Методические рекомендации "Ускоренная постановка звуков"
консультация по логопедии на тему

Алескерова Светлана Николаевна

Данное пособие содержит описание методически грамотных приемов по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи, которые можно использовать в работе с детьми-логопатами на разных этапах коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uskorennaya_postanovka_zvukov.docx318.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ускоренная постановка звуков

Виды нарушения звукопроизношения

Речь является важнейшей психической функцией человека.

Речевое общение создаёт специфические способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда.

Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщённому отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонения в речевом развитии не могут не сказаться на всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма и, вследствие этого, других школьных навыков и знаний. Некоторые нарушения речи лишают ребёнка и важнейшего средства - саморегуляции. Как реакция на дефект изменяются черты характера.

Независимо от количества нарушенных звуков фонематическое недоразвитие необходимо устранить, так как оно может привести к более тяжёлым речевым нарушениям.

Чаще всего нарушенными оказываются звуки позднего онтогенеза:

♦ свистящие: [с], [с'], [з], [з'], [ц];

♦ шипящие: [ш], [ж];

♦ аффрикаты: [ч'], [щ'];

♦ соноры: [р], [р'], [л], [л'];

♦ й [j'].

Проявляется в речи:

1) отсутствием звука;

2) искажением звука;

3) заменой звука другими.

Постановка звуков

Данная методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков. Она заключается в коррекции нескольких групп звуков одновременно, а не поочерёдно, как это описано в учебниках по логопедии.

Этапы коррекционной работы

1. Развитие мелкой моторики.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3. Массаж.

4. Коррекция или постановка свистящих звуков и звука [л].

5. Автоматизация свистящих звуков и звука [л].

6. Дифференциация свистящих звуков [с] - [з]; [с'] - [с']; [с'] - [з']; [с] - [ц] и звука [л]: [л] - [л'].

7. Коррекция или постановка шипящих [ш], [ч'], [ж], [щ'] и звуков [р], [р'].

8. Автоматизация шипящих звуков и звуков [р], [р'].

9. Дифференциация шипящих звуков и звуков [р], [р']; [л] - [р], [л'] - [р'].

10. Автоматизация всех звуков (свистящих, шипящих, соноров).

11. Дифференциация всех звуков.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика пальцев рук тесно связана с артикуляционной моторикой.

Поэтому, если вы хотите ускорить подготовку артикуляционного аппарата, начинайте с развития мелкой моторики.

Развитие артикуляционной моторики

Одновременно нужно работать над артикуляционной моторикой, подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Для этого можно использовать специальные упражнения для губ и языка.

Упражнения для языка

1. «Заборчик». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Зубы сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счёт от 1 до 10.

2. «Трубочка». Из положения «лопатка» (язык спокойно лежит на нижней губе) легко сделать «трубочку», сделать вдох, а щёки слегка сжать пальцами с двух сторон.

3. «Иголочка». Открыть широко рот, сильно вперёд выдвинуть короткий остроконечный язык. Удержать язык в данном положении в спокойном состоянии на счёт от 1 до 10.

4. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать на счёт от 1 до 10.

5. «Маятник». Из положения «иголочка» (то есть заострённый язык) двигаем языком вправо и влево из одного уголка рта к другому, сначала медленно, затем всё быстрее.

6. «Чашечка». Из положения «лопатка» можно сделать «чашечку», если загнуть края языка вверх. Подержать язык в положении «чашечка» на счёт от 1 до 10, Затем завести язык за верхние зубы. Подержать за верхними зубами на счёт от 1 до 10.

7. «Барабан». Рот широко открыт, широкий язык поднят к твёрдому нёбу. Постучать кончиком языка в альвеолы, произнося при этом звук: «ды-ды-ды».

8. «Хоботок». Из положения «заборчик» вытянуть губы вперёд, произнося при этом беззвучно [у]. Удержать губы в данном положении на счёт от 1 до 10.

9. «Лошадка». Рот широко открыт, язык поднят к твёрдому нёбу. Пощёлкивать языком с силой, оставляя рот широко открытым. Затем «остановить» лошадку, произнося шёпотом: «т-рр-рр».

