Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня на тему: «Путешествие в северную деревню» с детьми 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой"
Конспект занятия
на тему: «Путешествие в северную деревню»
с детьми 6-7 лет
Учитель-логопед I квалификационной категории: Ломанова И.Н.
Пояснительная записка.
Актуальность темы: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов севера.
В настоящее время очень остро стоит вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом представления о терпимости, уважении к представителям других этнических групп, народов зачастую искажаются.
В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание детей необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов, населяющих нашу страну.
На территории Томской области проживают люди разных национальностей. Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся и на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, оленеводство.
Местный народ имеет свои традиции, уклад в жизни, а так же есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.
Проблема: Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведение систематических мероприятий, способствующих привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того как они будут сформулированы в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о коренных народах Севера. Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и актуализировать словарь по теме «Коренные народы Севера»;
- Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».)
- Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.
- Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции;
- Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, этнотолерантность.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Словарная работа: толерантность, национальность, ханты, манси, селькупы, коренные народы Севера, глобус, традиция, оленеводство, рыболовство.
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: рассматривание картин, иллюстраций национальной одежды, посещение местного краеведческого музея.
Материал: шаблоны кукол, тесьма, клей, ножницы, карандаши.
Демонстрационный материал: Презентация
Ожидаемый результат: Дети имеют представления о народах Севера, их быте.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводный этап:
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Игра приветствие:
Логопед: давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! | Руки поднять вверх. |
Здравствуй, Солнце! | Руками над головой описать большой круг. |
Здравствуй, Земля! | Плавно опустить руки на ковёр. |
Здравствуйте, все мои друзья! | Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх. |
Логопед:
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.
2. Основной этап:
Логопед:. Ребята, сегодня 16 ноября – международный день толерантности. А вы знаете, что это за день? Толерантность - это когда люди отличаются друг от друга внешностью, национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, живут дружно.
Наш город многонационален. А какие вы знаете национальности?
(Ответы детей: русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне …)
Логопед: Ребята, а вы знаете, кто является коренными жителями нашего края? (ханты, манси и селькупы). А что вы о них знаете?
(Ответы детей: Это народы Севера, они ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый, они очень любят свой край. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить им нелегко).
Логопед: Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего края.
(Ответ детей: Да).
Логопед: Тогда я приглашаю вас отправиться в национальную деревню северян. Влево - вправо повернись и в снежинку превратись. (включается звук ветра).
3. Логопед: Подул сильный ветер:
Сделайте вдох - Небо хмурится с утра,
Выдох - Надо солнышку помочь
Вдох - Ветерочком стану я,
Выдох - Уходите тучи прочь!
4. Логопед: Повторяйте за мной чистоговорку.
СУ – СУ – СУ – воздух свеженький в лесу. (Проговаривая, идут по кругу)
СА – СА – СА –стоит высокая сосна. (Поднимают руки вверх)
СЫ – СЫ – СЫ – побеги у сосны.
СУ- СУ – СУ – погуляем мы в лесу. (Проговаривая, идут по кругу).
5. Логопед: Ветер утих, снежинки опустились.
Где мы оказались?
Ответы детей: деревня, поселок).
Правильно это деревня северян.
Логопед: Как вы думаете, чем занимаются жители этой деревни?
(Ответы детей: они ловят рыбу, разводят оленей.)
Правильно, основная профессия народов Севера – оленеводство, рыболовство. Повторите. Дети повторяют.
Логопед: Как называются их дома? (Ответы детей).
Правильно, Дом оленевода – чум.
Из чего он сделан?
(Ответы детей: Делают его из оленьих шкур).
Чум строить легко и быстро. Почему у них такие дома?
(Ответы детей: Потому-что чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место).
Логопед: Мы немного отдохнем, физминутку проведём.
Физминутка «Чум»
Что нам стоит чум построить, | Руки сцеплены над головой «крыша» |
В лесотундре из жердей. | Руки в стороны |
Закрепит шкуры верёвкой, | Поворот вокруг себя |
Дом мы строим со сноровкой, | Руки на поясе, покачивания из стороны в сторону. |
Чум готов! | Прыжок вверх. |
Пора и печку | Присед на согнутые ноги имитация «разжигаем печь» |
По-хозяйски растопить |
|
И на наше новоселье | Поклон, руки поднимает в стороны через верх. |
Всех соседей пригласить! |
|
Логопед: Во что одеты жители этой деревни?
