Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Саблина Марина Владимировна

Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии связной  речи детей с ЗПР на тему «Осень».

Ссылка на презентацию к конспекту: https://cloud.mail.ru/public/tZmE/QXYJvu3N5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_rmo_novyy_peredelannyy.docx544.64 КБ
Файл samoanaliz_nod.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10»города Сим Ашинского района Челябинской области

Конспект НОД взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень».

Выполнил:

.

Учитель-логопед Саблина М.В.

Учитель-дефектолог Теплова С.В

2018г.

Цель: Совершенствование взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в развитии речи детей на тему «Осень.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать словарный запас детей по теме «Осень»;
  • Обучать детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • Закрепление навыка чтения стихотворения по мнемотаблице;
  • Подбор слов-определений4
  • Согласование существительных с прилагательными;
  • Дифференциация звуков С-Сь в словах, предложениях, чистоговорках;
  • Способствовать формированию словесно-логического мышления, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Закреплять умение описывать предмет, выделять существенные признаки. Активизировать словарь детей;

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие памяти;
  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Развитие связной речи, речевого общения и координации речи с движением;
  • Развитие диафрагмального и речевого дыхания;
  • Развитие артикуляционного аппарата. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата;
  • Расширять знания о деревьях, листьях;
  • Использование здоровьесберегающих технологий:
  • Дыхательная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Использование крио-терапии;
  • Применение самомассажа варежками с пуговицами;
  • Развитие мелкой моторики с помощью интерактивных песочниц;
  • Использование дорожек здоровья.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе;
  • Воспитывать интонационную выразительность речи;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, положительное отношение к занятию;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Контроль над собственной речью;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания;
  • Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в осенний парк;
  • Рассматривание деревьев, листьев;
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин об осени;
  • Повторение стихов, загадок по теме;
  • Чтение художественной литературы по теме;
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

Оборудование:

  • Использование технических средств обучения:
  • Ноутбук;
  • Презентация к занятию;
  • Звуки «Шум ветра», «Шум дождя»;
  • Зеркала;
  • Схемы артикуляционных упражнений;
  • Мяч;
  • Гимнастические дорожки здоровья;
  • Мнемотаблица для рассказывания стихотворений об осени;
  • Корзина с осенними листьями;
  • Кубики льда;
  • Массажные варежки с пуговицами;
  • Интеркативные песочницы;
  • Макет дерева;
  • Смайлики (трафареты осенних листьев со смайликами);
  • Воздушные шары.

ЛОГОП: Дети заходят в группу под музыку(осеннюю).

Вот и осень к нам пришла, нас с собою позвола.

В лес отправимся гулять, будем весело шагать.

По тропиночке пойдем, друг за дружкою гуськом.

На носочки встали, к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем и на кочки наступаем.

Сново по дорожке мы весело шагаем.

Как хорошо в осеннем лесу, так и хочется со всеми поздороваться:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое ,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую.

На слайде появляется Лисенок).

Дефект: Пока мы с вами гуляем, за нами кто то наблюдает, Смотрите, кто сидит.(выносит из кустов лисенка). (Осень?А что такое осень?, ребята, расскажите что такое осень и какая она?)

ЗВУК ВЕТРА,

Дефектол: :Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и  сегодня он дует с самого утра,встретила я его по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.

Мяч осенний, мяч волшебный,

 будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот и отвечает на вопрос:

Игра «Подбери действие». 

- листья осенью (что делают?)   - Листья осенью желтеют, опадают и тд.

- Дождь осенью……

-урожай осенью…

-птицы осенью….

-деревья осенью…

-звери осенью…

Логоп:    Артикуляционная гимнастика

Ребята, сегодня мы с вами будем много разговаривать, Давайте вспомним, какие упражнения нам помогают красиво говорить звуки с-сь. Давайте выполним эти упражнения (улыбочка, заборчик, ручеек).(руку под рот). Молодцы, а теперь потренируем звуки с-сь в чистоговорках,

СА-са-са, лисонька краса(хлопаем в ладоши),

СЫ-СЫ-СЫ, у лисы усы,

СУ-су- су, видим мы лису,

Са-са-са, лисонька краса.

ЛОГОП:Вот теперь наш язычок готов к работе.

Логоп: Многие поэты, любили это время года и воспевали его в стихах. Давайте расскажем вместе стихотворение об осени по схеме.

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные –рябине,

Фартук розовый –осине,

Зонтик желтый-тополям.

Фрукты осень дарит нам.

820552_2.png

Логоп: Дети, вам понравилось стихотворение.

Дети:Да.

Логоп:О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: об осени.

ДЕФ: Осень какая?- красивая, щедрая, холодная, золотая, поздняя ,дождливая.

Осеннее небо какое?- Небо серое, хмурое, облачное,

Осенний ветер какой?- ветер  холодный, резкий , сильный, мокрый.

