Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук"
консультация по логопедии

В консультации представлены разные виды упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с ечевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»

Консультация для педагогов

«Средства развития

мелкой моторики у детей с ОНР»

учитель-логопед

Емельянова С.Б.

Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти  и пальцев рук.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

 Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

II.  Игры и пособия в  логопедической группе и кабинете.

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда. В речевой группе на свободном доступе  находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик детям предлагаются:

-  мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые)

-  пробки от пластиковых бутылок

красные, синие и зеленые — для звукового анализа,

всех цветов радуги — для игр на запоминание названий цветов,

парами — как «башмачки» для пальцев,

просверленные посередине — для нанизывания бус,

-  веревки капроновые плетеные (диаметром 3—6 мм) — для завязывания            узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами;

-  кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;

-  прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;

-  щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;

-  шаблоны (лекала) по лексическим темам — для обведения, раскрашивания,  штрихования,

-  игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами -

пластмассовыми пульками, копейками;

игрушки из «киндер-сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

-  «сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;

грецкие орехи — для самомассажа кистей; игры типа «китайских шаров»

-  «Разноцветные дорожки» - коврик типа «травка» для развития мелкой моторики, выкладывание различных узоров, развитие воображения, фантазии

-  «Тактильные дощечки» - для развития восприятия окружающего мира, развития воображения, фантазии, развития речи, умения выразить словами свои ощущения и прикосновения. 

-  «Кубики – календарики» -  для расширения представлений об окружающей, природе и явлениях, происходящих с ней. Совершенствования чувства темпа и ритма. Учить сочетать текст с движением и музыкой.

-  Пособие «Лесная полянка» - для развития мелкой моторики через пристёгивание, отстёгивание пуговиц, кнопок, липкой ленты; закрепления  основных цветов.

-  Пособие «Да здравствует, Африка»

Для обогащения, активизации словаря по теме «дикие животные жарких стран», закрепление понятий: слева - справа, сверху - снизу; закрепление основных цветов и их оттенков, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений (выставка пособий в группе).

III.  Разновидности пальчиковых игр.

  1. Игры со счётными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши, соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребёнку развить внимание, воображение, познакомить с геометрическими фигурами и понятием симметрия.

2. Выполнение фигурок из пальцев. Упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

3. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой формирование движений происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше  давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения, проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. С помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

4. Массаж (самомассаж)

- Массаж ладоней щеткой для волос аппликатором Кузнецова или ковриком "травка» на ударные слоги стиха:

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

Большой.

Сам увидишь этот трюк

Большой

Это дятел сел на сук

Указательный.

И без крыльев и без рук

Средний.

Ищет он, где спрятан жук, —

Безымянный.

Вот и слышен перестук!

Мизинец

- «Китайские шары» Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков (или грецких орешков). Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого. После двустишия — смена рук.

Вы видали циркача? - Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку — разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа

- Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца (на одну строку получаемся один палец). Порядок движений от ногтевой фаланги и к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок,

Указательный.

Перец, томат, кабачок,

Средний.

Тыква, капуста, картошка,

Безымянный.

Лук и немножко горошка.

Мизинец.

Овощи мы собирали,

Мизинец,

Ими друзей угощали,

Безымянный

Квасили, ели, солили,

Средний,

С дачи домой увозили,

Указательный.

 Прощай же на год,

Большой левый.

Наш друг — огород!

Большой правый

- Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге,

Мизинец.

Да споткнулся на пороге.

Безымянный

«Видно, очень мало сил

Средний

Я на зиму накопил», —

Указательный

Так подумал и пошел

Большой.

Он на поиск диких пчел

Большой.

Все медведи — сладкоежки,

Указательный.

Любят есть медок без спешки.

Средний.

А наевшись, без тревоги

Безымянный.

До весны сопят в берлоге.

Мизинец.

- «Щелчки» Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец.

Поднял ушки бурундук.

Мизинец.

Он в лесу услышал стук:

Безымянный.

— Это что за громкий стук.

Средний

Тук да тук, тук да тук?

      Указательный

— А пойдем, — сказал барсук, —

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

-  Эспандеры, Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка — умнее!

- Соединение одноименных пальцев. На каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев:

На базар ходили мы,

Мизинцы

Много груш там и хурмы,

Безымянные

Есть лимоны, апельсины,

Средние.

Дыни, сливы, мандарины.

Указательные.

Но купили мы арбуз —

Большие.

Это самый лучший груз!

       Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.

- «Пальчики кивают». Руки детей на уровне груди, пальцы вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строчку «кивание» одного пальца 2—4 раза, начиная с  большого.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний — силой не обижен,

Этот — знает все на свете,

А вот этот любят дети!

- «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до мизинца. Затем смена рук. На каждую строчку — надевание на один палец.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Холода пережидали,

Что пернатые клевали,

Гнёзда где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнездах вывели птенцов?

- Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие.)

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться —

скажу тебе: «Кыш!»

- «Клювы». Собирание счетных палочек одноименными пальцами обеих рук от указательных к мизинцам. На каждую строчку — берут по одной палочке:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля!

- «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста, приговаривая:

Мы тесто месили,

мы тесто месили,

Нас тщательно все

промесить попросили,  

Но сколько ни месим

и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

-  Пальцеходы. Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и средний пальцы ребенка ходят-летают по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как пчелы,

летают по сотам

И в каждую входят с проверкою:

что там?

Хватит ли меда всем нам до

весны,

Чтобы не снились голодные сны?

- «Узловка». Веревки с узлами подвешиваем в вертикальном положении. Это — лианы. Дети пальцами рук подтягиваются за узлы, а ладонями сжимают веревку (как при лазанье по канату).

Там, где с деревьев свисают

лианы

Разные в джунглях живут

обезьяны

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, и орангутаны.

5. Игры с мячами

Игры с мячом - это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, и ориентировку в пространстве, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

- «Фокусник». Упражнение с мячом совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит

Между пальцев подержу

И в ладошку положу

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке скачу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой —

Вот я фокусник, какой!

- С мячом-ежиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю.

Между ладоней.

Взад-вперед его гоняю

Смена рук.

Им поглажу я ладошку,

Соответственно.

Будто я сметаю крошку.

Смена рук

 И сожму его немножко,

Сжимание

Как сжимает лапу кошка.

Смена рук

Каждым пальцем мяч прижму

Соответственно.

И другой рукой начну.

Смена рук,

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук!

Перебрасывание

  мяча из руки в руку.

6. Кинезиологические упражнения

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является, кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения.

-  Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак

Всё быстрей делай так.

-  «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки —

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

- Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

- «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро)

в пруд (ладонь), 

Лягушке (кулак) скучно (ребро)

тут (ладонь)!

-  «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски —

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....