Картотека по формированию темпо-ритмической стороны речи
методическая разработка по логопедии

Кузнецова Людмила Владимировна

Картотека по формированию темпо-ритмической стороны речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Техника невербального общения

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики.

Упражнения для заикающихся дошкольников (М И. Чистякова. Пснхогимнастнка М., 1990)

Методические рекомендации: содержание этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в каком-нибудь этюде ситуация — это лишь “закваска” для создания множества вариантов на заданную тему.

Название упражнения

Задачи

Наглядный материал

Речевой материал

Краткое содержание

Лисичка подслушивает

1.развитие собственных жестов и мимики.

2.  понимание невербалики других.

-

Инструкция:

Представь, что ты лисичка, которая стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Покажи, как ты будешь прислушиваться 1м ухом.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.

Удивление 

1.развитие собственных жестов и мимики.

2.  понимание невербалики других.

Инструкция:

Представь, что ты в цирке. На сцену вышел фокусник и посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было.. Из чемодана выпрыгнула собака. Удивись( открой рот, приподними верхние веки)

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Смелый заяц

1.развитие собственных жестов и мимики.

2.  понимание невербалики других.

Ты заяц и очень  любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Показ смелого зайца, который поет песни и читает стихи.

Два сердитых мальчика

1.развитие собственных жестов и мимики.

2.  понимание невербалики других.

Представь, как ты на детской площадке поругался с другом. Покажи как ты сердишься на него, размахиваешь руками

Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся...

Собака принюхивается

1.развитие собственных жестов и мимики.

2.  понимание невербалики других.

Картинка с собакой

Ты охотничья собака, которая увидела дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Выразительные движения:

Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика. Уверенный взгляд.

Пластические этюды:

1.развитие собственных жестов и мимики.

2.  понимание невербалики других.

Покажи пожалуйста, как будто ты…

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Упражнение № 1. Лисичка подслушивает

(для детей 3-4 лет)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.

Упражнение № 2. Удивление

(для детей 4-5 лет)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Упражнение № 3. Цветок

(для детей 4-5 лет)

Теплый луч ) пал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Упражнение № 4. Смелый заяц

(для детей 4-5 лет)

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Упражнение № 5. Два сердитых мальчика

(для детей 4-5 лет)

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся...

Упражнение № 6. Негаданная радость

(для детей 5-6 лет)

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

— Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения.

1. Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться.

2. Смех, потирают руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Упражнение № 7. Хорошее настроение (для детей 5-6 лет)

Мама послала сына в булочную: “Купи печенье и конфеты, — сказала она. — Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоологический сад”. Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

Выразительные движения. Походка:

быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.

Мимика. Улыбка.

Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца “Хорошее настроение”.

Упражнение № 8. Соленый чай

(для детей 5-6 лет)

Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и не глядя, положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

Упражнение № 9. Грязная бумажка

(для детей 5-6 лет) На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив... Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора.

Упражнение № 10.

(для детей 6- 7 лет)

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Выразительные движения:

Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика. Уверенный взгляд.


Упражнения на активизацию невербальных способов общения

 Мимические движения

 - Изобразить раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить позднюю осень: поздняя осень грустная, печальная. Изобразить плачущую осень.

- Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. 

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

- Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

- Показать, как животные готовятся к зиме: ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, а потом укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую.

- Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т.д.

- Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций

  Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

  Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Повтори и изобрази мимикой и жестами. Мои брови нахмурены и сдвинуты. Зубы стиснуты. Губы плотно сжаты. Ноздри расширены и дрожат. Я сжимаю кулаки.

- Игра-имитация «Перевоплощение».

Педагог. Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В нем живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, собаку, кошку, лягушку. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим свободно, машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.

- «Разговор через стекло»

   Дети делятся на две группы. Одна – в магазине, другая – на улице. Они забыли договориться о том, что нужно купить, а выход на другом конце магазина. Их разделяет толстое стекло (витрина). Объясняться можно только жестами. Задача группы в магазине догадаться о том, что другая группа их просит купить.

