Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Шемчук Наталья Васильевна
Долгосрочный логопедический проект
 
«Звуки, звуки, слышим вас  »
 
по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.
«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте»
 
К.Д.Ушинский
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx64.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка ст. Гиагинской»

     C:\Users\Администратор\Downloads\для оформления сайта\Без названия (1).jpg 

Долгосрочный логопедический проект

«Звуки, звуки, слышим вас».

по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей  в условиях логопедического пункта ДОО.

АВТОР:

Учитель-логопед

МБДОО №2 «Ромашка»

ШЕМЧУК Н.В.


Долгосрочный логопедический проект

«Звуки, звуки, слышим вас  »

по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте»

К.Д.Ушинский

Информационная часть проекта

Автор проекта

Шемчук Наталья Васильевна-высшая

квалификационная категория

Название проекта

«Звуки, звуки, слышим вас »

Должность и

место работы

Учитель-логопед МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской», республика Адыгея

Контакты

Тел: 89604995934, электронная почта: shemchuk_960@mail.ru

Актуальность проекта

Важное условие всестороннего и полноценного развития детей это их хорошая речь. Умение высказать свои мысли, содержательное общение с взрослыми и сверстниками, активное психическое развитие напрямую зависит от уровня развития речи. Способность владеть языком и речью необычайно значима, является важным условием успешного обучения в школе.

В последние годы увеличилось количество детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, которые с трудом поддаются коррекции. Поэтому ещё в дошкольном возрасте важно устранить все недостатки, чтобы они не превратились в стойкий и сложный дефект. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте речь ребёнка развивается более интенсивно и легче поддаётся исправлению.

Дети с разнообразными речевыми нарушениями в начальных классах с трудом овладевают навыками грамотного чтения и письма, что ведёт к неуспеваемости. Большой процент по неуспеваемости дают дети с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Проблеме устранения нарушений фонематической стороны речи нужно уделять много внимания ещё до поступления ребёнка в первый класс.

Коррекционно – логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеет большое значение для усвоения звукопроизношения и, что немаловажно, для успешного обучения в школе.

Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематической стороны речи ведётся по следующим направлениям:

- фонематический слух

- фонематическое восприятие

- фонематический анализ и синтез

- фонематические представления

Коррекционно-логопедическую работу по формированию фонематического слуха нужно начинать с развития у детей слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин неправильного звукопроизношения можно считать неумение вслушиваться в речь и окружающие звуки. Чтобы контролировать своё произношение ребёнок должен научиться сравнивать свою речь с речью окружающих его людей.

На первом этапе логопедическая работа над формированием фонематического слуха осуществляется на материале неречевых звуков. Специально подобранные дидактические игры и упражнения помогают детям развивать способность слышать, узнавать, а потом и различать неречевые звуки.

Овладев навыком различения неречевых звуков, можно переходить на следующий этап работы – различение речевых звуков. Правильно подобранные дидактические игры позволят научить малышей различать речевые звуки по высоте, силе и тембру голоса.

Следующий этап коррекционно- логопедической работы по развитию фонематических процессов – это работа над фонематическим восприятием. Сформированное фонематическое восприятие – одна из важных предпосылок чёткого звукопроизношения, правильного воспроизведения слов сложной слоговой структуры, грамматического строя речи, а также успешного освоения навыками чтения и письма.

Фонематический анализ и синтез – следующее направление работы по коррекции нарушений фонематической стороны речи. Логопедическая работа по этому разделу проводится в такой последовательности:

- узнавание звука на фоне слова;

- вычленение звука, то есть определение его места (в начале, в середине или в конце слова):

- определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Использование наглядно-дидактического материала на занятиях – один из основных залогов успешного обучения детей фонематическому анализу и синтезу. Игровые упражнения для звукового анализа и синтеза способствуют ускорению процесса автоматизации в речь поставленных звуков, помогают ребёнку с нарушениями речи контролировать себя и создают благоприятные условия для обучения грамоте.

Самый сложный этап работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи – это развитие фонематических представлений. Фонематические представления формируются на основе фонематического восприятия и анализа. Логопед подбирает речевой материал в зависимости от этапа фонематического восприятия, задаёт условия, а ребёнок, применяя имеющийся у него опыт, выполняет задания:

- придумывает слово из предложенного количества звуков:

- находит картинку на заданное количество звуков;

- придумывает слова на заданный звук;

- составляет слово из определённых звуков.

