«Физкультминутка как форма двигательно-речевой активности детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Луканина Галина Александровна

Докад на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 21 «Росинка» комбинированного вида

     

ДОКЛАД

на педсовете № 2

 «Физкультминутка как форма двигательно-речевой активности детей дошкольного возраста»

        

Дата проведения: 09.10.2018г.

Подготовила: учитель-логопед

Луканина Г.А.

г. Лыткарино

2018 – 2019 учебный год

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп ребенка с речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно - психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправ-ленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны соответствовать следующим требованиям:

• Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади.

• Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики):

Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)

Появился самолет («полетели» как самолеты)

Мах крылом туда – сюда, (наклоны вправо – влево)

Делай «раз» и делай «два» (повороты вправо – влево)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (руки в стороны)

Друг на друга посмотрите (повороты вправо – влево)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (опустили руки)

И на место все садись! (Сели на места)

• Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте).

• Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией, а движения и тексты – быть доступными детям).

Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материалы для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Исходя из опыта логопедической работы целесообразно выделить два вида физкультминуток:

  • фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь):

Чок- чок- чок – стучит каблучок. Мы со звуком Ч играем

Оч – оч – оч – наступила ночь. И словечки подбираем:

Ач – ач – ач – испекли калач. Чайник, бабочка, яичко,

Чо – чо – чо – у меня болит плечо. Чайка, чемодан, синичка,

Чи – чи – чи – к нам летят грачи. Ключ, кузнечик, одуванчик,

Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Мяч, клубничка, сарафанчик.

  • лексические (на усовершенствование имеющегося словаря).

Считалочка под мяч «Транспорт», «Продукты» (на каждую строчку – четыре хлопка):

Мы картинки называем:                                       Жили-были сыр, котлеты,

С ними транспорт изучаем:                                 Мармелад, зефир, конфеты,

Вот троллейбус и автобус,                                   соки, овощи и фрукты,

Самосвал и аэробус,                                             Называем их – продукты,

Самолет и самокат,                                              Называем их – еда,

Саночки и снегокат.                                            Очень любим их всегда!

Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей. Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического воздействия, во время проведения занятий логопеда и воспитателя, на общеобразовательных занятиях, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации дня после сна и т. д. Например, физкультминутка на прогулке.

Имитация движений «Листики».

Мы листики осенние,

Ветер снова набежал

На ветках мы сидим.

И листочки все поднял.

Дунул ветер – полетели.

Закружились, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю снова сели.

И на землю тихо сели.

Дошкольники во время занятий с желанием выполняют физкультминутки, быстро усваивают их. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.

Воспитателям групп, музыкальному руководителю и инструктору по физической культуре рекомендуется также проводить физкультминутки в соответствии с темами недель групп, чтобы дети усваивали не только движения, но и речевой материал, тем самым обогащая свой лексикон, тренируя память, развивая просодическую сторону речи.

Список литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. - М.: Карапуз-дидактика, 2005.-33с.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 48с.

3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.- 96с.

4. Черенкова Е. Ф. - Оригинальные пальчиковые игры. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007. – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста

Семинар для педагогов ДОУ.Ценность использования  физкультминуток в  сохранении и укреплении здоровья воспитанников при проведении образовательной деятельности детей дошкольного возраста....

Формы организации  двигательной активности детей дошкольного возраста вне занятий .

Статья раскрывает разнообразные формы организации  двигательной активности детей дошкольников  вне занятий....

Консультация для педагогов "Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста"...

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Физкультурные досуги развивают физическую активность, образное мышле...