Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Старовойтова Марина Николаевна

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современного мультипликационного сериала "Смешарики" спасти своих друзей, похищенных злым волшебником. В занятии используются технологии здоровьесбережения (самомассаж лица, упражнение на развитие силы воздушной струи, физминутка) и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_smeshariki.docx204.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский  сад № 662

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность  с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы

«Путешествие в страну Смешариков:

звук [Ш]».

(Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

Логоритмика. Использование ИКТ.)

        

Старовойтова М.Н.,

учитель-логопед

ГБОУ № 662

г. Кронштадт

2018г.

Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Расширять словарный запас детей, объясняя значение незнакомых слов.
  • Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звука [Ш].
  • Отрабатывать умение узнавать данный звук на фоне слова и определять примерное место звука в слове.
  • Работать над составлением предложений по картинкам, определять количество слов в предложении, узнавать предлог на фоне предложения.
  • Продолжать учить делить слова на слоги.
  • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
  • Совершенствовать координацию речи с движением.

Оздоровительные задачи:

  • Способствовать здоровьесбережению, используя  самомассаж лица, упражнение на дыхание и развитие силы воздушной струи.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слышать и слушать других, способствующих  закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Предварительная работа:

  • Разучивание физминутки «Смешарики».
  • Просмотр мультфильмов из сериала «Смешарики».
  • Разучивание комплекса самомассажа
  • Создание мультимедийной презентации.

Оборудование (демонстрационное) и материалы (раздаточные):

  • телевизор, ноутбук;
  •  На электронном носителе: отрывок из мультипликационного клипа про Смешариков  «Круглая песня», слайды с изображениями Смешариков, чёрный слайд, карты Страны Смешариков, проверочный слайд для д/и «Найди букву»,  пышек. Аудиозаписи заданий и звуков ветра;
  • Индивидуальные зеркала;
  • Условные обозначения для составления характеристики звука;
  • Изображения  Смешариков, полянки и острова, прикрепляющиеся на ковролин;
  • Ковролин;
  • Мяч;
  • Пеналы для составления схем и кассы для каждого;
  • Условные обозначения для составления схемы слова;
  • Картинки  для  составления цепочки слов (Солнце, туча, игрушки, хлеб, индюк) и составления слова по первым звукам в названиях картинок(…); 
  • «Тучки» на ниточках для дыхательного упражнения;
  • Простые карандаши и листы с буквами для д/и «Найди букву» для каждого ребёнка;
  • Изображения воздушных шаров с корзинами для Д/И «Воздушные шары»;
  • Смайлики весёлые, задумчивые, грустные (по 6 шт. каждого цвета).

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Дети входят, приветствуют гостей.

Логопед: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Сможете отгадать загадку про одну мультипликационную страну?(Да)

Загадка.

Нарисована страна

Круглых маленьких зверьков,

Из конца в конец она

В тыщу кроличьих прыжков. (http://luntiki.ru/blog/chtenie/679.html)

СЛАЙД №1 - пустой.

Логопед:  Давайте  сядем на свои места и проверим, правильно ли вы отгадали загадку. Показ отрывка из мультклипа про Смешариков «Круглая песня». (СЛАЙД №2)

Логопед: - Конечно, загадка была про страну Смешариков, хотите отправиться к ним в гости? (Да).

Перед тем как отправиться  предлагаю вам вспомнить всех главных героев мультфильма, и заодно, сделать массаж лица.

СЛАЙД № 3 – пустой.

  1. Самомассаж лица (перед индивидуальными зеркалами).

Есть страна Смешария (погладить лоб обеими руками от середины к вискам)

С озёрами и реками, (растирать лоб спиралевидными движениями указательных и пальцев от середины к вискам)

С горами и пещерами, (указательным и средним пальцами обеих рук рисовать зигзаги от межбровной складки к волосистой части головы)

С лугами и полями.  (пощипать брови от межбровной складки к вискам)

И там живут Смешарики, (рисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением указательных пальцев)

Круглые как шарики, (рисовать круги вокруг щёк)

Давай их назовём:

Крош с ушами длинными (потянуть за уши вверх и вниз)

И колючий Ёжик; (пальчиковый «душ» по щекам)

Свинка Нюша – модница(поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)

И Бараш-мечтатель, (погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)

Совунья и Лосяш,          (погладить указательными пальцами от середины

верхней губы к углам рта)

И Пин – изобретатель,  (погладить указательными пальцами от середины нижней губы к углам рта)

Ворон Кар Карыч,      (постучать напряжёнными указательными пальцами, поднятыми вверх по углам рта)  

Копатыч – медведь.  (погладить кончиками пальцев от мочек ушей к подбородку и вниз по шее)    

Всем интересно (погладить лоб, щёки, подбородок сверху вниз двумя руками.)

На них посмотреть (сделать «очки» руками).

3.Составление  предложений по картинкам.

Логопед: Давайте посмотрим, что делают Смешарики сейчас.

Демонстрация слайдов № 4,5,6, дети составляют предложения, определяют количество слов в каждом предложении, называют предлог.

