Наша гостья бабушка Загадушка
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мезенина Светлана Викторовна

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. звук и буква Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_gostya_babushka_zagadushka.docx150.67 КБ

Предварительный просмотр:

«НАША ГОСТЬЯ БАБУШКА ЗАГАДУШКА»

(звук и буква [Ш])

Составитель: учитель-логопед Мезенина С.В.

МБДОУ д/с №30        комбинированного вида

Программные задачи:

развивать фонематические процессы слуха и восприятия; память, внимание и мелкую моторику рук;

стимулировать зрительно-поисковую активность; упражнять в написании изученных букв;

воспитывать культуру поведения на занятиях, культуру речевого общения; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

        Оборудование: шаль для педагога, музыкальная игрушка Чебурашка, предметные картинки: шарф, кошка, мышь; слоговые карточки: ТИ, МЫ, НА, ПЫ, ЛО, ШИ; демонстрационная карточка с предложением «Миш.на  маш.на стоит на дороге».; схема артикуляционного образа звука [Ш]; картинка Змейка с написанными на ней именами: Маша, Паша, Миша, Даша, Наташа; звуковая схема слова Наташа; карточки - схемы для определения места звука в слове – 3 штуки, магниты синего цвета – 3 штуки; карточки с буквой и красного цвета – 2 штуки; касса букв, тетради в клетку, простой карандаш, леденцы  – по числу детей.

Ход занятия

- Посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло на занятие, давайте с ними поздороваемся. Сегодня у нас необычное занятие, потому что я решила немного поколдовать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать.

Дружно глазки закрывайте!

Чики-таки – маки! Открывайте!

- Кто я? (Логопед накидывает на голову большую шаль). Бабушка.

Точно бабушка.

Люблю с ребятами играть,

Люблю внучат я забавлять.

На меня вы посмотрите

И за мною повторите.

Слова

Действия

Наша бабушка идёт,

Хлопки ладонями по коленям

И корзиночку несёт.

Пальцы обеих рук соединены попарно

Села тихо в уголочек,

Руки на коленях

Вяжет деточкам чулочек.

Имитация вязания

Вдруг котята прибежали

Имитация движений лапок котят

И клубочек подобрали.

Показ ладонями клубочка

Где же, где мои клубочки?

Разводят руками

Как же мне вязать чулочки?

Имитация вязания

- А ведь я не просто бабушка, а бабушка Загадушка. Мои загадки отгадайте, какой дежурный звук узнайте!

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

                        (шарф)

Даже по железной крыше                 Эта маленькая крошка

Ходит тихо, тише мыши.                  Рада даже хлебной крошке.

На охоту ночью выйдет                    Потому что до темна

И как днём она всё видит.                В норке прячется она.

Часто спит, а после сна                                           (мышь)

Умывается она.

                (кошка)

Логопед выставляет на доску предметные картинки – отгадки.

- Какой одинаковый звук ест во всех словах? Давайте проверим. Где находится звук [Ш] в слове шарф? (Под картинку вывешивается схема для определения звука в слове, магнитом обозначается место звука в слове).

Где находится звук [Ш] в слове кошка? В слове мышь?

        Молодцы, правильно. Но на этом мои загадки не закончились. А ну-ка догадайтесь, кто в мультфильме живёт, песню грустную поёт: «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной…»

        А вот и Чебурашка.

Отчего ты такой грустный? Ты не можешь правильно произнести этот звук?! Не грусти, ребята тебя научат.

Все картинки убираются, на доске – схема артикуляционного образа звука [Ш].

- На таблицу посмотрите, всё о звуке [Ш] расскажите!

Какое положение принимают губы, когда мы произносим звук [Ш] (губы трубочкой), а где находится кончик языка (кончик языка вверху, язык чашечкой)? Какая воздушная струю должна выходить из рта (горячая)? Это звук гласный или согласный, почему? (Согласный, потому что выходящий воздух встречает преграды: заборчик из зубов и поднятый кверху кончик языка). Звук [Ш] звонкий или глухой? Проверьте. таблица.jpg

        Этот звук не простой, он всегда твёрдый, у него нет младшего брата – мягкой пары. А где в кассе букв живет буква Ш?