Игры и упражнения для установления контакта с помощью речевых и неречевых средств

- Упражнение «Дружба  начинается с улыбки». Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу педагога хаотично двигаются по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок – дети здороваются за руку, два хлопка – здороваются плечиками, три – здороваются спинками.

2.Техника регуляции эмоционального состояния.

Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения. Многочисленные клинические наблюдения выявляют тесную связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.
Существует много систем регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц. Эти системы получили название аутогенной тренировки.

Регуляция эмоционального состояния включает в себя следующие задачи:

- активизация процесса самопознания;

 -  обучение различным техникам регуляции эмоционального состояния;

 - повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;

 - формирование навыков произвольного контроля.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ РУК, НОГ И КОРПУСА

Название упражнения

Задачи

Наглядный материал

Речевой материал

Краткое содержание

№1 (дошк) «Оловянные солдатики и тряпичные куклы»

№2

(дошк)

 «Цветочек»

Почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением.

Научить детей способам внутреннего расслабления 

----

-----

Инструкция:

Представь, что ты оловянный солдатик, ты весь в напряжении и скован… А сейчас представь, что ты кукла и твоё тело расслабленно.

Давай представим, что ты семечка, из которого растет цветок. Ты тянешься к солнышку, плавно поднимаясь вверх, руки также направлены вверх, но тут солнышко спряталось и наш цветочек завял…наклоняемся вперед, руки расслаблены.

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч. Ступни на полу стоят неподвижно.

Проделав несколько поворотов, сбросить напряжение, изобразив тряпичных кукол. Поворачивать туловище резко вправо и влево, при этом руки пассивно болтаются, делая круговые движения вокруг корпуса. Ступни ног на полу стоят неподвижно.

Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек растет и тянется к солнышку”.

Затем последовательно уронить кисти, изображая, что “солнышко спряталось, и головка цветка поникла”, расслабить предплечья, согнув руки в локтях — “стебелек сломался”, и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — “цветочек завял”.

№3(шк) «Бревнышки — веревочки»

Почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением.

-----

Инструкция:

Сейчас твои руки будут словно брёвнышки, напряги руки сжав их в кулак…а сейчас резко опусти руки вниз и смотри как они расслаблено висят словно «веревочки»

Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак как “бревнышки”. Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами собой словно “веревочки”.

№4(шк) «Неваляшка»

_

Инструкция:

Сидя на стуле положи голову на правое плечо, потом на левое, потом покрути головой…А сейчас резко наклони голову вперед и почувствуй расслабление в шеи.

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ И АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ

№1(дошк)

Почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением.

-----

Инструкция:

Представь, что зайка бежит по лесу и вдруг ты встретил волка…

Волк нахмурился (как волк хмурится-ребенок показывает)

стиснул зубы (покажи)

наш зайка испугался (покажи как зайка пугается)

но волк лишь улыбнулся и побежал дальше, не тронув зайку.

Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

№2(шк)

Овладеть навыками расслабления

_

Инструкция:

Садись  на стул в самое удобное положение, закрывай глаза  и повторяй за мной. (если есть возможность лучше лечь на ковер на спину)

Формулы релаксации:

“Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать”. 

3.Техника развития координации  и ритмизации движений

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций. В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания.

Это касается состояния  общей моторики, тонкой, и артикуляционной моторики, динамической и спастической координации, музыкально- ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

  1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
  2. Развитие чувства темпо - ритма  речевых и не речевых движений.

Названия упражнения

Задачи

Наглядный материал

Речевой материал

Краткое содержание

№!(дошкольник

Развитие общей моторики,развитие

внимания,  совершенствовать навыки ориентирования в пространстве, координации движений, физические умения и навыки;

Картинки с изображениями

рисунок

Земляника 4 штуки,

3 елочки.

5 черточек.