 СЛАЙД № 4C:\Users\Максим\Desktop\Марина\Ш и смешарики\1185208471_8_velosiped_1600.jpg

Логопед:  Что делает Нюша? (Нюша катается на велосипеде)

Что делает Бараш? (Бараш бежит за Нюшей./ Бараш бегает по полянке.)

 

СЛАЙД № 5C:\Users\Максим\Desktop\Марина\новый детский сад\смешарики\1.jpg

Логопед:  Что делает Крош? (Крош купается в ванне.)

C:\Users\Максим\Desktop\Марина\новый детский сад\смешарики\44570111.jpg

 СЛАЙД № 6

Логопед:  Что делает Лосяш? (Лосяш сидит на ступеньках (крыльце.)

Логопед:  Посмотрим, кто же дальше.

СЛАЙД № 7 – фотография ураганного ветра, аудиозапись воя ветра.

4. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Над страной Смешариков поднялся сильный ветер, да такой что ничего не видно. Давайте мы с вами подуем и  разгоним эти чёрные тучи.

Подойдите все ко мне, встаньте полукругом, возьмите  тучки  (дети встают и берут  тучки на ниточках). Не забудьте, чтобы ветер был сильнее - щёки не должны надуваться. Итак, начали.  Дети стоят полукругом и дуют: вдох носом, выдох через рот.

5. Характеристика звука [Ш].

Логопед: Смотрите, мы разогнали тучи, и ветер стих. Присаживайтесь. Дети садятся на места.

СЛАЙД № 8 – «Карта страны Смешариков».C:\Users\Максим\Desktop\Марина\Ш и смешарики\karta_strany_Smesharikov_ramka.jpg

Напуганные ветром Смешарики выбежали на полянку.(На ковролине выставляются изображения Смешариков, кроме Кроша, Лосяша, Бараша и Нюши). И вдруг все услышали…

Аудиозапись:  Я злой волшебник Шашашам,

Я поедаю звуки – АМ!

Есть звук любимый у меня.

Какой? Уж догадайтесь сами,

Послушав имена друзей

Которых нету с вами!

Если вы не догадаетесь,

Съем их! Без друзей останетесь!

Логопед: Ребята, вы слышали, что сказал злой волшебник? Давайте, посмотрим внимательно, кого из Смешариков  нет на полянке. (Кроша, Лосяша, Бараша и Нюши).

- Какой одинаковый звук в их именах? (звук [Ш]).

- Наверное, это любимый звук Шашашама. Давайте его произнесём и послушаем.(ш-ш-ш-ш-ш…)

- Кто знает, какой буквой обозначается звук [Ш]?

- Кто сможет ее найти среди других? (ребенок находит букву)

- Что мы можем сказать про звук [Ш]? (согласный, потому что есть преграда для воздуха – язычок чашечкой, всегда твёрдый, глухой, потому что голосок спит/горлышко не работает).

Один ребёнок у доски выкладывает условные обозначения: чашечка, синий прямоугольник, перечёркнутый колокольчик.

Аудиозапись: Звук отгадали правильно. Не буду есть ваших друзей, но, чтобы я их отпустил вы должны выполнить мои задания. Выполняете одно задание -  отпускаю одного Смешарика. Готовы ? (Да). Задания вы найдёте в волшебной шкатулке.

6. Задание 1. Д/И «Четвёртый лишний». 

СЛАЙД № 9 - Крош, Лосяш, Нюша, Бараш

Логопед:- Послушайте внимательно имена друзей, определите на каком месте в словах находится  звук [Ш]. Назовите, кто лишний и почему. Лишний Смешарик  попадает на остров Спасения.

Крош, Лосяш, Нюша, Бараш.(Лишняя Нюша, потому что в её имени звук [Ш] в середине, а в именах Крош, Лосяш, Бараш в конце).

Логопед: Молодцы, ребята! Нюша попадает на остров Спасения.

СЛАЙД № 10 – исчезает Нюша.

Логопед прикрепляет  изображение Нюши на «остров» на ковролине.

7. Задание 2. Д/И с мячом «Добавь звук [Ш]».

Дети становятся полукругом.

Логопед читает  начало слова, ребёнок добавляет звук [Ш] и говорит целое слово.  Слова: Кро…, малы…, Лося…, каранда…, Бара…, мы…(камы…).

Логопед: На остров Спасения Шашашам  отправит того Смешарика, в имени которого один слог, и вы должны его назвать и не ошибиться.  У кого в имени один слог? (У Кроша).

СЛАЙД № 10 – исчезает Крош.

Логопед прикрепляет  изображение Кроша  на «остров», который прикреплён на ковролине.

8. Задание 3. Д/И «Составь слово» (составление слов по первым звукам в названии картинок).

Логопед: В этом задании нужно отгадать  слово по первым звукам в названиях картинок.

Картинки: Солнце, туча, игрушки, хлеб, индюк.

Логопед: Какое слово получилось? (Стихи).

На остров спасения отправляется Смешарик, который пишет стихи. Кто это? (Бараш).

СЛАЙД № 10 – исчезает Бараш.

Логопед прикрепляет  изображение   Бараша  на «остров», который прикреплён на ковролине.

9. Задание 4. Д/И «Найди букву».

