Изучаем тему "Зимующие птицы"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Рекомендации воспитателям логопедической группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы»

Существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, галка, сова, дятел, кукушка, клест, голубь, кормушка, корм, гнездо, дупло, нора, жучки, мясо, сало, пшено, помощь, птица, стая, лес, город, перья, клюв, крылья, хвост, насекомые.

Прилагательные: красивые, быстрые, красногрудый, глазастый, хищный, пернатый, пушистые, голодные, зимующие, дикие, маленькие, большие;

Глаголы: охотиться, настигать, улетать, подкармливать, голодать, замерзать, клевать, каркать, чирикать, щелкать, ворковать, летать, перелетать, стрекотать;

  • Мимические упражнения:
  • Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
  • Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.
  • Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
  • Артикуляционная гимнастика:
  • Упражнения для мышц шеи

«Сонная сова». Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

«Сова проснулась и вертит головой». Повороты головы влево-вправо.

  • Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц 

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

  • Упражнения для губ и щек

«Клювики». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

  • Упражнение для языка.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусно!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося: «д-д-д».

«Клест». Вытянуть язык и свернуть его трубочкой, удерживать под счет до «шести—восьми».

  • Развитие речевого дыхания и голоса:
  • Развитие умения модулировать голос, учить говорить громче, тише, шепотом.
  •  «Будем тише говорить, чтоб сову не разбудить». (шепотом)
  • Развитие мелкой моторики:

«Зимующие птицы» (Крупенчук О.И. )

Шишка, ты вкусна, толста

Сцепить указательные пальцы.

И прекрасна для клеста.  

Перецепить пальцы.

А снегирь, стряхнув снежинки,

«Смахнуть снег» с тыльной стороны кисти.

Поклюёт зимой рябинки.

Пальцы правой руки согнуть в щепоть — «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь — «гроздь рябины».

  • Массаж:

В пятницу в столовой нашей    Удары то кулачками, то     ладошками

Голубь лакомился кашей.

А в четверг со всех краев —

Стая жадных воробьев.

Пять воробьев на заборе сидели. Показывают пять пальцев левой руки.

Один улетел, а другие запели.    Массируют большой палец.

И пели, пока не сморила   усталость.   Загибают большой палец.

Один улетел, а трое осталось.      Массируют указательный палец.

Сидели втроем и немного скучали. Загибают указательный.

Один улетел, а двое остались.     Массируют средний палец.

Сидели вдвоем, и снова скучали. Загибают средний палец.

Один улетел, и остался един.      Массируют безымянный палец.

 Один посидел,    Массируют мизинец.

да и взял, улетел. Загибают мизинец.

При повторении массируют пальцы правой руки.

  • Развитие общей моторики:

ВОРОНЫ

Вот под елочкой зеленой              бегают, размахивая 

-Скачут весело вороны.               руками-крыльями.

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали,  Поворачиваются вправо-влево,      

Спать ребятам не давали.   Энергично взмахивая крыльями.

«Кар-кар-кар!»

Только к ночи умолкают.   Садятся на корточки, ручки под щечку.

Спят вороны, отдыхают.      «Засыпают».

«Кар-кар-кар!»              Шепотом произносят.

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

Игры:

  • «Один – много»

Воробей – воробьи.

/Сорока, голубь, снегирь.../

  • «Назови ласково»

Воробей – воробышек.

/Синица, голубь, птица, перо.../

  • «Весёлый счет»

Одна милая синица – две милые синицы – пять милых синиц.

/Весёлая сорока, важный голубь, красногрудый снегирь.../

  • «Сообрази-ка»

Галки сидят ... ветке.

Голубь слетел ... ветки.

Синица выглядывает_... кормушки.

Птицы клюют крошки ... деревом.

  • «1,2,5» 

/Воробей, клест, синица, воробей, сорока, дятел, сова.../

  • «В кормушке. Есть..., но нет...».  

/Нет воробьев, но есть сороки.../

  • Дид. игры по закреплению приставочных глаголов.
  • Составление описательных рассказов о птицах.
  • Заучивание скороговорки: 

«Расклевал дрозд рябины гроздь»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Чтение литературных текстов с обсуждением: А.С.Пушкин «Зимний вечер», Ушинский «Воробей», Е.Благинина «Мороз», Я.Купала «Зима»,  К.Чомов «Деревья спят», А.Чепуров «Трудно птицам зимовать…»; предметные картинки по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучаем животных и птиц

Изучаем животных и птиц...

Рекомендации для родителей по теме: "Изучаем перелетных птиц"

Рекомендации для родителей по теме: "Перелетные птицы"...

Конспект совместной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР) по развитию речи «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности и массовых групп детского сада.Цель: формирование познавательной и речевой активности детей через использование приемов м...

Мы изучаем " Перелетные птицы"

Данные рекомендации будут полезны родителям, у которых есть дети с нарушением зрения. Для детей, которые часто болеют и долго отсутствуют в детском саду....

Мы изучаем "домашние птицы петух и курица"

Данные рекомендации будут полезны родителям, у которых есть дети с нарушением зрения. Для детей, которые часто болеют и долго отсутствуют в детском саду....

Презентация по теме "Изучаем птиц"

Цель проекта: формирование экологических представлений, расширение знаний  о птицах и воспитание бережного отношения к ним, развитие речи....