Инструкция:

Встаньте в круг сейчас я буду показывать вам картинки ,а вы будете выполнять  то, что на них нарисовано:

1.)Ягоды считаем дружно приседаем,

2.)До пяти считаем- гири поднимаем.

И,п. стоя ноги слегка расставлены.

Руки поднять медленно вверх- в стороны, пальцы сжаты в кулак.

3).Сколько елочек зеленых столько выполни наклонов .

4) сколько черточек до точки, столько встанем на носочки.

5).Буратино потянулся,

Раз нагнулся, Два нагнулся,

Руки в стороны развел, Ключик видимо нашел,

Чтобы ключик тот

достать надо на носочки встать.

Детям нужно смотреть на картинки и на логопеда выполнять движения.

Детям нужно выполнять движения за логопедом.

№2(дошк)

Развитие чувства темпо - ритма  речевых и не речевых движений, способствовать ритмизации

речевых

движений.

Развитие мелкой моторики,координации движений,

Развитие памяти внимания, умения согласовывать движения и речь.

Инструкция:

Ребята давайте поиграем , покажите мне ваши ручки, игра называется «Веселые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

Педогог показывает, что нужно делать дети повторяют

За педагогом

Пальцы сжаты в кулак и разгибаются поочередно сначала большой,указательный,

средний,

безымянный и

мизинчик.

№3 школьники

Развитие темпа ритма речевых и неречевых движений.

Инструкция: 1.вход в зал под музыку, «Марш»

2.Поклон

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, надеюсь, что вы не будете отвлекаться и покажете все свои умения.

- Тема нашего урока «Ритмические упражнения в танце». Мы с вами в течение урока проведем разминку, разучим новое ритмическое упражнение, повторим наши основные танцы и поиграем.

- Пожалуйста, улыбнитесь друг другу и с веселым настроением мы начнем урок . 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

- Направо (2 раза), налево (2 раза), кругом, направо. .Разминка. (музыкальное сопровождение)

- В обход по залу шагом марш. Шаг на носках, на пятках, бег с высоким подниманием бедра, галоп. Остановка лицом в круг. Изображение зверей. 

Покажи  как прыгает зайчик, как ходит медведь, как передвигается лиса, волк, как мяукает кошка.:

Разминка шеи. Повороты головы вправо, влево. Наклоны головы вперед, назад.

- Разминка плечевого сустава. Вращения руками и плечами вперед и назад.

- Разминка туловища. Наклоны вправо, влево. Кончиками пальцев выполняем наклоны до ног. Молодцы.

 Ритмичные движения. Сначала, аналогично упражнениям, приведенным выше, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем — его проигрывание в динамике: дети двигаются по кругу, все вместе или по очереди выполняя ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.  

 

(Дети: улыбаются друг другу).

(

Дети: выполняют повороты за педагогом. Звучит ритмическая музыка.

Педагог показывает дети выполняют.

Дети изображают,

И

показывают зверей.

Ход по кругу.

Смотрите на рисунок и повторяйте те упражнения которые там показаны

№4 (школьник)

Развитие общей

И тонкой артикуляцион-

Ной моторики

Инструкция

Упрожнение называется «колечко»

Поочередно будем перебирать

Пальцы сначала правой руки начинаем: затем левой.

И переходим к следующему упражнению называется оно кулак ребро ладонь»руки лежат на столе кулаками в низ. Сначала правой рукой

Кулак-

Потом ребро и ладонь ,

Стараемся делать как можно быстро. Правой рукой теперь левой,

И одновременно двумя руками вместе,

Большой палец соединяем сначала с указательным потом ,средним,безымянным мизинцем, и в обратном направлении, так сначала правой рукой затем левой, делать по 8- 10  повторений.сначала правой рукой потом левой и двумя руками вместе. -Указательный с большим , средний , безыяный мизинец . и в обратном направлении стараемся делать одновременно обеими руками, молодец!