- Что, что, Чебурашка, ты знаешь об этой букве страшную тайну, расскажи нам.         ОНА НАВСЕГДА ПОССОРИЛАСЬ С БУКВОЙ Ы, ДРУЖИТ ТОЛЬКО С БУКВОЙ И.         Если где услышишь ШИ, то скорее пиши И. Запомните это, ребята!

        Эту тайну и я знаю, Чебурашка. Чтобы ребята её навсегда запомнили, я для них новую загадку придумала. Ну-ка, малыши, не зевайте, слова из слогов составляйте и правильно их прочитайте.

На доску вывешиваются слоги

ПИ                                                                                        ПЫ

МЫ          ШИ                                                         ШИ                НА

НА                                                                                        ЛО

- Умницы! А с задачей Чебурашки справитесь? Тут целое предложение, надо его прочитать и пропущенные буквы вставить.

Миши. на  маш. ина  на дороге.

 - Молодцы, догадались, не ошиблись. Пора и отдохнуть.

        Отдых наш – физкультминутка.

        Занимай свои места:

        Раз – присели, два – привстали.

        Руки кверху все подняли.

        Сели, встали, сели, встали –

        Ванькой – встанькой словно стали.

        А потом пустились вскачь,

        Будто мы огромный мяч.

Потянулись, улыбнулись,

И на стульчики вернулись.

- Ох, не зря меня Загадушкой зовут, вот ещё она загадка тут.

        Есть у звука [Ш] подружка,змейка со схемой.jpg

        Это змейка веселушка.

        Она любит имена,

        Тихо их шипит она.

На неё вы поглядите, имена, что спрятала она, прочтите.

- Хорошо вы прочитали, загадку эту отгадали. А сейчас на схему слова посмотрите, имя, которое к ней подходит, найдите.

- Что, что, Чебурашечка? Чебурашка просит, чтобы вы научили его печатать букву Ш. Научите? Кто помнит, как правильно печатать букву Ш?

Печатание образца буквы на доске, прописывание буквы в воздухе, печатание в тетради. Чебурашка благодарит детей за то, что научили его правильно произносить звук Ш и писать букву Ш и уходит.

- Вы, ребята, молодцы! Все загадки разгадали и меня расколдовали.

Раз, два, три – смотри! (снимает шаль)

- А теперь снова закройте глаза, вспомните, что мы делали на нашем необыкновенном занятии.

- Глазки открывайте, обо всём, что вспомнили, расскажите дома мамам и папам. А я дарю вам напоминалочки – вот эти волшебные палочки (раздает леденцы).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД «Звуки С, C\', З, З\'. У нас в гостях Бабушка – Загадушка» для детей подготовительной логопедической группы

Интегрированное занятие для детей подготовительной логопедической группы с применением инновационных технологий: кинезитерапия, "образ слова", метод "Хорошо-плохо", инверсия, "...

Сценарий развлечения "В гостях Бабушки-Загадушки"

Цель:- учить детей отгадывать загадки;-закрепить знания о домашних и диких животных, птицах, ягодах.Задачи: - создавать условия для развития наглядно-образного воображения, восприятия,  внимания...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы 3-4 лет Игровое путешествие: «В гости бабушке-Загадушке»

Данный методический материал предназначен для орагнихации развивающей игры детей детского сда младшего возраста и заключает в себе следующие технологии: Здоровьесберегающие технологии, игровые техноло...

Развлечение "Едем в гости к бабушке, бабушке Загадушке".

Доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение.Побуждать детей совместно разыгрывать  сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия све...

Конспект«В гости бабушке – «Загадушке»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с использованием фольклора в первой младшей группе  Тема: «В гости бабушке &nd...