Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня на тему: «Путешествие в северную деревню» с детьми 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой"

 

 

 

 

 

Конспект  занятия

на тему: «Путешествие в северную деревню»

с детьми 6-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед I квалификационной категории: Ломанова И.Н.

 

Пояснительная записка.

Актуальность темы: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов  севера.

 В настоящее время очень остро стоит вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом представления о терпимости, уважении к представителям других этнических групп, народов зачастую искажаются.

В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание детей необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов, населяющих нашу страну.

На территории Томской области проживают люди разных национальностей. Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся и на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, оленеводство.

Местный народ имеет свои традиции, уклад в жизни, а так же есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.

Проблема: Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведение систематических мероприятий, способствующих привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того как они будут сформулированы в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о коренных народах Севера. Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

- Активизировать и актуализировать словарь по теме «Коренные народы Севера»;

- Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».)

- Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.

- Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

 Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции;

- Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, этнотолерантность.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: толерантность, национальность, ханты, манси, селькупы, коренные народы Севера, глобус, традиция, оленеводство, рыболовство.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: рассматривание картин, иллюстраций национальной одежды, посещение местного краеведческого музея.

Материал: шаблоны кукол, тесьма, клей, ножницы, карандаши.

Демонстрационный материал: Презентация

Ожидаемый результат: Дети имеют представления о народах Севера, их быте.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.     Вводный этап:

Логопед: Здравствуйте, ребята.

 Игра приветствие:   

Логопед:  давайте поприветствуем друг друга.

 

Здравствуй, Небо!

Руки поднять вверх.

Здравствуй, Солнце!

Руками над головой описать большой круг.

Здравствуй, Земля!

Плавно опустить руки на ковёр.

Здравствуйте, все мои друзья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

 

Логопед:

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.

2.      Основной этап:

Логопед:. Ребята, сегодня 16 ноября – международный день толерантности. А вы знаете, что это за день? Толерантность - это когда люди отличаются друг от друга внешностью,  национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, живут дружно.

 Наш город многонационален. А какие вы знаете национальности?

 (Ответы детей: русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне …)

 Логопед: Ребята, а вы знаете,  кто является коренными жителями нашего края? (ханты, манси и селькупы). А что вы о них знаете?

 (Ответы детей: Это  народы  Севера, они  ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый, они очень любят свой край. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить им нелегко).

Логопед: Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего края. 

(Ответ детей: Да).

Логопед: Тогда я приглашаю вас отправиться в национальную деревню северян. Влево - вправо  повернись и в снежинку превратись. (включается звук ветра).  

 

3.     Логопед: Подул сильный ветер:

Сделайте вдох - Небо хмурится с утра,

Выдох - Надо солнышку помочь

Вдох - Ветерочком стану я,

Выдох - Уходите тучи прочь!  

4.     Логопед: Повторяйте за мной чистоговорку.

 СУ – СУ – СУ – воздух  свеженький в лесу. (Проговаривая, идут по кругу)

СА – СА – СА –стоит высокая сосна.             (Поднимают руки вверх)

СЫ – СЫ – СЫ – побеги у сосны.

СУ- СУ – СУ – погуляем мы в лесу.               (Проговаривая, идут по кругу).

5.     Логопед: Ветер утих, снежинки опустились.

 Где мы оказались?

Ответы детей: деревня, поселок).

Правильно это деревня северян.

Логопед: Как вы думаете, чем  занимаются жители этой деревни?   

 (Ответы детей: они ловят рыбу, разводят оленей.)

Правильно, основная  профессия  народов Севера – оленеводство, рыболовство. Повторите. Дети повторяют.

 Логопед: Как называются их дома? (Ответы детей).

Правильно, Дом оленевода – чум.

Из чего он сделан?

(Ответы детей: Делают его из оленьих шкур).

Чум строить легко и быстро.  Почему у них такие дома?

(Ответы детей: Потому-что чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место).

Логопед: Мы немного отдохнем, физминутку проведём.

Физминутка «Чум»

Что нам стоит чум построить,

Руки сцеплены над головой «крыша»

В лесотундре из жердей.