10. «Грибок». Широкий язык поднять вверх и присосать к твёрдому нёбу. Подержать на счёт от 1 до 10, затем отщёлкнуть с силой язык. Выполнять при широко открытом рте.

11. «Качели». Из положения «лопатка» поднять широкий язык на верхнюю губу. Повторить движения языка вверх-вниз на счёт от 1 до 10.

12. Кончик языка зажать между зубами и произнести «пя-пя-пя».

13. «Маляр». Потереть кончиком языка нижние зубы.29сканирование0004сканирование0005

При наличии органических поражений или вялости мышц органов артикуляции вследствие общей соматической ослабленности следует применять нетрадиционный массаж Новиковой Е. К.

После каждого массажа нужно давать ребёнку отдых.

Работа над техникой речи

В процессе обследования речи детей каждый логопед сталкивается со случаями «смазанной речи». При этом изолированно все звуки ребёнок произносит верно.

Причин «смазанной речи» можно выделить несколько:

1. Слабое речевое дыхание. \

2. Нечёткая артикуляция.

3. Ускоренная речь, которая не позволяет ребенку чётко выговаривать слова.

4. Поверхностное (ключичное) дыхание, ограничивающее возможность говорить плавно на выдохе.

5. Неумение владеть голосом как инструментом, что негативно отражается на речи, делает её бедной и невыразительной. 

Дети со «смазанной речью» тоже нуждаются в помощи логопеда, но в отличие от других логопатов с ними следует работать по иной схеме. 

Эта работа имеет 3 составляющих:

1) работа над физиологическим и речевым дыханием;

2) работа над голосом;

3) работа над артикуляцией.

В случаях ускоренной речи добавляется работа над темпом речи. Речь необходимо «затормозить».

Работа над дыханием

Дыхание является физиологической основой речи.

Аристотель утверждал: «Ум - властелин чувств, а дыхание - властелин ума».

Известная фраза Ламперти «Школа пения есть школа дыхания» может относиться и к постановке речевого голоса, хотя механизм речи и механизм пения различны.

Какими же качествами должно обладать фонационное, то есть озвученное дыхание?

Во-первых, оно должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнерёберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы.

«Опустить» дыхание на диафрагму можно при помощи упражнения «Шарик»: надуть при глубоком вдохе живот (контроль рукой), выдохнуть протяжно воздух.

Это упражнение следует повторять до тех пор, пока ребёнок не научится делать глубокий вдох без контроля.

Следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, чтобы не закружилась голова.

Врачи утверждают, что чем глубже дыхание человека, тем больше энергии получает организм.

Следующий этап работы - научить спокойно, ровно дышать, выработать умение направлять воздушную струю.

Работа над артикуляцией

Получив энергию с помощью глубокого дыхания, образовав звук в генераторной системе и усилив её в резонаторной, превращаем звук голоса в звук речи с помощью артикуляции.

Артикуляция - это работа произносительных органов при образовании звуков речи, слогов слов.

Чтобы подготовить органы речи (губы, язык, мягкое нёбо), нужно проводить общую артикуляционную гимнастику.

Общая артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик».

2. «Улыбка-трубочка».

3. «Лопатка».

4. «Качели».

5. «Чашечка».

6. «Лошадка».

  1. «Грибок»

 Работа над голосом

Задача этого этапа - работа над силой, выразительностью, объёмным звучанием голоса. Для этого нужно использовать специальные упражнения.

Данные приёмы по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи можно использовать и в работе с детьми-логопатами на разных этапах коррекционной работы.

Кроме того, их могут использовать в работе над речью все, кому по роду занятий приходится много говорить: учителя, лекторы, экскурсоводы и так далее.

Литература: Ускоренная постановка звуков./Автор-сост. Е. Н. Маслова. - Волгоград: ИТД «Корифей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Методическая разработка : Постановка звука "С"

Фронтальное занятие по постановке звука "С"...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Методические рекомендации постановки звука "Л"

Методические рекомендации постановки звука "Л"...

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...