Синквейн как метод развития речи у старших дошкольников
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Абрамова Роза Вячеславовна
Каждый педагог, идущий в ногу со временем, ищет современные инновационные технологии, которые бы не только способствовали развитию ребенка, но и были интересны им. Так, технология синквейн развивает ребенка всесторонне. Посредством знакомства с этапами синквейна (1- знакомство с основными понятиями, 2- знакомство с правилами синквейн, 3- составление самого синквейн, 4- отгадывание синквейн-загадок, 5- игровые упражнения "Закончи рассказ", 6- составление рассказов, 7- синквейн по прослушанному рассказу) каждый ребенок может себя почувствовать гением-дворцом. Поддержка родителей в применении данной технологии только увеличит интерес и ожидаемый результат от воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinkveyn.docx196.71 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн как метод развития речи у старших дошкольников

Развитие познавательно – речевых способностей у детей – это одна из главных задач дошкольного образования.

Думаю, многие из Вас согласятся, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей – на сегодняшний день явление довольно редкое.

В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, трудности в составлении рассказа по картинке, в пересказывании прочитанного, в заучивании стихотворений. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Как педагог, идущий в ногу со временем, более глубоко продумываю методы и приёмы к организации образовательной деятельности.

В поиске подходов к повышению эффективности образовательного процесса пришла к выводу о том, что одним из эффективных методов является синквейн.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Существует достаточно много видов синквейна. Это – традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, гирлянда синквейнов, дидактический. Для работы со старшими дошкольниками более оптимальным является дидактический синквейн.

Дидактический синквейн способствует формированию всех сторон речи детей. В его основе стоит метод наглядного моделирования, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Что из себя представляет дидактический синквейн?

Это пятистрочная строфа стихотворения, который пишется по определенным правилам.

1 строка – одно слово существительное – название, заголовок, тема

2 строка – два прилагательных слова.

3 строка – три глагола

4 строка –Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово-резюме: ассоциация, синоним, который характеризует суть темы. Алгоритм синквейна похож на ёлочку.

Так как дошкольники еще не умеют читать, я адаптировала схему, заменив слова картинками. Как показала практика – детям она нравится, потому что понятна и доступна для восприятия.

Этот метод я применяю со старшей группы на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

На первом этапе важно познакомить детей с понятиями «слово-предмет», «слово-действие» и «слово-признак». Дети овладевают понятиями «живое и неживое», учатся правильно ставить вопросы к словам.

Второй этап – это знакомство непосредственно с правилами составления синквейна, со схемой.

На третьем этапе мы приступаем к составлению синквейнов на любые хорошо знакомые детям темы. А это один из свежих синквейнов на тему «Хэйро»:

Хейро

Красивое, любимое

Светит, улыбается, греет

Без солнца будет темно.

Цветочек

Параллельно мы учимся графическому изображению слов. Дети, знающие буквы и умеющие читать, пишут синквейн печатными буквами. Иногда дети составляют друг для друга шифрованные записки.

Следующий этап – отгадывание синквейн-загадок. Детям предлагается на основе неполного синквейна определить о ком или, о чем идет речь.

?

Серый, колючий.

Фыркает, спит, сворачивается.

Мне нравится этот зверек.

Лес.

Пятый этап – игровые упражнения «Закончи рассказ» - ребенок называет обобщающее слово, то есть пятую строчку.

Дом

Красивый, дорогой

Строится, сдается, продается.

Кто-то в нем живет.

?

Шестой этап – составление коротких рассказов по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. К примеру: У меня есть кукла Катя. Она еще маленькая, но очень любимая. Катя любит целовать, ходить к гости, играть в мяч. Она любит свою маму. У нее есть семья.

Седьмой этап – составление синквейнов по прослушанному рассказу, сказке или стихотворению. После знакомовства с произведением Эдуада Успенского «Простоквашино» детям было предложено составить синквейн про понравившегося героя. Кате понравился Кот Матроскин. И вот, что у нее получилось.

 Матроскин.

Полосатый, серый.

Читает, радуется, играет.

Он любит теплое молоко.

Усатый.

В работе каждого педагога необходима поддержка родителей. Я была готова к тому, что родители не все и не сразу поймут и примут данную технологию. Вместо того, чтобы долго объяснять и убеждать в испльзовании данной технологии, я пригласила их на открытое занятие, где они увидели неподдельный интерес своих детей, удивились их успехам в словотворчестве. Так, совместно с родителями прошел ряд обучающих мероприятий: деловая игра «Раз – словечко, два – словечко», практикум «Сочиняем по-французски». Дети самостоятельно провели для родителей мастер-класс «Строчки-заморочки». Конкурс семейных синквейнов только способствовал поддерживанию интереса у детей и у взрослых. Совместная деятельность ребенка и родителей, нарисовать предмет и составить синквейн, не требует больших временных затрат. В эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. Радует, что многие родители собирают синквейны своего ребенка, которые составлены по стихотворениям, прочитанным сказкам и рассказам, ситуациям из жизни…

Результаты мониторинга освоения основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие» позволяют говорить об эффективности использования синквейн. Показатели сформированности умеий и навыков речевого развития показаны в диаграмме:

Диаграмма 1. Показатели сформированности  в сравнении

Согласно результатам мониторинга, умения и навыки в области «Речевое развитие» сформированы у 5 воспитанников, что составляет 50% от общего числа детей. У 4 детей (40%) умения и навыки в данной области находятся в стадии формирования. Несмотря на работу по индивидальному образовательному маршруту у одного ребенка на конец года средний показатель сформированности умений и навыков остался нулевым. Это объясняется индивидуальными особенностями речевого развития (ОНР) и нежеланием родителей плодотворно сотрудничать в данном направлении.

Показатели достижений детей в речевом развитии являются результатом плодотворной работы воспитателя и специалистов, углублённой работы с родителями, а также использования технологии синквейн, позволяющей транслировать детям накопленные умения и опыт.

Технология синквейн способствует всестороннему развитию речи детей

Я считаю, что синквейн – это увлекательное занятие, благодаря которому каждый может почувствовать себя гением-творцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн как метод развития речи

     Одним из эффективных методов работы над речью  ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - ...

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Дневник по самообразованию тема Синквейн – как метод развития речи

Дневник самооборазования на тему  Синквейн как метод равития речи...

Проект "Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики" 2021-2022уч. г.

Долгосрочный проект разработан воспитателями и логопедом  для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.  В проекте прописанаы: цель, задачи, актуальность,  новизна, игры использ...

Проект «Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики»

Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через нетрадиционное  развитие мелкой моторики кистей рук....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» - КАК АКТИВИЗАТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» - КАК АКТИВИЗАТОР  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ....

«Синквейн - как метод развития речи дошкольников»

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение актив...