Лужи какие?-  большие, глубокие, холодные, грязные.

Почему осенью много луж? Дети: потому что часто идет дождь.

Какой предмет помогает укрыться от дождя?- Зонт.

Идет музыка дождя.

ЛОГОП: Ой, ребята, пошел дождь. А дождь какой? Холодный, сильный ,моросящий. А теперь, давайте поиграем с дождем, и в этом нам помогут наши ладошки.

Дождик наш пошел, кап - кап - кап,    (стучим пальцами по лицу),

А по лужам ты идешь, так - так - так      ( маршируем на слово так так так)

Вода хлюпает в ботинках, хлюп хлюп хлюп      (стряхиваем с ботинок воду),

И течет у нас по спинкам, плюх, плюх, плюх, плюх     (гладим руками плечи)

Посмотрите, лужи шире           (разводим руками в стороны, делаем повороты)

Ой ой ой(руки к щекам)

Нам конечно зонтик нужен, вот такой        (показываем широкий зонт руками над головой).

ЛОГОП: молодцы

Деф:  Ребята, посмотрите что у нас на экранен. Назовите  какой предмет на картинке лишний (игра « 4 лишний». «Что лишнее и почему?»)

Ноябрь, сентябрь, март, октябрь.

Дождь, лужа зонт, капля.

1-18110-00035_obr1.jpg

Amur Leopard Little Girls Flower Windproof Windbreaker Jacket Hoodies Green IS82102 Friendly price.jpg

1018959644.jpg

GL000378013_003.JPG

gray_clouds_by_zlobny_m.jpg

71d59034f3371da.jpg

children-swimming-at-the-beach-clipart-1.jpg

h_1498989030_5619391_eca4ad8637.jpg

image.jpg

ДЕФ: Ребята, а давайте поиграем в игру «Обьясни словечко».

 Листопад, слякоть, золотая осень, проливной дождь.

ДЕФЕКТ: А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение»: 

  1. весной листья на деревьях распускаются, а осенью- опадают.
  2. Весной трава зеленая, а осенью- желтая.
  3. Весной люди сажают семена, а осенью собирают урожай.
  4. Летом заяц -серый, осенью- белый.
  5. Зимой снегопад, а осенью листопад.
  6. Весной птицы вьют гнезда, а осенью- улетают в теплые края..

ДЕФЕКТ:МОЛОДЦЫ, Ребята. Сегодня по дороге в детский сад я набрала целую корзину листьев, выберите по одному листочку.

Скажите, с какого дерева у тебя лист?

ЛОГОП: ,взяли листочки за ниточки. Положили их на правую ладошку, руку вытянули вперед:

Мы листочки собираем, мы с листочками играем,

Листочки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Листочки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер листья поднимает, и на землю опускает(3 раза)

А теперь поднесите ладошку ко рту

Носом глубоко вдыхаем,

Щеки мы не раздуваем,

Губки трубочкой сложили

И листочки закружили.

 Устроим листопад.

До чего же ветер рад, что устроил листопад.

Залетел, засвистел, лес листвою зашумел,

ЛОГОП: Дети садятся на стульчики. Ребята, скажите, чем покрываются лужи поздней осенью?  

Дети: льдом.

ЛОГОП: Я вам предлагаю взять эти ледышки в руки и сделать массаж нашим пальчикам.(Берем ледышки и проводим по пальцам)

Солнышко греет уже еле, еле, (пальцами по одному дотрагиваемся до льда, сначала на правой руке, перекладываем в другую руку)

Перелетные птицы на юг улетели,

Голые деревья, пустынные поля,

Первым снежком принакрылась земля,(ладошкой накрываем другую ладошку, водим ледышку вперед и назад)

Река покрывается льдом в октябре,

Поздняя осень стоит на дворе.

Молодцы, ребята, замерзли у вас руки? Нужно их согреть, одеваем перчатки и греем наши ручки.

МАССАЖ РУК «ОСЕННЯЯ  РАЗОГРЕВАЛОЧКА».(с массажными перчатками).

Если замерзают руки, начинаем их тереть,                            Дети медленно растирают одну 

Быстро мы сумеем руки, как на печке, разогреть.                  ладонь о другую (как – будто моют ).

Сначала ладошки, совсем как ледышки,                                 Растирают ладони в продольном

Потом как лягушки,                                                            направлении сначала медленно,

Потом как подушки,                                                           затем все быстрее и быстрее.

Но вот понемножку согрелись ладошки.

Я горю, как от огня,                                                         Прикасаются  ладонями к щекам.

Вот, потрогайте меня

ЛОГОП: Согрелись ваши ручки? ДААА.  Молодцы.

ДЕФЕКТ: 

Я предлагаю вам разделиться на две команды, подойти к песочницам и пальчиками нарисуем  осенний лес. Что вы нарисуете в своей картине? (солнышко, деревья, лужи тучи, дождь)

Какие вы молодцы. Какие красивые осенние полянки у вас получились.