Логопед: Кого осталось спасти от Шашашама? (Лосяша) Лосяш – учёный, он часто пишет разные непонятности, поэтому для его спасения надо найти все буквы Ш среди неправильных.

Детям раздаются листы с буквами и карандаши.

Возьмите карандаши и обведите все правильно написанные буквы Ш.

Проверка. СЛАЙД № 11.

Логопед: У всех так получилось?(Да). Лосяш отправляется на остров Спасения.

СЛАЙД № 12 – исчезает Лосяш.

Логопед прикрепляет  изображение  Лосяша  на «остров», который прикреплён на ковролине.

10.  Физминутка.

 Логопед: Смешарики  рады чудесному спасению  и прыгают от радости, давайте попрыгаем вмести с ними.

Дети становятся в круг.

Ура!Ура! Спасены Смешарики,  поднимают руки вверх

Прыгают от радости,                    прыжки на двух ногах 

Как маленькие шарики,

Крош на ножке на одной            прыжки на правой ноге

Ловко прыгает со мной,

И Бараш не отстаёт,                    прыжки на левой ноге

Тоже темп он задаёт,

А Лосяш-то крутится,                покружиться, руки на голове, изображают

Как маленький волчок,              рога

Свинка Нюша в реверансе        реверанс и поклоны

Наклоняет пятачок.

Дети садятся на места.

11. Составление цепочки слов.

СЛАЙД № 13 – карта страны Смешариков.

Аудиозапись: Рано радуетесь.  Как ваши Смешарики доберутся до земли, ведь они на острове? Ха-ха-ха.

Логопед:  Что же нам делать?

Логопед:  А я знаю, давайте построим мост от острова к полянке Смешариков, у меня есть дощечки на каждой дощечке – картинка, чтобы мостик получился прочным надо, чтобы название следующей картинки начиналось на последний звук названия предыдущей.

Детям раздаётся по 1й картинке, каждый ребёнок отвечает на вопрос на каком месте в его слове звук [Ш]и выкладывают мост-цепочку слов.

Картинки: шлем, малыш, шарик, карандаш, шакал, ландыш, шнурок (запасная картинка ковш, если дети поставят картинки не в той последовательности).

Объясняются значения слов:

Шлем – специальный головной убор, предохраняющий голову от ранений, ушибов, давления, лучей тропического солнца.

Шакал –хищное животное, похожее на волка, живёт в жарких странах.

Ковш (по необходимости) – посуда с ручкой для зачёрпывания воды.

Смешарики «переходят» к остальным на полянку.

Логопед:  Мы спасли Смешариков, они благодарят нас, а Совунья, как самая мудрая из них, говорит, если мы правильно сделаем схему слова «пышки», то Шашашам обрадуется и не будет больше похищать Смешариков. Поможем Смешарикам задобрить Шашашама?

10. Составление схемы слова. 

Дети садятся за столы, все составляют схему слова на столах, один ребёнок у доски.

Логопед:                                            

- Пышки – это слово? (Да – это еда, выпечка). Выкладываем …  (одну длинную полоску.)

Сколько слогов в слове Пышки? (2)

Назовите 1-й слог. (Пыш)

Назовите 2- й слог. (КИ)

Выкладываем …( 2 коротких полоски).

Назовите 1й звук.([П])

Он гласный или согласный? (Согласный)

Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

Как обозначим? (Синим квадратиком)

Выкладывают синий квадратик.

Остальные звуки аналогично.

Аудиозапись: После таких вкусных пышек я больше не буду злым, стану  добрым. Спасибо! До свидания!!! Ш-Ш-Ш..

СЛАЙД № 12 – пустой.

11. Д/И «Воздушные шары» (деление слов на слоги).

Дети стоят перед ковролином.

Логопед: Ребята, после таких тревожных событий, Смешарики хотят отправиться в путешествие на воздушных шариках. Пин приготовил им 3 корзины для полёта, помогите всем правильно занять свои места. В корзину с одним воздушным шаром, посадим тех, в именах которых 1 слог, если 2 шара – в имени 2 слога, 3 шара – 3 слога.

- До свидания, Смешарики! Хорошего полёта!

12. Заключительная часть.

- Про какой звук мы сегодня говорили, помогая Смешарикам? (Про звук [Ш]). В слове Смешарики есть звук [Ш]? (Да) На каком месте? (в середине). Повторяется характеристика звука.

- Посмотрите, Смешарики оставили вам смайлики, они тоже круглые.

Кому было интересно и легко – возьмите весёлый смайлик,

Кому было интересно и немного сложно – возьмите задумчивый смайлик,

Кому было сложно – возьмите грустный смайлик.

Дети выбирают смайлики, прикрепляют свои смайлики на ковролин.

Логопед подводит итог, если все смайлики весёлые:

- Посмотрите, у нас все смайлики весёлые. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут задумчивые или грустные смайлики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).

А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического по обучению грамоте  для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."...

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы: «Что? Где? Когда?»

Цель: Систематизировать у детей полученные знания на логопедических занятиях;Задачи:- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать;- расширять знания и кругозор;- закреплять знани...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...