Ребята, как вы думаете, из чего сшита у них одежда?
(Ответы детей: Из оленьей шкуры)
Логопед: Шуба эта называется «малица».
Чем украшают северяне свою одежду?
(Ответы детей: узорами, бисером, бусами, тесьмой).
Логопед: - Какая одежда у северных народов ?
(Ответы детей: теплая, красивая, меховая, разноцветная).
Логопед: - Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы.
К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил.
Логопед: Северяне не только изготавливают одежду, но и игрушки.
А вы хотите сделать такую же куклу, как и жители этой деревни?
Ответы детей: да.
Логопед: Ребята, посмотрите в этом чуме живёт бабушка-рукодельница, давайте зайдём к ней в гости. Она научит нас, как украсить кукле одежду.
(Включается видеозапись бабушки-рукодельницы. Она рассказывает и показывает , как украсить одежду куклы).
Логопед: Чтобы куклы получились красивыми давайте разомнем наши пальчики.
6. Пальчиковая гимнастика: с применением тренажера Су-Джок
(поочередно на пальцах прокатывать колечки, начиная с мизинца)
В понедельник я кроила.
А во вторник халат шила.
В среду шапку вышивала.
В четверг иголку я сломала.
В пятницу белье стирала.
А потом я отдыхала!
7. Украшение одежды кукол узорами ( по шаблону)
Логопед: Пальчики теперь, послушные, умелые. Вы можете украсить своих кукол красивыми узорами, как вам показала бабушка-рукодельница.
(Дети садятся за столы и украшают своих кукол).
Давайте вспомним что сначала должны приклеить? (Ответы детей).
Правильно, лицо.
(Ответы детей: потом по низу шубы и на рукава приклеить узоры из тесьмы).
В завершении нарисовать лицо карандашом.
- Дети! А что ещё можно украсить? ( ответы детей : шапку, шубу, рукавицы, обувь).
8. Игра «Один-много»
Логопед: У меня 1 кукла, а у вас много (Чего?)….
(Ответы детей: много кукол). Правильно. Поиграем в игру «Один-много» .
Олень – олени, оленевод – оленеводы, шуба-шубы.
(Ответы детей).
10 Игра «Из чего какой?»
Шуба из меха – она (Какая?) (Ответы детей: меховая).
Лыжи из дерева – они (Какие?) (Ответы детей: деревянные).
Кукла из бумаги – она (Какая?) (Ответы детей: бумажная).
11. Заключительный этап:
Логопед: Поднимается ветер, нам пора возвращаться. Влево- вправо повернись и в ребяток превратись.
- Дети! Вам понравилось наше путешествие? У кого в деревне мы были?
- Что узнали нового? Как называется дом народов Севера? Из чего его делают? Чем занимаются народы Севера? Чем украшали одежду, куклы?
- Что такое толерантность? Правильно, это когда люди разной национальности живут дружно, и уважают друг друга.
Давайте мы тоже сплетём из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!».
Используемая литература:
1.Рожков М.И. и др. «Воспитание толерантности у школьников» Ярославль, 2003.
2. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
3. Анисимова М., А.Кузьмина. На священных берегах Ваха. Район.изд. «Приобъе», 1999 г.
материалы из интернета
1. Захарова Л.М. . Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2...(2)-05.pdf
2. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narody_severa.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Конспект НОД
в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня
на тему: «Путешествие в северную деревню»
с детьми 6-7 лет
Учитель-логопед I квалификационной категории: Ломанова И.Н.
г.Стрежевой
Пояснительная записка.
Актуальность темы: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов севера.
В настоящее время очень остро стоит вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом представления о терпимости, уважении к представителям других этнических групп, народов зачастую искажаются.
В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание детей необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов, населяющих нашу страну.
На территории Томской области проживают люди разных национальностей. Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся и на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, оленеводство.
