Статья по логопедии на тему: ""Причины нарушения звукопроизношения у детей".
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Антонова Алла Николаевна

В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин  может быть очень много.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по логопедии: "Причины нарушения звукопроизношения у детей".

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин для этого может быть очень много.

Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору.

Родовая травма и асфиксия во время родов.

Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Травмы черепа.

Наследственные факторы.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

Проблемы с произнесением звуков могут возникнуть у ребенка и по подражанию. Нередко ребёнок  подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье.

Причиной  неправильного звукопроизношения лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы.

Очень часто аномалии прикуса сопровождаются нарушением звукопроизношения.

Нарушение произношения может быть следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Для произнесения звука требуется слаженная, согласованная, тщательно координированная работа различных органов (диафрагмы, легких, гортани, мягкого неба, губ, щек, языка и др.)

Зная причины возникновения речевых нарушений, профилактическая работа должна начинаться  как можно раньше.

Основной задачей  является: развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных  на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.
  2. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.
  3. Дети, для которых важен зрительный образ, рассматривают картинки, а затем выполняют упражнение.
  4. Дети, ориентированные на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание.
  5. Отрабатывайте с детьми 2-3 упражнения, а затем добавляйте по одному.
  6. Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.
  7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Сроки усвоения гласных и согласных звуков:

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э
П Б М

И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й


С З Ц


Ш Ж
Ч Щ


Л 
Р

Литература:

1. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М. 1989.

2 Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. – СПб., 2007.

3. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные причины нарушения звукопроизношения (консультация для родителей)

Преодоление «зажатости» у детей поможет улучшить их психологическое состояние  и значительно облегчит и ускорит процесс коррекции звукопроизношения.  ...

Проект учителей-логопедов Говорим красиво (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)

Цель проекта - повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)....

Основные причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Основные причины нарушения звукопроизношения детей: нарушение строения органов артикуляционного аппарата, нарушение просодической стороны речи, снижение фонематического слуха....

Социальные причины нарушения звукопроизношения у детей

Социальные причины нарушения звукопроизношения Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание»....

ВКР по теме: Коррекция нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного и...

Памятка для родителей "Социальные причины нарушения звукопроизношения у детей"

Каковы социальные причины нарушения звукопроизношения у детей? Каждому родителю важно знать ответ на этот вопрос....