите, ребята, пенёк вот такой. Время спустя, человек придумал табурет (показывает картинку, где изображен табурет). Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть, но и сидя отдыхать. И человек прибил к табурету спинку, и у него получился стул. (показывает картинку где изображен стул)

- Вот так, ребята, у нас появились стулья, а потом и вся мебель.

- Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель. Сейчас у каждого в доме есть мебель. Сегодня человек уже не может обходиться без мебели. Она стала красивее, удобнее.

- подумайте, для чего нужна мебель человеку? (лежать, сидеть…,чтобы было удобно и комфортно, чтобы хранить вещи).

- откуда берется мебель в современном мире? (лес-лесопилка-мебельная фабрика-магазин-дом).

2. - А где можно увидеть очень много мебели? (в магазине). Продолжите предложение: в магазине можно увидеть много столов, стульев…

- Люди научились делать мебель из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, стекла. Вставайте в круг, поиграем в игру «Из чего сделано?».

3. Игра с мячом «Из чего сделано?».

- Пора возвращаться обратно в группу. Ой, что это?! Портал времени закрылся, какой-то знак.  Смотрите, тут что-то написано, давайте прочитаем: «Выполните задание и получите ключи».  (Портал-то оказывается волшебный. Вернуться обратно мы сможем, только если выполним все задания правильно и соберем все ключи, чтобы открыть портал).

4. Игра «Собери рассыпанные буквы».

- Первое испытание: буквы в словах перепутались. Соберите названия мебели и найдите картинку (выполняет каждый ребенок, читают, отвечают на вопросы). А теперь отодвиньте буквы, поменяйтесь картинками и подберите схему к картинке.

- Молодцы! С первым заданием справились – получаем ключ.

- Устали, можно и отдохнуть.

«Мебель».

На кровати можно спать, Руки согнуть в локтях, соединив ладони, поднести их к правому уху.

Стулья, стол – переставлять. Руки согнуть в локтях, подвинув руки вперед, сжав пальцы в кулаки.

В шкаф я книги буду ставить, Поочередно поднимать руки вверх и опускать их вниз.

Кресла буду застилать. Руки согнуть в локтях, вытянуть вперед, развернув ладони вверх.

С полки буду пыль стирать, Правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью.

Тумбу – в чистоте держать. Левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди.

И скажу вам без прикрас, Две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперед, подняв.

Эта мебель – просто класс! Большие пальцы вверх.

5. Игра «Назови ласково».

- Чтобы заработать 2-й ключ, вспомните, о какой мебели говориться в стихотворении и назовите её ласково (кровать, стол, стул, полка, тумба, кресло).

- Молодцы! Получаем второй ключ.

6. Игра «Да-нет».

- В следующее испытание-загадка, нужно отгадать слово. Ведущий должен угадать слово, задавая наводящие вопрос, играющие могут отвечать только «да-нет».

- Молодцы! Получаем третий ключ.

7. Игра «Веселая семейка».

-  Следующее испытание с участием необычной сказочной семейки. А вы знаете, что когда все уходят из дома и наступает тишина, вся мебель оживает? (на коврограф выставляются картинки в соответствии со словами стихотворения):

Папа-диван был широкий и гладкий,

Мама-кровать белоснежной и мягкой.

А табуретки

Были их детки.

Жили семейкой

В огромной квартире.

Сколько их вместе?

Конечно, четыре!

А ещё у них были дедушка и бабушка, дядя и тётя.

Все они друг друга любят,

Не обидят никогда,

Помогают все друг другу,

И заботятся всегда!

- Вот только детки-табуретки все время раскидывают игрушки. Поможем навести порядок. Отвечать необходимо целым предложением, используя схему предлога (дети берут карточку-предлог и составляют предложение, найдя подходящую картинку.

- Молодцы! Получаем четвертый ключ.

Итог.

- Наше путешествие подходит к концу, мы выдержали все испытания. Приложим ключи. Портал открыт – проходите.

- Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями! За ваше бесстрашие, мужество и проявленные знания вы награждаетесь медалью «Самый умный».

 «Подскажи словечко», а картинки помогут вам подобрать правильный ответ.

Костя в комнату вошел

И поставил сок на… (стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки…. (в буфете).

Катя вынула жирафа

Мяч и гномика… (из шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (под диван).

Если хочет Миша спать

Он приляжет… (на кровать).

Чтобы ноги отдохнули

Посидим чуть-чуть (на стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы (в кресле).

- О каких предметах говорится в стихотворении? (стол…)

- Как называются эти предметы одним словом? (мебель) Правильно.