Сначала делаем правой рукой,

Рука в кулаке

Рука на столе ладонью в низ,

Кулак, ребро, ладонь. По 8-10 повторений,

Кулак ,ребро, ладонь,

Кулак ребро , ладонь. Повторить 8-10 раз.

4. Техника формирования речевого дыхания

   Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. 

  От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.

Цель: развитие правильного речевого дыхания

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются: 

1)      укрепление мышц лица и грудной клетки;
2)      профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
3)      повышение умственной работоспособности детей;
4)      нормализация звукопроизношения и просодических  компонентов речи;
5)      закрепление лексических тем и грамматических категорий;
6)      стимуляция интереса к занятиям.

Названия упражнения

Задачи

Наглядный материал

Речевой материал

Краткое содержание

№1 (дошк.)

«Бегемотик»

Развитие диафрагмального дыхания

_

Инструкция:

Ложись на спину. Клади руку на нижнюю часть живота. Слушай меня внимательно и выполняй задания:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

   Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

№2 (дошк.)

«Лопнула шина»

Развитие фонационного (озвученного дыхания)

_

Инструкция:

Разведи руки перед собой, изображая круг –«шину». На выдохе произнеси медленно звук «ш-ш-ш». Руки медленноскрещивай, правую руку клади на левую плечо, а левую руку на правое плечо.

Дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

№3 (мл.школьн.)

«Надуй шарик»

Развитие диафрагмального дыхания.

_

Инструкция: Встаем с  прямо не напрягаясь. правую руку положи  на верхнюю часть живота, левую – положить сбоку, чуть выше талии. Делаем глубокий вдох через нос. Выдыхаем, округлив губы, имитируя надувание шара.

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Ребенок стоит прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы кладет правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер –сбоку, чуть выше талии. (Повторить 3-5 раз)

№4  (мл. школьн.)

«Скороговорка»

Развитие  навыков правильного фонационного дыхания, длительного ротового выдоха

_

Инструкция : Я начну скороговорку «Как на горке на пригорке стояли  тридцать три Егорки: А ты на одном дыхание попробуешь посчитать:

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка…

Ребенок должен на одном дыхание посчитать Егорок:Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка и так до тридцати.

5. Техника формирования навыков рациональной голосоподачи  и голосоведения .

Техника заключаются в тренировке и умение произвольно повышать и понижать  высоту голоса.

Название

упражнения

Задачи

Наглядный

материал

Речевой

материал

Содержание

Игра «Эхо»

Дошк.

Развивать силу

голоса

Картинка, с изображением девочки, которая потерялась в лесу.

Инструкция:

Логопед  делит детей на две группы. Одна группа повторяет громко за логопедом гласные звуки (а,о,у),

а вторая группа «эхо»

вместе с логопедом тихо повторяет.

Дети поочередно меняются ролями и произносят с разной силой голоса данные звуки.

2. Игра «Лесенка»

Развивать силу и высоту голоса

Картинки нарисованной лесенки и животных

Логопед начинает рассказ:

«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула собака и залаяла (дети вместе с логопедом произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети вместе с логопедом произносят более тихим и высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети  произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку!). На четвертую ступеньку  прилетел жук. Сел и зажужжал: ж-ж-ж-ж (дети произносят низким и тихим

голосом: ж-ж-ж-ж). на пятую ступеньку сел комар изапел свою песенку: з-з-з-з (дети произносят тихим и высоким голосом).»

Детям нужно вместе с логопедом  произносят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

3.Игра

«Вездеход»

Развивать силу и плавновность  голоса

Рисунок

вездехода

Инструкция:

Логопед показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое? Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:  

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет

Все участники рассаживаются за столом и произносят немного на распев данное стихотворение.

4. Игра «Ножки»

Развивать у детей умение изменять высоту голоса.

Произнеси высоким голосом и быстро и легко постукивать пальчиками по столу:

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

Топ! Топ! Топ!

Произнеси низким голосом, медленно и громко стучать по столу.

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Топ! Топ! Топ!

 Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу.