Местный народ имеет свои традиции, уклад в жизни, а так же есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.
Проблема: Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведение систематических мероприятий, способствующих привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того как они будут сформулированы в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о коренных народах Севера. Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и актуализировать словарь по теме «Коренные народы Севера»;
- Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».)
- Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.
- Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции;
- Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, этнотолерантность.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Словарная работа: толерантность, национальность, ханты, манси, селькупы, коренные народы Севера, глобус, традиция, оленеводство, рыболовство.
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: рассматривание картин, иллюстраций национальной одежды, посещение местного краеведческого музея.
Материал: шаблоны кукол, тесьма, клей, ножницы, карандаши.
Демонстрационный материал: Презентация
Ожидаемый результат: Дети имеют представления о народах Севера, их быте.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Вводный этап:
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Игра приветствие:
Логопед: давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! | Руки поднять вверх. |
Здравствуй, Солнце! | Руками над головой описать большой круг. |
Здравствуй, Земля! | Плавно опустить руки на ковёр. |
Здравствуйте, все мои друзья! | Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх. |
Логопед:
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.
- Основной этап:
Логопед:. Ребята, сегодня 16 ноября – международный день толерантности. А вы знаете, что это за день? Толерантность - это когда люди отличаются друг от друга внешностью, национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, живут дружно.
Наш город многонационален. А какие вы знаете национальности?
(Ответы детей: русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне …)
Логопед: Ребята, а вы знаете, кто является коренными жителями нашего края? (ханты, манси и селькупы). А что вы о них знаете?
(Ответы детей: Это народы Севера, они ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый, они очень любят свой край. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить им нелегко).
Логопед: Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего края.
(Ответ детей: Да).
Логопед: Тогда я приглашаю вас отправиться в национальную деревню северян. Влево - вправо повернись и в снежинку превратись. (включается звук ветра).
- Логопед: Подул сильный ветер:
Сделайте вдох - Небо хмурится с утра,
Выдох - Надо солнышку помочь
Вдох - Ветерочком стану я,
Выдох - Уходите тучи прочь!
- Логопед: Повторяйте за мной чистоговорку.
СУ – СУ – СУ – воздух свеженький в лесу. (Проговаривая, идут по кругу)
СА – СА – СА –стоит высокая сосна. (Поднимают руки вверх)
СЫ – СЫ – СЫ – побеги у сосны.
СУ- СУ – СУ – погуляем мы в лесу. (Проговаривая, идут по кругу).
- Логопед: Ветер утих, снежинки опустились.
Где мы оказались?
Ответы детей: деревня, поселок).
Правильно это деревня северян.
Логопед: Как вы думаете, чем занимаются жители этой деревни?
(Ответы детей: они ловят рыбу, разводят оленей.)
Правильно, основная профессия народов Севера – оленеводство, рыболовство. Повторите. Дети повторяют.
Логопед: Как называются их дома? (Ответы детей).
Правильно, Дом оленевода – чум.
Из чего он сделан?
(Ответы детей: Делают его из оленьих шкур).
Чум строить легко и быстро. Почему у них такие дома?
(Ответы детей: Потому-что чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место).
Логопед: Мы немного отдохнем, физминутку проведём.
Физминутка «Чум»
Что нам стоит чум построить, | Руки сцеплены над головой «крыша» |
В лесотундре из жердей. | Руки в стороны |
Закрепит шкуры верёвкой, | Поворот вокруг себя |
Дом мы строим со сноровкой, | Руки на поясе, покачивания из стороны в сторону. |
Чум готов! | Прыжок вверх. |
Пора и печку | Присед на согнутые ноги имитация «разжигаем печь» |
По-хозяйски растопить | |
И на наше новоселье | Поклон, руки поднимает в стороны через верх. |
Всех соседей пригласить! |
Логопед: Во что одеты жители этой деревни?
Ребята, как вы думаете, из чего сшита у них одежда?
(Ответы детей: Из оленьей шкуры)
Логопед: Шуба эта называется «малица».
Чем украшают северяне свою одежду?
(Ответы детей: узорами, бисером, бусами, тесьмой).