Руки в стороны

Закрепит шкуры верёвкой,

Поворот вокруг себя

Дом мы строим со сноровкой,

Руки на поясе, покачивания из стороны в сторону.

Чум готов!

Прыжок вверх.

Пора и печку

Присед на согнутые ноги имитация «разжигаем печь»

По-хозяйски растопить

 

И на наше новоселье

Поклон, руки поднимает в стороны через верх.

Всех соседей пригласить!

 

 

 Логопед:  Во что одеты жители этой деревни?

Ребята, как вы думаете,  из чего сшита у них одежда?

(Ответы детей: Из оленьей шкуры)

Логопед: Шуба эта называется «малица».

Чем украшают северяне свою одежду?

(Ответы детей: узорами, бисером, бусами, тесьмой).

Логопед:  - Какая одежда у северных народов ?

(Ответы детей: теплая, красивая, меховая, разноцветная).

Логопед: - Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы.

К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил.

  Логопед: Северяне не только изготавливают одежду, но и игрушки.

А вы хотите сделать такую же куклу, как и жители этой деревни?

Ответы детей: да.

 Логопед: Ребята, посмотрите в этом чуме живёт бабушка-рукодельница, давайте зайдём к ней в гости. Она научит нас,  как украсить кукле одежду.

(Включается видеозапись бабушки-рукодельницы. Она рассказывает и показывает , как украсить одежду куклы).

 Логопед: Чтобы куклы получились красивыми давайте разомнем наши пальчики.

6.     Пальчиковая гимнастика:  с применением тренажера Су-Джок

(поочередно на пальцах прокатывать колечки, начиная с мизинца)

В понедельник я кроила.

А во вторник халат шила.

В среду шапку вышивала.

В четверг иголку я сломала.

В пятницу белье стирала.

А потом я отдыхала!

7.     Украшение  одежды  кукол  узорами ( по шаблону)

Логопед: Пальчики теперь,  послушные, умелые. Вы можете  украсить своих кукол красивыми узорами, как вам показала бабушка-рукодельница.

(Дети садятся за столы и украшают своих кукол).

Давайте вспомним что сначала должны приклеить?   (Ответы детей).

  Правильно,  лицо.

(Ответы детей: потом по низу шубы и на рукава приклеить узоры из тесьмы).

В завершении нарисовать лицо карандашом.

- Дети! А что ещё можно украсить? ( ответы детей : шапку, шубу, рукавицы, обувь).

8.     Игра «Один-много»

Логопед:  У меня 1 кукла, а у вас много  (Чего?)….

(Ответы детей: много кукол).  Правильно. Поиграем в игру «Один-много» .

 Олень – олени, оленевод – оленеводы, шуба-шубы.

(Ответы детей).  

10   Игра «Из чего какой?»

Шуба из меха – она (Какая?) (Ответы детей: меховая).

Лыжи из дерева – они (Какие?) (Ответы детей: деревянные).

Кукла из бумаги – она (Какая?) (Ответы детей: бумажная).

11. Заключительный этап:

Логопед: Поднимается ветер, нам пора возвращаться. Влево- вправо повернись и в ребяток превратись.

- Дети! Вам понравилось наше путешествие? У кого в деревне мы были?

- Что узнали нового? Как называется дом народов Севера? Из чего его делают? Чем занимаются народы Севера? Чем украшали одежду, куклы?

- Что такое толерантность? Правильно, это когда люди разной национальности живут дружно, и уважают друг друга.

Давайте мы тоже сплетём из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!».

 

Используемая литература:

 1.Рожков М.И. и др. «Воспитание толерантности у школьников» Ярославль, 2003.

2. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.

3. Анисимова М., А.Кузьмина. На священных берегах Ваха. Район.изд. «Приобъе», 1999 г.

 материалы из интернета

1. Захарова Л.М. . Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2...(2)-05.pdf

2. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_severa.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Конспект НОД

в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня

на тему: «Путешествие в северную деревню»

с детьми 6-7 лет

Учитель-логопед I квалификационной категории: Ломанова И.Н.

г.Стрежевой

Пояснительная записка.

Актуальность темы: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов севера.

 В настоящее время очень остро стоит вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом представления о терпимости, уважении к представителям других этнических групп, народов зачастую искажаются.

