План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп".
консультация по логопедии (младшая группа)

Малардырова Лидия Николаевна

Работа с родителями детей с нарушениями речи является одним из важнейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда. Одной из форм работы с родителями является мастер-классы. Такая форма включает в себя теоретическую и практическую информацию, и этим она удобна: специалисты рассказывают, а родители тут же выполняют предложенные задания. В данном мастер-классе даны рекомендации родителям, как в домашних условиях можно развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание и фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_logopedicheskiy_kaleydoskop.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Центр развития ребенка – Детский сад № 89 «Парус» городского округа «город Якутск»

677027 г. Якутск, ул. Октябрьская 28/1, телефон: 351622

        

Мастер-класс для родителей «Логопедический калейдоскоп».

Составители учителя-логопеды:

Семенова Надежда Юрьевна,

Малардырова Лидия Николаевна,

Трофимова Анна Николаевна

Якутск 2018 г

Цель: повысить интерес и педагогическую грамотность родителей                                                  в проведении профилактических игр и упражнений в развитии речи ребенка                           в домашних условиях.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей представление о роли артикуляционной                            и дыхательной гимнастики, фонематического слуха в коррекции                                       и профилактики речевых нарушений у дошкольников
  2. Развить умение родителей выполнять игры и упражнения в домашних условиях.
  3. Вызвать у родителей интерес и стремление к развитию речи своего ребенка.

Предварительная работа: анкетирование родителей младшей группы детского сада, с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Оборудование: выставка для родителей (игры на развитие артикуляционной, дыхательной гимнастики, фонематического слуха, которые используются в детском саду в работе с детьми и методическая литература по теме); информационные буклеты «Рекомендации по развитию артикуляционной, дыхательной гимнастики, фонематического слуха у детей в домашних условиях»; оборудования по блокам

Форма проведения: мастер-класс

Участники: дети младшей группы с родителями.

 Ход мастер-класса

  1. Мотивационно-ориентировочный этап. Родителям при входе предлагается выбрать один из трех вариантов, характеризующих норму речевого развития ребенка 3-4 лет.

-Здравствуйте, уважаемые родители, гости и наши маленькие участники!                                   Мы рады видеть Вас на нашем мастер-классе по развитию речи «Логопедический калейдоскоп». Мы выбрали Вас по результатам анкетирования, где Вы указали, что нуждаетесь в логопедической помощи.

- Но вначале предлагаем Вам прослушать аудиозапись стихотворения.

- Как Вы думаете, ребенок какого возраста читает стихотворение?

- Это стихотворение читает девочка 4 лет, она воспитанница средней группы нашего детского сада.

-Как она читает стихотворение? (выразительно, правильно произносит                         все слова и т. д.)

-Чтение этой девочки можно взять как образец правильной речи 4-летнего ребенка. В этом возрасте речь должна звучать именно так.

- А теперь посмотрите на свои карточки, которые выбрали при входе. Соответствуют ли ваши варианты норме речевого развития ребенка?                                  (на слайде показ вариантов развития речи ребенка 3-4 лет).

- В последнее время увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. Но не надо ждать того, что ребенок заговорит сам. Ведь дошкольный возраст тот самый период, когда ребенок впитывает все как губка. Вы сами можете помочь своему ребенку, занимаясь с ним дома, как можно раньше.

- Предлагаем вашему вниманию интересные игры и упражнения для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и слухового внимания, потому что они являются основой правильной речи. Эти игры и упражнения не займут у Вас много времени и лишних затрат. 

- Приглашаем Вас на мастер-классы, где Вы познакомитесь с играми                                      и упражнениями.

- Для этого делимся на три группы, каждой группе даем карточки с порядком посещения мастер-классов. На каждый мастер-класс отводится 10 минут, как только прозвенит звонок, идем на следующий мастер-класс.

- А в конце мы опять соберемся все вместе здесь и поделимся мнениями, впечатлениями.

2. Основная часть.

Мастер класс по развитию артикуляционного аппарата                               «Веселый язычок».

     Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, твердого небо и язычок. Все речевые органы состоят                 из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

       Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся                                         в спокойном положении. Занятия должны проходить в игровой форме,                        ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем крокодильчику, как правильно выполнять гимнастику                          для язычка».

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

      Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

Упражнение «Часики».

      Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху.

Это Язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел.

    Тянуться языком к левому уху.

Все, что нужно, увидал.

И налево зашагал.

Упражнение «Качели».

     Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.

Он окно не закрывает,
вверх язычок поднимает.

     Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку.

Он окно не закрывает,
Вниз язычок опускает.

Упражнение «Иголочка».

Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.

Язычок не устает:
Тянется теперь вперед.

Упражнение «Вкусное варенье».

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Любишь ты дружок варенье - Сделай это упражнение. 

Упражнение «Лошадка».

Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.

Поиграл он с вами в прятки
И помчался на лошадке.

     Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.

Мастер класс по развитию речевого дыхания «Послушный ветерок».

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание - это наш обычный вдох и выдох. Речевое дыхание отличается                            от неречевого тем, что выдох у него более продолжительный. Для того, чтобы ребенок говорил спокойно, плавно, с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков, т.к. произнесение звуков требует сильной, направленной воздушной струи.                                                 .

При правильном речевом дыхании нужно помнить ряд правил:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2. Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный.

4. Предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться                                                               на уровне рта ребенка: осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи), когда дуем - не поднимаем плечи, при выдохе щеки не надуваем.

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз,                                           т.к. длительное дутье может вызвать головокружение.

8. Проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

 «Приятный запах» (развитие речевого дыхания).

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей,                      нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах» или название фруктов.

«Буря в стакане».