Логопед: - Какая одежда у северных народов ?
(Ответы детей: теплая, красивая, меховая, разноцветная).
Логопед: - Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы.
К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил.
Логопед: Северяне не только изготавливают одежду, но и игрушки.
А вы хотите сделать такую же куклу, как и жители этой деревни?
Ответы детей: да.
Логопед: Ребята, посмотрите в этом чуме живёт бабушка-рукодельница, давайте зайдём к ней в гости. Она научит нас, как украсить кукле одежду.
(Включается видеозапись бабушки-рукодельницы. Она рассказывает и показывает , как украсить одежду куклы).
Логопед: Чтобы куклы получились красивыми давайте разомнем наши пальчики.
- Пальчиковая гимнастика: с применением тренажера Су-Джок
(поочередно на пальцах прокатывать колечки, начиная с мизинца)
В понедельник я кроила.
А во вторник халат шила.
В среду шапку вышивала.
В четверг иголку я сломала.
В пятницу белье стирала.
А потом я отдыхала!
- Украшение одежды кукол узорами ( по шаблону)
Логопед: Пальчики теперь, послушные, умелые. Вы можете украсить своих кукол красивыми узорами, как вам показала бабушка-рукодельница.
(Дети садятся за столы и украшают своих кукол).
Давайте вспомним что сначала должны приклеить? (Ответы детей).
Правильно, лицо.
(Ответы детей: потом по низу шубы и на рукава приклеить узоры из тесьмы).
В завершении нарисовать лицо карандашом.
- Дети! А что ещё можно украсить? ( ответы детей : шапку, шубу, рукавицы, обувь).
- Игра «Один-много»
Логопед: У меня 1 кукла, а у вас много (Чего?)….
(Ответы детей: много кукол). Правильно. Поиграем в игру «Один-много» .
Олень – олени, оленевод – оленеводы, шуба-шубы.
(Ответы детей).
- Игра «Из чего какой?»
Шуба из меха – она (Какая?) (Ответы детей: меховая).
Лыжи из дерева – они (Какие?) (Ответы детей: деревянные).
Кукла из бумаги – она (Какая?) (Ответы детей: бумажная).
11. Заключительный этап:
Логопед: Поднимается ветер, нам пора возвращаться. Влево- вправо повернись и в ребяток превратись.
- Дети! Вам понравилось наше путешествие? У кого в деревне мы были?
- Что узнали нового? Как называется дом народов Севера? Из чего его делают? Чем занимаются народы Севера? Чем украшали одежду, куклы?
- Что такое толерантность? Правильно, это когда люди разной национальности живут дружно, и уважают друг друга.
Давайте мы тоже сплетём из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!».
Используемая литература:
1.Рожков М.И. и др. «Воспитание толерантности у школьников» Ярославль, 2003.
2. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
3. Анисимова М., А.Кузьмина. На священных берегах Ваха. Район.изд. «Приобъе», 1999 г.
материалы из интернета
1. Захарова Л.М. . Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2010-85(2)-05.pdf
2. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Путешествие в Антарктиду» с использованием ИКТ.
Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой; Задачи:Образовательные:- дать детям представления об особенностях географи...
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через игровую деятельность с использованием игр Воскобовича.Задачи:1. Развить познавательные психологические процессы: внимания, память,...
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме: "Звук и буква "В" "
Подгоовка к обучению грамоте детей с ОНР...
Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения по теме: «Путешествие на поляну»
Занятие проводится совместно с музыкальным руководителем. Цель: формировать полное и целостное представление о насекомых.Используется компьютерная презентация «Насекомые», авторские ш...
Конспект занятия в старшей группе для детей ОНР III уровня по теме "Лес, Насекомые, Цветы"
Конспект занятия в старшей группе для детей ОНР...
Занятие в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения на тему: "Путешествие в морское царство"
Данное занятие включает разные образовательные области: познавательную, социально-коммуникативную, речевую и художественно-эстетическую. Основной целью является формирование понятия"морские обита...
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича «Путешествие на Северный полюс».
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича «Путешествие на Северный полюс».Задачи:- познакомить детей с глобусом, с особенностями природных яв...