В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание детей необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов, населяющих нашу страну.

На территории Томской области проживают люди разных национальностей. Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся и на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, оленеводство.

Местный народ имеет свои традиции, уклад в жизни, а так же есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.

Проблема: Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведение систематических мероприятий, способствующих привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того как они будут сформулированы в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о коренных народах Севера. Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

- Активизировать и актуализировать словарь по теме «Коренные народы Севера»;

- Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».)

- Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.

- Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

 Коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции;

- Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, этнотолерантность.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: толерантность, национальность, ханты, манси, селькупы, коренные народы Севера, глобус, традиция, оленеводство, рыболовство.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: рассматривание картин, иллюстраций национальной одежды, посещение местного краеведческого музея.

Материал: шаблоны кукол, тесьма, клей, ножницы, карандаши.

Демонстрационный материал: Презентация

Ожидаемый результат: Дети имеют представления о народах Севера, их быте. 

ХОД ЗАНЯТИЯ 

  1. Вводный этап:

Логопед: Здравствуйте, ребята.

 Игра приветствие:    

Логопед:  давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо!

Руки поднять вверх.

Здравствуй, Солнце!

Руками над головой описать большой круг.

Здравствуй, Земля!

Плавно опустить руки на ковёр.

Здравствуйте, все мои друзья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Логопед:

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.

  1.  Основной этап:

Логопед:. Ребята, сегодня 16 ноября – международный день толерантности. А вы знаете, что это за день? Толерантность - это когда люди отличаются друг от друга внешностью,  национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, живут дружно.

 Наш город многонационален. А какие вы знаете национальности?

 (Ответы детей: русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне …)

 Логопед: Ребята, а вы знаете,  кто является коренными жителями нашего края? (ханты, манси и селькупы). А что вы о них знаете?

 (Ответы детей: Это  народы  Севера, они  ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый, они очень любят свой край. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить им нелегко).

Логопед: Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего края. 

(Ответ детей: Да). 

Логопед: Тогда я приглашаю вас отправиться в национальную деревню северян. Влево - вправо  повернись и в снежинку превратись. (включается звук ветра).  

  1. Логопед: Подул сильный ветер:

Сделайте вдох - Небо хмурится с утра,

Выдох - Надо солнышку помочь

Вдох - Ветерочком стану я,

Выдох - Уходите тучи прочь!  

  1. Логопед: Повторяйте за мной чистоговорку.

 СУ – СУ – СУ – воздух  свеженький в лесу. (Проговаривая, идут по кругу)

СА – СА – СА –стоит высокая сосна.             (Поднимают руки вверх)

СЫ – СЫ – СЫ – побеги у сосны.

СУ- СУ – СУ – погуляем мы в лесу.               (Проговаривая, идут по кругу).

  1. Логопед: Ветер утих, снежинки опустились.

 Где мы оказались?

Ответы детей: деревня, поселок). 

Правильно это деревня северян.

Логопед: Как вы думаете, чем  занимаются жители этой деревни?   

 (Ответы детей: они ловят рыбу, разводят оленей.)

Правильно, основная  профессия  народов Севера – оленеводство, рыболовство. Повторите. Дети повторяют.

  Логопед: Как называются их дома? (Ответы детей). 

Правильно, Дом оленевода – чум.

 Из чего он сделан? 

(Ответы детей: Делают его из оленьих шкур). 

Чум строить легко и быстро.  Почему у них такие дома?

(Ответы детей: Потому-что чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место).

Логопед: Мы немного отдохнем, физминутку проведём.

Физминутка «Чум»

Что нам стоит чум построить,

Руки сцеплены над головой «крыша»

В лесотундре из жердей.

Руки в стороны

Закрепит шкуры верёвкой,

Поворот вокруг себя

Дом мы строим со сноровкой,

Руки на поясе, покачивания из стороны в сторону.

Чум готов!

Прыжок вверх.

Пора и печку

Присед на согнутые ноги имитация «разжигаем печь»

По-хозяйски растопить

И на наше новоселье

Поклон, руки поднимает в стороны через верх.

Всех соседей пригласить!

 Логопед:  Во что одеты жители этой деревни?

