Авторская многофункциональная дидактическая игра «Рычалочка»
учебно-методическое пособие по логопедии

Гологудина Ольга Васильевна

Игровое пособие может использоваться как методическое пособие в помощь воспитателям, родителям, логопедам для формирования правильного произношения звука –Р-, активизации и обогащения словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_igra_rychalochka.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская многофункциональная

дидактическая игра

«Рычалочка»

                                                                учитель-логопед

                                                                Гологудина О.В.

Пояснительная записка

В логопедической работе есть моменты, требующие длительной и кропотливой тренировки детей – это этап автоматизации звуков. Многократное повторение одного и того же материала утомляет детей, пропадает интерес к занятиям. Поэтому, в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических пособий и приемов для того, чтобы занятия по автоматизации звуков превратить в увлекательную игру.

      Цель работы заключается в том, чтобы научить детей правильно произносить поставленные звуки в различных формах речевой деятельности. Работа идет последова  тельно и постепенно, от простого к сложному.

                    Аннотация к методической разработке  

                    «Игровое пособие для детей «Рычалочка»

1.Наименование учебно-методической разработки :                                                                 «Игровое пособие для детей «Рычалочка»

Авторская многофункциональная дидактическая игра «Рычалочка»

2. Предмет: образовательная деятельность, осуществляемая в коррекционной работе (логопедия)

3. Цель, задачи разработки:

• Автоматизация звука «р» в словах различной структуры,                                                                    • Развитие фонематических процессов.                                                                                                    • Развитие зрительно-пространственного восприятия.                                                                                • Развитие логического мышления                                                                                                               • Развитие мелкой моторики

4. Возраст: старший дошкольный возраст

Форма использования: на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звука в слове.

5. Номинация: дошкольное воспитание.

6. Краткая характеристика содержания:

Образовательная деятельность «Познание»

Логические игры на закрепление, уточнение знаний детей о свойствах, качествах и назначении предметов окружающего мира.

Образовательная деятельность «Коммуникация».

Игры на описание, называние свойств и качеств предметов; отгадывание загадок о предметах. Задания на подбор слов-определений к предметам, формирование правильного звукопроизношения.

7. Результативность:.

• Автоматизация звука «р» в словах различной структуры,                                                                    • Развитие фонематических процессов.                                                                                                                                    • Развитие зрительно-пространственного восприятия.                                                                              • Развитие логического мышления                                                                                                              • Развитие мелкой моторики                                                                                                                           • Упражнение детей в умении обобщать предметы                                                                                    • Закрепление умения находить предмет с определенными признаками                                                • Расширение и обогащение словарного запаса детей.                                                                                     • Развитие умения подбирать слова-определения к предметам, умения самостоятельно описывать предмет.                                                                                                                                               • Упражнение в умении отгадывать загадки о предметах.                                                                            • Развитие внимательности: самостоятельно находить и называть картинки по определенному описанию.

8. Перспективы использования учебно-методической разработки:

Может использоваться как методическое пособие в помощь воспитателям, родителям, логопедам для формирования правильного произношения звука –Р-, активизации и обогащения словарного запаса детей.

Комментарии:

Данная игра изготовлена и дополнена по аналогии игры «Собери картинку»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ИГРОВОГО ПОСОБИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Игру необходимо предварительно распечатать (заламинировать, затем разрезать по линиям. Получившиеся карточки смешать. На занятии могут быть использованы карточки как одного, так и нескольких листов одновременно в зависимости от возможностей ребенка. Ребенок составляет части картинки и называет слово.

Варианты игры с усложнением

Автоматизация звуков на этапе слова.

1.«Повторялки» (отраженное повторение слов за взрослым и самостоятельное проговаривание слов).

2. Когда собран весь лист, можно перевернуть карточки и попросить ребенка по памяти назвать картинки.

3. Закрепление лексических тем:

Назови

• музыкальный инструмент                                                                                                                      • посуду                                                                                                                                                           • овощи                                                                                                                                                             • профессии и др.

4. Игра «Один-много» » (изменение существительных единственного числа во множественное число).

5. Игра «Запомни порядок»

6. Игра «Что добавилось? »

7. Игра «Чего не стало?

8. Назови предметы, отвечающие на вопросы «Что это? » или «Кто это? »

9. «Сыщики» (детям предлагается отыскать и назвать картинки, где звук –р- стоит в начале, в середине или в конце слова. [р],) .

10. «Угадай картинку» (рассказать о предмете –картинке, не называя ее.

Автоматизация звуков на этапе словосочетаний.

1. «Будь внимателен» (повторение словосочетаний за взрослым)

Пестрый свитер, добрый Дед Мороз,, рогатая корова, кудрявый баран, красная рубашка, красный помидор и т. д.

2. «Скажи ласково» (изменение существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) деревянный забор, рыжая корова, круглый горох и т. д.

Автоматизация звуков на этапе предложения и чистоговорок

1. Дети повторяют за педагогом чистоговорки или придумывают сами.

Ор – ор – ор – у меня деревянный … топор

Ор – ор – ор – растет тут…

Рох – рох – рох - в стручках … горох.

Ры-ры-ры. У нас в руках —? (шары)

2. «Подружим слова»

Сейчас мы с тобой подружим слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак, а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [р]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: красная -… роза, разноцветная -… и т. д.

3. «Подбери друга»

Игра аналогична предыдущей, но теперь педагог называет существительное, а ребенок – прилагательное.

Автоматизация звуков на этапе связной речи

1. Угадай картинку» (рассказать о предмете –картинке, не называя ее) .

2. Составление предложений по картинке. 3. Составление рассказов – описаний о предметах, а также составление текста – цепочки с опорой на последовательно расположенные предметы) .

Данное пособие многофункциональное :

Предлагаю детям дополнительные игры, направленные на развитие:

- зрительной, слуховой памяти и внимания «Что пропало? », «Поставь, как было», «Запомни и повтори»;

- пространственных ориентаций «Куда пойдем, что найдем? », игры с использованием предлогов;

- координации тонких движений пальцев рук

Таким образом, в сочетании игры и учения логопедические занятия для детей по автоматизации звуков становятся интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

Информационные ресурсы:

1. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.

2. Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с]) Серова Ксения Юрьевна, учитель-логопед http://festival.1september.ru/articles/565961/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская многофункциональная дидактическая игра "Экологический экран"

Игра «Экологический экран»  может быть использована   как на непосредственно-образовательной деятельности по разным образовательным  областям,  с целью экологичес...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Умный тренажер»

“Умный тренажер»  – это серия пособий, разработанных с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспит...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи "Речевой домик"

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видах д...

Авторская многофункциональная дидактическая игра " Волшебные пуговички"

Это игра является многофункциональным средством, позволяющим   изучать татарский  язык....

Авторское многофункциональное дидактическое пособие "Божьи коровки"

Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Божьи коровки»      «Божьи коровки» - это дидактическое пособие, разработанное с учётом современны...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Времена года. Избушка бабушки Яги» для обогащения развивающей предметно – пространственной среды в группе ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

Описание  пособия: пособие выполнено в форме  «Избушки бабушки Яги».  Такая форма вызывает интерес у детей, позволяет использовать пособие в театрализованной деятельности. Ч...

Авторская многофункциональная дидактическая игра «Волшебные колбочки»

Цель методического пособия – заинтересовать детей, облегчить и ускорить запоминание предложенного материала в увлекательной игровой форме, совершенствовать речевые и неречевые процессы, формиров...