6.Техника просодической стороны речи

Речь заикающихся имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь заикающихся интонационно обеднена. Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Название упражнения

Задачи

Наглядный материал

Речевой материал

Краткое содержание

№1 (дошк)

№2

(дошк)

Развивать  навык интонационного оформления  фразы в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

Развивать интонационную выразительность в чтении стихотворения (радостно, грустно, равнодушно)

Любая книга сказок

Кукла или  картинка с изображением девочки

Инструкция:

1.Скажи фразу: Мне понравилась  сказка с вопросительной интонацией , делая ударение сначала на 1 слово, затем на 2 слово, затем на 3 слово.

2.Скажи фразу: Мне понравилась  сказка с восклицательной интонацией , делая ударение сначала на 1 слово, затем на 2 слово, затем на 3 слово.

3. Скажи фразу: Мне понравилась  сказка с интонацией завершенности , делая ударение сначала на 1 слово, затем на 2 слово, затем на 3 слово.

4. Скажи фразу: Мне понравилась  сказка с интонацией незавершенности.

Инструкция:

Прочитай (расскажи/ повтори ) стихотворение с разными интонациями.

Сначала радостно, затем

грустно и равнодушно

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять- Таня любит танцевать!

Ребёнку нужно произнести  фразу, Мне понравилась сказка,  меняя интонацию (вопросительная, восклицательная,  завершен-

ности  и незавершенности) , при этом, меняя логическое ударение на разные слова во фразе.

ПРИМЕР:

    Мне понравилась сказка?!.  …

Мне понравилась сказка?!.  …

Мне понравилась сказка?!.  …

Ребенок должен рассказать или прочитать стихотворение

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять- Таня любит танцевать!

с разными интонациями (радостно, грустно и равнодушно)

№3

(шк)

Развивать  навык интонационного оформления  фразы в соответствии с четырьмя основными видами интонаций (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

_

Инструкция:

1.Скажи фразу: Я самый лучший ученик в классе с вопросительной интонацией , делая ударение сначала на 1 слово, затем на 2 слово, затем на 3 слово.

2.Скажи фразу: Я самый лучший ученик в классе  с восклицательной интонацией , делая ударение сначала на 1 слово, затем на 2 слово, затем на 3 слово.

3. Скажи фразу: Я самый лучший ученик в классе с интонацией завершенности , делая ударение сначала на 1 слово, затем на 2 слово, затем на 3 слово.

4. Скажи фразу: Я самый лучший ученик в классе с интонацией незавершенности.

Ребёнку нужно произнести  фразу, Я самый лучший ученик в классе,  меняя интонацию (вопросительная, восклицательная,  завершен-

ности  и незавершенности) , при этом, меняя логическое ударение на разные слова во фразе.

ПРИМЕР:

Я самый лучший ученик в классе?!.   …

Я самый лучший ученик в классе?!.  …

Я самый лучший ученик в классе!?.   …

Я самый лучший ученик в классе!?.  …

Я самый лучший ученик в классе!?.  …

№4

(шк)

Развивать интонационную выразительность в чтении стихотворения

Вежливый ослик (радостно, грустно, равнодушно, удивленно и с огорчением)

_

Инструкция:

Прочитай стихотворение с разными интонациями.

Сначала радостно, затем

грустно, затем удивленно и равнодушно, с огорчением.

Вежливый ослик

Был Ослик очень вежливым,

Воспитанным он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Затем он отходил на шаг

И говорил: «Тюлень — тюфяк.

А заяц — трус. А лев — дурак.

А слон — обжора и толстяк».

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого,

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него.

Ребенок читает стихотворение

Вежливый ослик

с разными интонациями (радостно, грустно, удивленно, с огорчением  и равнодушно)

7.Техника планирующей функции речи

Цель: формирование навыков пользования самостоятельной речью

Упражнение

Задачи

Наглядность

Речевой материал

Краткое описание

Называние объекта

-Учить называть предмет, опираясь на образец речи логопеда и наглядный материал.