 

Посмотрите ребята, какое дерево перед нами стоит грустное, я предлагаю взять вам листочек с вашим настроением  и приклеить его к дереву. Скажите,  какое стало дерево?

Дети: веселое.

Правильно, веселое. Такого дерева настроения больше нигде не увидишь. Скажите, какое чувство у вас вызывает ? Что мы делали с вами сегодня? Что вам понравилось?

За это вам осень дарит подарки.



Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД.

Для достижения целей и задач применялись следующие методы  и приемы:

  • Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение,  напоминание, поощрение)
  • Наглядный  (презентация иллюстраций осеннего пейзажа );
  • Практический (рисование в интерактивной песочнице):
  • Игровой (игровой сюжет «путешествие в осенний лес, встреча с лисенком»);
  • Методы рефлексии (обратная связь)

Структура занятия  

- Водная часть: (организация детей) – 5 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 18 минут

- Заключительная часть (подведение итогов) 2 минуты

Водная часть непрерывной образовательной деятельности (НОД).                   Цель вводной части – создать мотивацию, увлечь детей темой занятия. Что и было сделано за счёт игровой ситуации–предложения отправиться в путешествие в осенний лес, встреча с Лисенком,  рече-двигательной игры   «Здравствуй…». Такая игровая ситуация позволила   не только привлечь   детей к занятию, но и дальше с большим интересом выполнять все задания.  Непрерывная образовательная деятельность  была направлена на решение  игровой ситуации:  познакомить и объяснить Лисенку что такое осень.

      Для активизации учебной деятельности учитель-логопед и учитель-дефектолог использовали  схемы, речевые игры, наглядные пособия      и  интерактивную презентацию.

 

Основная часть  НОД - это    умственная и практическая деятельность детей под руководством учителя-дефектолога и учителя-логопеда, направленная  на выполнение всех поставленных образовательных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний.    

В играх «Подбери действие», «Осень какая?» дети повторяли приметы осени, что было  направлено учителем-дефектологом на повторение  изученного материала, развитие памяти, внимания, слухового восприятия.  Игры «Четвертый лишний», «Объясни словечко», «Закончи предложение», «С какого дерева лист?» способствовали формированию словесно-логического мышления, умению классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

       Учитель-логопед решал поставленные задачи по  развитию артикуляционного аппарата через проведение атрикуляционной гимнастики; дифференциация звуков С-Сь – проведена с помощью  чистоговорки; развитие связной речи – с помощью чтения стихотворения по мнемотаблице; развитие речевого общения и координации речи с движением –через речедвигательную игру «Вот и осень к нам пришла…»; развитие координации движений, диафрагмального и речевого дыхания- с помощью гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики «Мы листочки собирали»; развитие мелкой моторики и тактильных ощущений – с помощью крио-массажа рук «Осенняя разогревалочка» и рисование в интерактивной песочнице.

         В середине занятия с целью снятия статического напряжения была проведена динамическая пауза «Дождик пошел»  
       Лично-ориентированный подход в  обучении проявлялся  в  оказании помощи детям, затрудняющимся  при ответе,  в напоминании, дополнительном объяснении,  а также    учитывались особенности  мышления и темп восприятия каждого ребенка.  

         На занятии большое внимание уделялось приемам создания атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности коррекционного занятия.

В заключительной части НОД с помощью дерева-эмоций педагоги провели рефлексию, узнав об эмоциональном настроении детей.    Поставленные задачи    закреплялись в ситуативном разговоре с детьми, обращаясь к приобретенному в процессе занятия опыту детей.

По  итогам проведенной непрерывной образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

-   дети успешно справились с заданиями  (ответили на все поставленные вопросы полным ответом, строят грамматически правильно предложения),  получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

- дети согласовывают существительные с прилагательными;

- дети закрепили представление о признаках осени, продемонстрировали умение устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать предметы.

- дети расширили представления   о деревьях, листьях

- дети правильно выполняют артикуляционную гимнастику,  дифференциируют звуки С-Сь в словах, предложениях, чистоговорках;

Поставленные в непрерывной образовательной деятельности задачи были выполнены.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Радуга» «В осеннем лесу»

Учить внимательно слушать воспитателя, отгадывать простые загадки; расширять и активизировать словарный запас воспитанников по теме; совершенствовать грамматический строй речи; формировать эл...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе ДОУ по теме: «Вьюга в лесу»»

·        Развитие у детей эстетическое восприятие, самостоятельное придумывание  темы для рисования зимнего леса, цвета снега (зимний день, вечер), изображения ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в осеннем лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в осеннем лесу»...

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект игровой образовательной ситуации для детей 6-7 лет Тема: «Музыка осеннего леса»

Конспект   игровой образовательной ситуации для    детей   6-7 лет...