Как же лучше и эффективнее развивать у дошкольников фонематические процессы? Поскольку игра – основной вид деятельности ребёнка, то лучший способ достичь хорошего результата это проведение занятий в игровой форме. Для того, чтобы занятия были интересными и привлекательными  логопеду в работе с детьми с нарушениями речи необходимо использовать разнообразные методы и приёмы. Один из методов успешного обучения это дидактическая игра.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Важность использования игровых приёмов в работе логопеда очевидна. Почему?

Во-первых, дети с нарушениями речи сами зачастую не слышат и не понимают своих речевых проблем, поэтому и не стремятся от них избавиться. Значит, сам ребёнок свой дефект исправить не может.

Во-вторых, сам процесс коррекционно-педагогической работы очень однообразный и длительный. Известно, что активность детей на логопедических занятиях быстро падает, они очень скоро перестают нравиться детям.

 Задача логопеда, работающего с детьми-дошкольниками, состоит в том, чтобы активизировать инертное мышление ребёнка, оживить образное восприятие, активизировать его речь. Именно поэтому игра имеет большое значение в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие.

Использование различных дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов даёт хороший результат, так как они позволяют сделать логопедические занятия интересными и эмоциональными. Такие игры и упражнения знакомят и учат малышей прислушиваться к различным звукам природы, к звукам «улицы» и «дома», к звукам музыкальных инструментов; вслушиваться в звучащие слова. Такие игры помогут дошкольникам устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, различать звуки по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости, делить слова на слоги и т.д.

У детей с нарушениями речи есть ряд особенностей восприятия, которые легче преодолевать на наглядно-действенном уровне. К. Д. Ушинский писал: «Если ребёнок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит.»

Использование иллюстративно-наглядного материала, подключение зрительного анализатора значительно помогает в логопедической работе:

- поддерживает внимание ребёнка;

- помогает облегчить процесс усвоения материала;

- повышает интерес к занятиям:

- воздействует на органы чувств ребёнка.

Проблема моего проекта состоит в том, как, используя накопленный наглядный материал (дидактические игры и упражнения), совершенствовать фонематические процессы у детей с нарушениями речи. Решение этого вопроса и определило цели и задачи проекта.

Цели и задачи:

Цель проекта: разработать и апробировать игровые технологии по развитию фонематических процессов с использованием наглядно-дидактического материала для детей старшего дошкольного возраста, сделать их эффективными в коррекционно-логопедической работе.
Задачи проекта

Для детей:

* развивать способность слышать, узнавать, а потом и различать неречевые звуки;

* различать речевые звуки по высоте, силе и тембру голоса;

* формировать фонематическое восприятие;

* производить фонематический анализ и синтез;

* развивать фонематические представления.

Для педагогов:

  • повысить профессиональное мастерство по вопросам речевого развития дошкольников через использование наглядно-дидактических игр и упражнений по формированию фонематических процессов;
  • обучить специально подобранным методам и приёмам в проведении занятий по развитию фонематического слуха.

Для родителей:

  • развивать у родителей педагогический потенциал;
  • воспитывать желание и готовность участвовать в совместной работе по формированию фонематического слуха у детей;
  • познакомить родителей с различными речевыми играми, которые можно проводить в домашних условиях.

Гипотеза: если в коррекционно-образовательной деятельности по формированию фонематических процессов использовать систему специально подобранных наглядно-дидактических игр и упражнений, то это позволит легче и быстрее сформировать у дошкольников фонематические процессы.

Участники проекта: дети старших групп, посещающие занятия на логопедическом пункте,  учитель-логопед, педагоги ДОО, родители.

Время реализации проекта:

С 1 сентября 2017года по 30 мая 2019 года.

Проведение итогов проекта «Звуки, звуки, слышим вас» - конец мая 2019 года.


Ожидаемый результат: 

  • Уменьшение числа детей, нуждающихся в логопедической помощи:
  • Разработка банка практических и методических пособий и материалов:
  • Положительные отзывы родителей о качестве оказываемых логопедических услуг:
  • Повышения содержания коррекционно-образовательной работы в ДОО:
  • Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме проекта.