Ребята, как вы думаете,  из чего сшита у них одежда?

(Ответы детей: Из оленьей шкуры) 

Логопед: Шуба эта называется «малица».

 

Чем украшают северяне свою одежду?

(Ответы детей: узорами, бисером, бусами, тесьмой).

Логопед:  - Какая одежда у северных народов ?

(Ответы детей: теплая, красивая, меховая, разноцветная).

Логопед: - Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы.

К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил.

  Логопед: Северяне не только изготавливают одежду, но и игрушки.

А вы хотите сделать такую же куклу, как и жители этой деревни?

Ответы детей: да.

 Логопед: Ребята, посмотрите в этом чуме живёт бабушка-рукодельница, давайте зайдём к ней в гости. Она научит нас,  как украсить кукле одежду.

(Включается видеозапись бабушки-рукодельницы. Она рассказывает и показывает , как украсить одежду куклы).

 Логопед: Чтобы куклы получились красивыми давайте разомнем наши пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика:  с применением тренажера Су-Джок

(поочередно на пальцах прокатывать колечки, начиная с мизинца)

В понедельник я кроила.

А во вторник халат шила.

В среду шапку вышивала.

В четверг иголку я сломала.

В пятницу белье стирала.

А потом я отдыхала!

  1. Украшение  одежды  кукол  узорами ( по шаблону) 

Логопед: Пальчики теперь,  послушные, умелые. Вы можете  украсить своих кукол красивыми узорами, как вам показала бабушка-рукодельница. 

(Дети садятся за столы и украшают своих кукол).

Давайте вспомним что сначала должны приклеить?   (Ответы детей).

  Правильно,  лицо.

(Ответы детей: потом по низу шубы и на рукава приклеить узоры из тесьмы).

В завершении нарисовать лицо карандашом.

- Дети! А что ещё можно украсить? ( ответы детей : шапку, шубу, рукавицы, обувь).

  1. Игра «Один-много»

Логопед:  У меня 1 кукла, а у вас много  (Чего?)….

(Ответы детей: много кукол).  Правильно. Поиграем в игру «Один-много» .

 Олень – олени, оленевод – оленеводы, шуба-шубы.

(Ответы детей).   

  1. Игра «Из чего какой?»

Шуба из меха – она (Какая?) (Ответы детей: меховая). 

Лыжи из дерева – они (Какие?) (Ответы детей: деревянные).

Кукла из бумаги – она (Какая?) (Ответы детей: бумажная).

11. Заключительный этап:

Логопед: Поднимается ветер, нам пора возвращаться. Влево- вправо повернись и в ребяток превратись.

- Дети! Вам понравилось наше путешествие? У кого в деревне мы были?

- Что узнали нового? Как называется дом народов Севера? Из чего его делают? Чем занимаются народы Севера? Чем украшали одежду, куклы?

- Что такое толерантность? Правильно, это когда люди разной национальности живут дружно, и уважают друг друга.

Давайте мы тоже сплетём из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!».

Используемая литература:

 1.Рожков М.И. и др. «Воспитание толерантности у школьников» Ярославль, 2003.

2. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.

3. Анисимова М., А.Кузьмина. На священных берегах Ваха. Район.изд. «Приобъе», 1999 г.

 материалы из интернета

1. Захарова Л.М. . Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2010-85(2)-05.pdf

2. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Путешествие в Антарктиду» с использованием ИКТ.

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой; Задачи:Образовательные:- дать детям представления об особенностях географи...

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через игровую деятельность с использованием игр Воскобовича.Задачи:1. Развить познавательные психологические процессы: внимания, память,...

Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения по теме: «Путешествие на поляну»

Занятие проводится совместно с музыкальным руководителем. Цель: формировать полное и целостное представление о насекомых.Используется компьютерная презентация «Насекомые», авторские ш...

Занятие в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения на тему: "Путешествие в морское царство"

Данное занятие включает разные образовательные области: познавательную, социально-коммуникативную, речевую и художественно-эстетическую. Основной целью является формирование понятия"морские обита...

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича «Путешествие на Северный полюс».

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича «Путешествие на Северный полюс».Задачи:- познакомить детей с глобусом, с особенностями природных яв...