-Формировать навыки пользования простейшей ситуативной речью

Изображение утки

-Посмотри, кто изображён на картинке.

-Давай вместе проговорим слово «утка».

-Теперь послушай и посмотри, как я скажу.

-А сейчас ты скажи сам.

Сопряжённая, сопряжённо-отражённая речь : повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название изображённого предмета должно начинаться с гласного звука.

Н-р: на картинке изображена утка, ребёнок вместе с логопедом проговаривает слово «утка», затем слушает и смотрит, как говорит логопед, и проговаривает слово самостоятельно, опираясь на наглядный материал.

Добавление указательного местоимения

-Развивать умение называть предмет, добавляя указательное местоимение «это» с опорой на тот же наглядный материал.

-Развивать ситуативную речь.

Изображение утки

Тебе знакома эта картинка?

Кто это? – утка.

Послушай, как звучит вопрос, он поможет тебе правильно ответить.

Ответ на вопрос: «Кто это?» при демонстрации того же наглядного материала. При этом повторяется лексика предыдущего упражнения и добавляется указательное местоимение «Это» («Кто это?» - «Это утка?»)

Добавление действия

Учить использовать  для формирования фразы часть вопроса педагога, включающую обозначение действие.

Формировать  простейшие навыки диалогической речи.

Изображение утки

Давай возьмём нашу знакомую картинку. Скажи мне: «Кто плывёт по воде?» - утка.

Слушай внимательно вопрос, он тебе подсказывает.

В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, включающую действие, самостоятельно добавляя слово, обозначающее знакомый предмет (“Кто плывет по воде?”- “ По воде плывет утка”).

Добавление качества действия

Учить использовать  для формирования фразы часть вопроса педагога, включающую обозначение качества действия.

Формировать  простейшие навыки диалогической речи.

Изображение утки

Снова с нами наша уточка.

Слушай внимательно мой вопрос и постарайся сразу правильно ответить.

В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, включающую качество действия, самостоятельно добавляя слово, обозначающее знакомый предмет (“Кто быстро плывёт по воде?”- “ По воде быстро плывёт утка ”).

Самостоятельное описание картинки

Учить отвечать на открытые вопросы, самостоятельно планируя речевое высказывание, опираясь на предыдущий опыт.

Развивать навыки диалогической речи.

Изображение утки

Наша уточка скоро улетит зимовать в тёплые края. Давай нарисуем её себе «на память».

Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить уточку. Педагог задаёт вопросы, уточняющие процесс деятельности ребёнка. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно построить фразу.

Н-р: Что сейчас делаешь? – Я рисую уточку.

Что ты будешь делать, когда её нарисуешь? – Я буду её раскрашивать.

Расскажи про свой рисунок.

Пересказ короткого текста

Учить правильному грамматическому оформлению фразы.

Формировать монологическую речь.

Книга В. Сутеева.

Иллюстрации к сказке В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок»

Я тебе прочитаю сказку В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок».

Ты внимательно её послушай. И потом ты расскажешь сказку мне. А картинки будут тебе в этом помогать.

Читаем сказку. Предлагаем инсценировать прослушанное.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Учить составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Иллюстрации к сказке В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок»

Посмотри на картинки. Помнишь эту сказку? Она тебе понравилась?

Давай по этим картинкам составим свой рассказ.

С опорой на иллюстрации к сказке  и эмоциональные переживания составить рассказ,  самостоятельно подбирая речевой материал. Ответы на вопросы по знакомым картинкам

Творческий рассказ

Формировать умение самостоятельно составлять небольшой творческий рассказ на предложенную  тему без опоры на наглядный материал.

Развивать монологическую речь.

Вызвать положительный эмоциональный отклик от результата.

А теперь я тебе предлагаю придумать продолжение сказки  про цыплёнка и утёнка.

Ребёнку предлагается самостоятельно придумать  рассказ на заданную тему.