- Сегодня нас ждет сказочное путешествие в начало нашей истории – в Древний мир. Там мы узнаем, как появился первый стул. Вы готовы отправиться в путешествие? Как вы думаете, как можно попасть в прошлое? (ответы детей)

- Мы отправимся в Древний мир через портал времени - пролезайте, но будьте осторожны, не шумите, мало ли кого можно встретить в Древнем мире

- А вот и пещера древних людей. Присаживайтесь тихонько к костру и слушайте.

 - Когда-то, очень давно, люди жили не в домах, а в пещерах, у них не было никакой мебели. Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра, и сидели на камнях Я даю вам камень, а вы потрогайте, и скажите какой он, камень тяжелый, твёрдый, холодный. Вот поэтому древним людям было неудобно сидеть на них. И однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Им понравилось, что бревно не такое твердое и холодное и они взяли его в пещеру. Позже другой человек нашел в лесу пенёк, присел на него и понял, что пенёк намного удобнее, чем бревно. Посмотрите, ребята, пенёк вот такой. Время спустя, человек придумал табурет). Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть, но и сидя отдыхать. И человек прибил к табурету спинку, и у него получился стул.

- Вот так, ребята, у нас появились стулья, а потом и вся мебель.

- Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель. Сейчас у каждого в доме есть мебель. Сегодня человек уже не может обходиться без мебели. Она стала красивее, удобнее.

- подумайте, для чего нужна мебель человеку? (лежать, сидеть…,чтобы было удобно и комфортно, чтобы хранить вещи).

- откуда берется мебель в современном мире? (лес-лесопилка-мебельная фабрика-магазин-дом).

- А где можно увидеть очень много мебели? (в магазине). Продолжите предложение: в магазине можно увидеть много столов, стульев…

- Люди научились делать мебель из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, стекла. Вставайте в круг, поиграем в игру «Из чего сделано?».

- Пора возвращаться обратно в группу. Ой, что это?! Портал времени закрылся, какой-то знак.  Смотрите, тут что-то написано, давайте прочитаем: «Выполните задание и получите ключи».  (Портал-то оказывается волшебный. Вернуться обратно мы сможем, только если выполним все задания правильно и соберем все ключи, чтобы открыть портал).

Игра «Собери рассыпанные буквы».

- Первое испытание: буквы в словах перепутались. Соберите названия мебели и найдите картинку (выполняет каждый ребенок, читают, отвечают на вопросы). А теперь отодвиньте буквы, поменяйтесь картинками и подберите схему к картинке.

- Молодцы! С первым заданием справились – получаем ключ.

- Устали, можно и отдохнуть.

«Мебель».

На кровати можно спать,

Стулья, стол – переставлять.

В шкаф я книги буду ставить,

Кресла буду застилать.

С полки буду пыль стирать,

Тумбу – в чистоте держать.

И скажу вам без прикрас,

Эта мебель – просто класс! 

Игра «Назови ласково».

- Чтобы заработать 2-й ключ, вспомните, о какой мебели говориться в стихотворении и назовите её ласково (кровать, стол, стул, полка, тумба, кресло).

- Молодцы! Получаем второй ключ.

Игра «Да-нет».

- В следующее испытание-загадка, нужно отгадать слово. Ведущий должен угадать слово, задавая наводящие вопрос, играющие могут отвечать только «да-нет».

- Молодцы! Получаем третий ключ.

Игра «Веселая семейка».

-  Следующее испытание с участием необычной сказочной семейки. А вы знаете, что когда все уходят из дома и наступает тишина, вся мебель оживает?

Папа-диван был широкий и гладкий,

Мама-кровать белоснежной и мягкой.

А табуретки

Были их детки.

Жили семейкой

В огромной квартире.

Сколько их вместе?

Конечно, четыре!

А ещё у них были дедушка и бабушка, дядя и тётя.

Все они друг друга любят,

Не обидят никогда,

Помогают все друг другу,

И заботятся всегда!

- Вот только детки-табуретки все время раскидывают игрушки. Поможем навести порядок. Отвечать необходимо целым предложением, используя схему предлога (дети берут карточку-предлог и составляют предложение, найдя подходящую картинку.

- Молодцы! Получаем четвертый ключ.

Итог.

- Наше путешествие подходит к концу, мы выдержали все испытания. Приложим ключи. Портал открыт – проходите.

- Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями! За ваше бесстрашие, мужество и проявленные знания вы награждаетесь медалью «Самый умный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.

В данной методической разработке представлены методы и приёмы, которые можно использовать для организации коррекционной работы с детьми с ОНР....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники по теме «Путешествие в страну знаний»

Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники по теме «Путешествие в страну знаний»...

Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения с использованием имен существительных в творительном падеже единственного и множественного числа с предлогом «С»....

Конспект фронтального логопедического занятия в группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Тема:«Профессии. Ткач»

Основные образовательные потребности детей с ОНР – это развитие всех компонентов устной речи с параллельным решением мыслительных задач, т.е. развитием полноценного мышления и всех психических п...