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Морские волны»

Ребёнок держит губами соломинку и выдыхает медленно и легко                                       на поверхность воды так, чтобы по воде пошли слабые волны.

 

 «Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть                                       с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Футболисты».

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Не забудьте, ребёнок не должен делать резких вдохов с поднятием плеч                          и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Мастер-класс по развитию фонематического слуха

«Внимательные ушки».

Фонематический слух – это способность слышать и различать звуки                  на слух. Это особенность присуще только человеку. Если бы у нас не было такой уникальной способности, мы бы никогда не научились читать, писать, плохо бы произносили звуки речи, плохо бы их воспринимали, глотали бы окончания слов. Фонематический слух обычно формируется и развивается само, без специального обучения. Также как нужно ребенка обучать навыкам чтения и письма, также необходимы игры на развитие фонематического слуха.                      Но если у ребенка отмечается нарушение речи, задержка речи фонематический слух нужно обязательно развивать.

Для трехлетних детей оптимальны игры на развитие и утончение слухового внимания, которое является основой фонематического слуха.

- Методика работы над развитием слухового внимания в целом такова:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса;
  3. различение близких по звучанию слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем (звуков).

- Будьте уверены, что при систематических играх с малышом, вы не только разовьете слуховое внимание, но и произвольное внимание, что очень важно для дальнейшего обучения.        

  1. Игра «Угадай, что я делаю?»

- Передо мной лежат хорошо знакомые детям предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д.

- Назовите эти предметы. Они тоже издают звуки. Послушайте, как они звучат.

- Сейчас я спрячу эти предметы за ширму и буду выполнять с ними определённые действия (резать бумагу, сминать бумагу рукой, переливать воду из одного стакана в другой и т.д.) а вы должны догадаться, что же                                         я делаю. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д

  1. Игра «Тихо – громко».

- Мы сейчас поиграем в игру, которая называется «Тихо – громко». Я буду звенеть в бубен и звоночком. Если я буду громко-громко звенеть в бубен, вы будете высоко прыгать. А если буду звенеть тихо-тихо звоночком, вы будете кружиться. Будьте внимательными.

- А теперь я спрячу наши музыкальные игрушки, а вы должны внимательно слушать и делать то же самое.

- Умение правильно реагировать на сигнал – важное качество при развитии слухового и произвольного внимания.

  1. Игра «Отгадай, что звучит?»

- Посмотрите, у меня есть игрушки (звучащих по-разному игрушек: колокольчик, погремушка, барабан, дудочка и т.д.).

- Послушайте, какие звуки они издают.

- Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай, что звучит?» Вы сейчас повернетесь ко мне спиной, а я буду звенеть одной из игрушек. Затем один ребенок должен подойти и показать звучавшую игрушку.

  1. Игра «Откуда доносится звук».

- Следующая игра называется «Откуда доносится звук?» Один ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади...) и звенит колокольчиком (пищит игрушкой). Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза,                  а взрослый показывает колокольчик (игрушку).

5. Игра «Баночки со звуками».

- Давайте поиграем в еще одну игру. Посмотрите, какие баночки я вам принесла. Они не простые, а шумовые (с синими и красными крышками).

- Послушайте, как звучит эта баночка. Как она звучит?

- Теперь попробуйте найти среди красных баночек точно такой же шум.  

- А сейчас я покажу, как мы узнаем, правильно ли мы подобрали Количество баночек увеличивайте постепенно. В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри.                  В другую пару баночек опустите по одному шарику – деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую – по орешку                   или абрикосовой косточке и т.п.

6. Игра «Кто сказал сначала?»

- В следующей игре важно, чтобы малыш научился определять самое первое звучание. Это не так-то просто, как кажется.

- Ребята, посмотрите, какие у меня игрушки я принесла. Кто это? Как они голос подают?

- Сейчас покажешь пальчиком на того, кто скажет самый первый из этих животных.

- Мяу, ав, муу. Кто был первым?

- А сейчас скажешь, кто был последним.

7. Игра «Слушай внимательно».

- Мы сейчас поиграем в одну интересную игру. Сейчас я буду говорить разные-разные звуки, а вы будете хлопать ладошками только тогда, когда услышите звук А. как только я скажу А, вы хлопаете в ладоши.                                          (Как усложнение: я прикрываю рот).

- Я надеюсь, что вы время провели не зря. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку

3. Рефлексия.

Родителей приглашаем на рефлексию, в это время дети играют, рисуют.

- Уважаемые родители! Вот наша встреча подошла к концу. Сегодня                              Вы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять                                                       Ваш досуг с ребёнком дома.

- А сейчас предлагаем поделиться своими мыслями о том, что вы открыли                       для себя нового. Для этого мы пустим мячик. Передаем друг другу мяч                                и говорим свои впечатления, пожелания.

- Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка                                      к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом                                 для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».

Прививать интерес родителей к совместным занятиям с ребенком, научить выполнять комплекс по профилактике плоскостопия у детей....

План-конспект проведения мастер-класса "Путешествие в историю промыслов Тамбовского края"

Данный метариал ориентирован на взрослую аудиторию, участников мастер-класса....

План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».

План конспект проведения мастер-класса для родителей  старшей группы по профилактике плоскостопия  «Прогулка в волшебный лес»....

План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп".

План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп"....

План-конспект мастер-класса для родителей "Логопедический калейдоскоп"

Работа с родителями детей с нарушениями речи является одним из важнейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда. Одной из форм работы с родителями является мастер-классы....

План-конспект проведение мастер-класса для педагогов и родителей "Дергунчик-забавная игрушка"

Цель: познакомить педагогов и родителей с техникой изготовления игрушки – дергунчика.Задачи:1. Познакомить с пользой создания развивающих игрушек своими руками, показать последовательность дейст...