Н-р: придумать свою сказку про цыплёнка и утёнка.

8. Логопедический массаж при заикании.

Задачи:

  1. улучшение мышечного тонуса гортани, глотки, языка, мимических структур;
  2. подготовка артикуляции;
  3. стимуляция центров Вернике и Брока в ЦНС, регулирующих связную, развернутую фразовую речь;

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.

Виды логопедического массажа при заикании

  • Точечный – действует в активных биологических точках. Проходит  в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний, вибрационных действий
  • Сегментарно-рефлекторный: сегментируются приемы классического приема в определенных зонах.  Выполняются упражнения в воротниковой зоне, в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый. Выполняется за счет использования инструмента — зонда

При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.

 Общие указания к проведению расслабляющего массажа

  1. Массаж производится в медленном темпе.
  2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.
  3. Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.
  4. Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.
  5. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.
  6. Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур. Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.
  7. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.
  8. Голос логопеда при этом должен быть тихим, мягким, успокаивающим.

Сегментарный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность.

Основные приемы сегментарного массажа:

1. поглаживание

2. растирание

3. разминание.

4.вибрация или поколачивание.

5. плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

Поглаживание подразделяется на поверхностное и глубокое (охватывающее). В виде вспомогательного приема используется “граблеобразное” поглаживание.

а) Поверхностное поглаживание

Это наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

б) Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко “заложенных” мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.

в) “Граблеобразное” поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы. При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание— выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.

3. Разминание — максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.

4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.

Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.

5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы. Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые “биологически активные точки”. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

КОМПЛЕКС МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ ЗАИКАНИИ

Расслабление мышц шеи

У заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие “мышечных зажимов”).

Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений:

1) Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз:

а) в области горла переменно то правой, то левой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы);

б) от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины (снимает тонус с грудинно-ключично-сосцевидной мышцы).

2) Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, руки скользят по боковой части шеи вниз до подмышечной впадины (снимают тонус с трапециевидной мышцы).

Дополнительно после массажа можно использовать упражнения, способствующие расслаблению шейных мышц:

а) голову уронили вперед — “уснули”;

б) голову слегка запрокинули; из этого положения движения вправо-влево и вниз.

в) голову опустили, затем “уронили”.

Расслабление лицевой мускулатуры

1) Массаж начинается от середины лба по направлению к вискам (рис. 1). Вариант движения: от середины лба к ушным раковинам (рис. 1а).

2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).  В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5 ).

6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

https://studfiles.net/html/2706/265/html_MDmJG2SAbf.6d38/img-eJ5Ld4.png

7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук; одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

Расслабляющий массаж мышц губ

Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

https://studfiles.net/html/2706/265/html_MDmJG2SAbf.6d38/img-qQVpRG.pnghttps://studfiles.net/html/2706/265/html_MDmJG2SAbf.6d38/img-J4KCtv.png

Массаж гортани

Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц. В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

— релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;

— нормализация эмоционального состояния заикающихся.

Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

Основные приемы точечного массажа

Точечный массаж должен проводиться специалистом, однако, логопед может воздействовать на определенные точки, чтобы помочь ребенку справиться с судорогой.

Основными при коррекции заикания являются два приема:

1. Поглаживание — подушечкой указательного, среднего или безымянного пальцев производят круговые движения в области БАТ, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей.

Движение должно осуществляться медленно и непрерывно, что способствует расслаблению мышц.

2. Разминание — производят вращательное движение с надавливанием, палец не должен смещаться с проекции точки. Частота вращения 30-60 оборотов в минуту.

Поскольку для заикающихся основной задачей является релаксация мышц, участвующих в речевом процессе, то воздействия на точку производятся следующим образом: надавливание на точку подушечкой пальцев осуществляется легко, вращательные движения должны быть медленными, плавными, по часовой стрелке, около 30 сек с постепенным увеличением силы давления. Затем следует слегка ослабить силу давления. Не убирая палец, можно сделать остановку на 1-2 сек и повторять движения 3-4 раза, так что воздействие на одну точку может продолжаться в течение 3-5 мин. После того, как палец снят с точки, на коже не должно быть заметной ямки.