Этапы проекта «Звуки, звуки, слышим вас »

  1. этап - подготовительный

На первом этапе осуществлено основательное изучение вопроса и запланирована структура работы учителя-логопеда ДОО по использованию наглядно-дидактического материала с целью формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Теоретический и практический материал для проекта, изготовление дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов накапливался в период с 2016 по 2018 год. С 1 по 15 сентября 2018года проводилась оценка степени сформированности фонематического слуха у детей – логопатов и анкетирование родителей с целью выявления их компетенции по данной проблеме. Планировалось определение этапов коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов.

Систематизировались наглядно-дидактические пособия с учётом их применения в коррекционно-логопедической работе. Составлен каталог.


2 этап. Основной.

Содержание работы:

Работа с детьми

Проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с детьми старших групп с использованием наглядно-дидактического материала.

Работа с родителями

  1. Родительское собрание «Этот важный фонематический слух».

Презентация «Дома играем, фонематический слух развиваем».

  1. Консультации в папку – передвижку (для всех возрастных групп):

«Фонематический слух – основа правильной речи»,

«Развитие фонематического слуха дошкольников»,

«Обучение ребёнка чтению и развитие фонематического слуха»,

«Игры на развитие фонематического слуха»,

«Игры, помогающие развитию фонематического восприятия».

  1. Памятки для родителей:

«Игровые упражнения для развития фонематического слуха»,

«Развиваем фонематический слух у детей».

Работа с педагогами

  1. Семинар – практикум для воспитателей «Формирование фонематических процессов у дошкольников».
  2. Консультации для воспитателей:

«Весело играем – фонематический слух развиваем»,

«Использование наглядных пособий на занятиях по обучению грамоте».

  1. Выступление на межрегиональной конференции: «Система дидактических игр по формированию фонематических процессов у детей с ТНР» (Презентация).
  2. Использование практического материала воспитателями общеразвивающих групп на занятиях по обучению грамоте.

  1. этап – заключительный

  • Обследование детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, для контроля эффективности использования наглядного материала (дидактических игр и упражнений) по развитию фонематических процессов.
  • Логопедическое развлечение «Путешествие в страну звуков».
  • Диагностика компетенции родителей по вопросу формирования фонематических процессов.
  • Выступление на РМО учителей – логопедов и педагогов – психологов. Презентация проекта «Звуки, звуки, слышим вас».

               

 Результатом практического использования проекта будет являться:

- положительная динамика коррекционно - образовательной работы, организация высокого уровня развития фонематических процессов;

      - формирование у дошкольников необходимых для учебной деятельности умений и навыков, повышение интереса к занятиям.

В итоге обучения дети смогут:

- определять какие звуки входят в состав слова;

- называть количество звуков и слогов в слове;

     - устанавливать последовательность звуков и слогов в слове;

   - соотносить место звука по отношению к другим звукам;

- различать звуки по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.

- заинтересованность родителей в совместной работе по речевому развитию детей, оказание им помощи дома;

- повышение профессиональных знаний педагогов ДОО в вопросах формирования фонематических процессов, профилактики речевых нарушений в разновозрастных группах детского сада.


Литература:

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
  2. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
  3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - С-П.: «Детство», 1999
  4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997
  5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, - М.: ВЛАДОС, 1998
  6. Волошина        Л.        Организация        здоровьесберегающего        пространства Дошкольное воспитание, 2004
  7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
  8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
  9. Жукова        Н.С.,        Мастюкова        Е.М.,        Филичева        Т.Б.        Логопедия.        -

Екатеринбург, 1998

  1. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / София Давыдовна Забрамная, Юлия Александровна костенкова. - М.: В.Секачев, 2001
  2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002
  4. Косинова        Е.М.        Уроки        логопеда.        Игры        для        развития        речи.        М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
  5. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
  6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”,

2003

  1. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
  2. . Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е.А. Пожиленко // Дефектология. - 1995. -

№ 3.

  1. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
  2. Савинова        Л.П.        Пальчиковая        гимнастика        для        развития        речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
  3. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М., 2008
  5. Филичева        Т.Б.,        Туманова        Т.В.        Дети        с        фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999
  6. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться  учителями-логопедами в дошкольных образовате...

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»

Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии....

Опыт использования методики Т.А. Ткаченко по формированию фонематических процессов в практике коррекционной логопедической работы

Материал представляет собой консультацию для учителей-логопедов, в котором отражен практический опыт применения зрительных символов звуков речи по методике Т.А.Ткаченко...