Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данном материале описывается актуальность инновационной технологии, решаемые задачи и способы работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.

    Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

      Речь занимает главное место в процессе психического развития ребенка и неотъемлемо оказывает влияние на  развитие мышления и сознания в целом. Уровень развития речи определяет степень возможности познавать окружающий мир.

      Дошкольный возраст является тем возрастным этапом, в котором ребенок быстро и активно усваивает разговорную речь, происходит  формирование и становление всех сторон языка. Но у детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточность в фонематическом восприятии, в лексико-грамматическом оформлении языка, уровня развития связной речи. Организуя коррекционную деятельность в работе с детьми с ОНР, учитель-логопед использует различные  игровые методы, приемы, формы работы. Но современный мир дает нам возможность применять инновационные технологии, применяя личностно-ориентированный, деятельностный, дифференцированный подходы, в соответствии  ФГОС ДО, что обеспечивает достижение более высокого уровня  качества образовательной услуги.

        Для совершенствования и оптимизации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОНР интересно и продуктивно использование новой технологии ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН, дающая возможность свободно мыслить, обобщать, классифицировать, анализировать, проявлять творчество.

При внедрении данной технологии необходимо решение следующих задач:

- Уточнение, расширение и активизация словарного запаса (понятие: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее признак предмета», «слово, обозначающее действие предмета»);

- Учить подбору к словам-предметам слова-признаки и слова-действия;

- Познакомить с понятием: предложение. Учить составлять предложения по предметной, сюжетной картинке, используя схему предложения, стихотворное высказывание;

-  Резюме, высказывание своего отношения вышесказанного в синквейне, отражающее суть предмета или явления.

Алгоритм синквейна напоминает форму пирамиды:

  1. Название. Это одно слово, существительное.
  2. Описание этого предмета. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль данного слова.
  3. Действие. Три слова, глаголы, характеризующие действия в рамках этой темы.
  4. Предложение из нескольких слов, показывающее личное отношение к предмету или объекту.
  5. Обобщение, синоним названия темы.

Пример:

  1. Снежинка.
  2. Пушистая, искристая.
  3. Падает, кружится, тает.
  4. Искристая снежинка тает на ладошке.
  5. Зима.

      На начальном этапе работы у детей уточняется, расширяется и совершенствуется словарный запас. Дети овладевают понятиями слово-предмет (живой, неживой), слово-признак, слово-действие. У детей формируется понятие предложение. Для составления предложения накопленный словарь помогает распространять авторское высказывание по данной теме, правильно задавать и отвечать на вопросы.

      На последующем этапе продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса. Ведется работа по составлению распространенного предложения, характеризующее отношение автора к данной теме

      Для более легкого и успешного выполнения задания по составлению синквейна, с детьми предварительно организуют дидактические игры по развитию и накоплению лексико-грамматического строя и развития связной речи: «Скажи какой? какая? какое?», «Угадай по описанию», «Кто в домике живет?», «Кто что делает» и т.д.

       Оформление синквейнов могут быть как устными, так и графически изображены на листе бумаги, альбомах, блокнотах и др.

        Графические схемы, предлагаемые педагогом, помогают понять суть задания детям, пройти путь последовательно от простого к сложному, повысить мотивацию к речевому творчеству. Изображения схем могут быть разными, в зависимости от возраста и уровня речевого развития. Для детей второго уровня речевого развития можно предложить схему такого плана: верхняя линия – описываемое слово-предмет; два цветка – символизируют два красивых слова о данном слове (слова-признаки); изображения движений человечков – 3-4 слова-действия; паровоз, везущий вагончики является обозначением структуры предложения – составляем предложение из 3-4 слов. Розовая линия – итоговое слово – обобщающее понятие или синоним данной темы. А изображение сказочного героя Незнайки замотивирует и  повысит интерес к выполнению задания.

C:\Users\Вадим\Desktop\IMG_20181212_110538.jpg

     Для детей с третьим уровнем речевого развития можно предложить дидактический синквейн в схематическом изображении.

C:\Users\Вадим\Desktop\IMG_20181212_110522.jpg

        Очень важным этапом в этой работе должно быть привлечение родителей к данному приему в развитии речи детей. Необходимо провести ознакомительную лекцию по теме «Применение дидактического синквейна в коррекции и развитии речи детей с ОНР», продемонстрировать готовые варианты схем синквейна на разные темы, показать мастер-класс по составлению синквейна, предложить написать совместно с детьми сочинение на любимую тему недели.

        Дети, умеющие читать, могут помогать записывать слова в своих альбомчиках. К концу года наличие нескольких альбомов, могут послужить началом создания небольшой библиотеки маленьких творческих сочинений.

         Использование дидактического синквейна в практике логопедического воздействия на развитие всех сторон языка неоспоримо положительно. У детей повышается мотивация к коммуникативному взаимодействию, возрастает речевая инициатива, развиваются и формируются все стороны языка, корректируются и развиваются высшие психические функции.

                                                         Учитель-логопед МБДОУ №322 «МОРОЗКО»: О.Г.Тихоновцева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....

Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР

В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.

В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....