При проведении точечного массажа необходимо учитывать следующее:

1) На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.

2) Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

3) Точечный массаж рекомендуется сочетать с сегментарным.

4) Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

В редких случаях он может составить заключительный этап занятия.

5) Массаж рекомендуется проводить курсом: между 1 и 2 курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3 перерыв может составлять около 3-х месяцев. Курсы повторяются каждые 3-6 месяцев. Процедуры следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого курсом, не должен превышать 3-х дней.

6) Ребенок во время точечного массажа должен быть расслаблен и спокоен. Точечный массаж при заикании полезно проводить на фоне релаксации. Для этой цели можно использовать специально подобранную музыку, а также проводить массаж на фоне аутогенной тренировки.

Рассмотрим БАТ в комплексе по принципу воздействия:

Комплекс БАТ 1 — снятие напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры

 (логопеду рекомендуется воздействовать при судорогах артикуляционного отдела) (рис. 16):

а) одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе;

б) одиночная точка в центре подбородочно-губной складки;

в) парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Комплекс БАТ 2 и БАТ 3— связан с состоянием мышц глотки и гортани. Способствует снятию напряжения с голосового аппарата

(логопеду рекомендуется воздействовать при судорогах голосового отдела) (рис. 17):

а) точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

б) точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

БАТ 3 — связана с состоянием мышц глотки, гортани и корня языка, способствует расслаблению данных мышц (рис. 18). Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения.

Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости.

БАТ 4 и БАТ 5 — способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти

(логопеду рекомендуется воздействовать при судорогах артикуляционного отдела)  (рис. 19).

Точка на середине наиболее выступающей части подбородка.

Комплекс БАТ 5 — способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 20):

а) парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

б) парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

Комплекс БАТ 6 — направлен на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса

(логопеду рекомендуется воздействовать при судорогах дыхательного отдела)  (рис.21):

а) точка находится на уровне ладони,приложенной к ключицам;

б) точка на уровне расположения сосков в центре грудины;

в) парные точки находятся в образующемся углублении при положении сведеннь1х плеч.

Комплекс БАТ 7 — точки общего действия, воздействуют на мышцы голосового аппарата, повышают работоспособность при умственном утомлении.

(логопеду рекомендуется воздействовать при судорогах голосового отдела)  (рис. 22):

а) парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большебедровой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы;

б) парные точки между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке.

БАТ 8 — “точка жизни”.Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на “прямом проборе” — там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин (рис. 23).

https://studfiles.net/html/2706/265/html_MDmJG2SAbf.6d38/img-6gFSae.pnghttps://studfiles.net/html/2706/265/html_MDmJG2SAbf.6d38/img-fYkCsb.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию темпо - ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи второй период обучения.

Цель: Учить соотносить темп и ритм движения музыки с  движениями тела. Задачи:Учить  составлять ритмический ряд на основе чередования элементов.Развитие координации речи с движением, ...

Манипуляции с предметами при формировании темпо - ритмического оформления речи.

Манипуляции с предметами при формировании темпо - ритмического оформления речи. Оздоровительная работа в логопедических группах с детьми с повышенной нервной возбудимостью и нарушением поведения....

Картотека игр на темпо – ритмическое интонирование речи для старшего дошкольного возраста

Данная подборка игр-занятий для детей старшей группы, способствует развитию у детей  умения правильно и красиво выражать свои мысли;формированию умений передавать сюжет литературных произведений,...

Мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приёмы по формированию темпо- ритмической стороны речи в работе с дошкольниками с ТНР»

Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.Что же такое ритм? Ритм – это равномер...

Картотека дидактических игр и упражнении по формированию лексико-грамматического стороны речи

Картотека дидактических игр и упражнении по формированию лексико-грамматического стороны речи...

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В р...