Становление словообразовательного навыка у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Становление словообразовательного навыка у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

В отечественной логопедии на протяжении многих десятилетий предметом пристального изучения является такое нарушение, как «общее нарушение речи». Практически все исследователи, изучавшие детей с подобными проявлениями речевого дефекта, отмечали недостатки овладения ими морфологической системой языка и, как следствие, специфические признаки в усвоении навыков словоизменения (Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Л.Ф. Спирова, В.К. Орфинская, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева и др.).

Анализ литературы выявил наиболее освещенные вопросы по словообразованию. Эта тема достаточно актуальна, т.к. в логопедии делается акцент на развитие словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Р.Е. Левина, указывая на различные речевые возможности детей с ОНР, отмечала полную недоступность словообразовательных действий детям с первым и вторым уровнями речевого развития. Случаи образования новых слов встречаются лишь у детей с третьим уровнем речевого развития, однако «… сама задача преобразования слова оказывается для них подчас малодоступной…».

Стойкие затруднения детей с недоразвитием речи в проведении словообразовательных действий отмечаются в работах Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, С.Н. Шаховской и др.

Т.Б. Филичева, выделяя дополнительный, четвертый, уровень ОНР отмечая у этих детей существенные затруднения при образовании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально – волевое состояние живых объектов, при образовании существительных со значением единичности и тд.

Однако, рассматривая особенности овладения детьми с ОНР морфологической системой языка, авторы основное внимание уделяют ошибкам грамматического изменения слов, т.е. словоизменению, тогда как проблемы словообразования затрагиваются ими лишь попутно. Возможно, это вызвано недостаточным пониманием важности словообразовательной компетенции детей для нормального развития устной, а в последствии и письменной речи.

Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»).

В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей множественного числа существительного. В ответах на вопросы, требующие употребление существительных в этих падежах, ошибка не наблюдается.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения в построении словосочетания из наречия «много» и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа.

В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей множественного числа существительного.

Функция словообразования является менее сформированной, чем функция словоизменения. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха - «пушоная»; варенье из груш - «грушиное»; лапа волка - «волкина»).

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).

У детей с общим недоразвитием речи бедны морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова. Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования - начиная со средней группы .

Для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность и переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, истощаемостью, что ведет к различного рода ошибкам в выполнении заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.-703с.

  2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., Просвещение, 1990.

  3. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание обучение . – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-128с.

  4. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)

  5. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР // Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997. – С.41-47. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

      Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обс...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.

В соответствии с пониманием термина «словообразование» его определяют по разному: как путь пополнения словарного состава языка, как основно...

Рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рекомендации по организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе по развитию коммуникативных навыков,...

Статья: "Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи...

презентация " Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Ребёнок  5 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспрои...