Консультация для родителей "кольца Луллия"
консультация по логопедии

Дауркина Анна Валерьевна

технология ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_triz.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЬЦА   ЛУЛЛИЯ

Кольца   Луллия   используются  в  работе  с  дошкольниками  для  ознакомления  с  окружающим,  природой,  развития  речи,  обучения  грамоте  и  активизации  воображения.

Принцип  работы  с  кольцами  такой  же,  как  у  Луллия.  Но  в  работе  с  детьми  хорошо  использовать  для  младших  групп  сочетание  двух  колец,  для  средних,  старших  -  трех,  четырех.

Кольца  должны  быть  разных  размеров,  такие,  чтоб  на  каждом  большем  кольце  было  видно  изображение.  Сразу  кольца  можно  не  соединять  накрепко,  так  как  потом  можно  будет  варьировать  их  сочетание  -  на  одну  игру,  на  одно  занятие.  Так  получается  больше  сочетаний  при  меньшем  количестве  заготовленных  колец.  Скреплять  лучше  временно,  используя  стержни  от  пирамидок,  маленький  волчок  и  т.д.   Главное,  чтобы  кольца  вращались  по  отношению  друг  к  другу.  Размер  колец  также  зависит  от  того,  как  вы  их  используете.  Если  это  демонстрационное  кольцо,  с  которым  вы  будете  работать  все  вместе,  то  оно  будет  большое;  если  на  каждого  ребенка,  или  настольные,  то  меньше.  Для  того  чтобы  определить  найденное  сочетание  можно  использовать  стрелочку,  которая  помещается  сверху  всех  колец.  Она  указывает  найденные  сектора.  Для  младших  групп  хорошо  использовать  чистый  круг  такого  же  размере,  как  большое  кольцо.  Оно  располагается  сверху  всех  колец  и  на  нем  вырезается  «окошко»  -  один  сектор.  То,  что  попадает  в  это  «окошко»  и  обсуждается.

На  кольцах,  разделенных  на  4,  6,  8  секторов  наносятся  изображения  тех  объектов,  которые  вы  хотите  использовать  в  работе.  Очень  хорошо,  если,  начиная  с  младших  групп,  картинка  сочетается  со  словом,  обозначающим,  что  здесь   изображено.  Так  дети  быстрее  учатся  читать,  чисто  зрительно  запоминая  написание  слов.  Изображения  и  надписи  могут  быть  наклеены,  а  могут  быть  нарисованы  и  написаны  детьми.  Очень  удобное  кольцо,  если  на  картон  нашить  прозрачный  полиэтилен,  сделав  как  бы  кармашки,  в  которые  потом  удобно  вставлять  картинки.  Это  кольцо  хорошо  в  том  случае,  если  у  вас  мало  картинок.

Принцип  заполнения   колец  разный.  Самый  простой  вариант  -  на  кольцо  наносится  все,  что  вы  хотите  использовать  в  разговоре  с  детьми  -  бессистемно.  Другой  вариант,  когда  в  секторах  помещаются  объекты,  относящиеся  к  одной  родовой  или  видовой  надсистеме.  Например:  только  птицы  или  только  одежда.  На  одном  кольце  могут  быть  времена  года,  а  на  другом  части  суток  или  животные:  кот,  лиса,  медведь,  поросенок.  В  зависимости  от  того,  какие  знания  есть  у  ваших  детей,  с  какой  целью  вы  используете  кольцо,  те  изображения  в  и  сочетаются.

По  любому  из  составленных  колец  можно  играть  -  работать  не  один  раз.  К  нему  можно  возвращаться,  обговаривать  и  искать  новые  варианты.  Использовать  в  самостоятельной  деятельности  детей.

Кольца  можно  использовать  в  следующих  играх:

ИГРА   «НАЙДИ,  ГДЕ  ЖИВЕТ»

На  одно  кольцо  наносятся  животные  -  домашние,  дикие,  рыбы,  птицы.  Это  могут  быть  разные  кольца  и  разные  игры,  если  на  каждом  кольце  только  животные,  а  на  другом  животные  и  рыбы,  на  другом  птицы  и  рыбы  и  т.д.  Вариаций  очень  много.  Главное,  что  кольца  должны  сочетаться  с  другим,  на  котором  нанесены  лес,  двор,  квартира,  сарай,  река  и  т.д.

Детям  предлагается,  повернув  кольца,  найти  домик  для  каждого.  

Как  усложненный  вариант  этой  игры  или  для  старшей  группы,  да  и  в  средней  группе  можно  предложить  детям  подумать,  как  будет  жить  это  животное  или  рыба,  или  птица,  если  она  попадет  в  чужой  домик.  Например:  птица   -  в  речку,  а  рыба  -  в  гнездо.

Здесь  уже  могут  возникнуть  фантастические  рассказы.

ИГРА   «НАЙДИ  ЧАСТИ»   или    «У  КОГО  (ЧЕГО)  ЭТО  ЕСТЬ»

На  одном  кольце  -  большом  наносятся  части  различных  предметов  -  колеса,  окна,   крыша,  руль,  крылья,  ручка,  лампочка  и  т.д.

i1i2

На  другое  кольцо  -  поменьше  наносятся  предметы,  в  которых  эти  части  есть  -  машина,  настольная  лампа,  совок,  самолет,  домик  и  т.д.  Дети,  поворачивая,  ищут,  есть  ли  в  этом  предмете  найденные  части. ?   -  означает,  что  ребенок  предмет  для  изображения  выбирает  сам.

Далее  может  быть  также  усложненный  вариант.  Его  можно  использовать  и  в   старших  группах.

Предложить  подумать,  что  будет,  если,  например,  колесо  попадет  в  настольную  лампу  или  у  нее  окажутся  крылья.  

ИГРА   «ЖИВОЕ  ИЛИ  СДЕЛАЛИ  РУКАМИ  (РУКОТВОРНОЕ)»

Цель: Учить  детей  определять  происхождение  любого  предмета.  Находить  его  истоки.  Различать  один  и  тот  же  предмет,  выращенный  или  изготовленный,  определять  его  необходимость  или  использование.

На  кольцах  наносятся:

i3

Поворачивая  кольца,  дети  рассматривают  и  обсуждают,  изготовлен  этот  предмет  или  сам  растет.  Обсуждается  вариант  не  сам  растет,  а  выращивается  человеком.

Может  возникнуть  вариант,  когда  объект  живой,  но  в  данном  случае  изготовлен.  Обсуждается,  бывает  ли  такой  предмет  искусственным,  где  и  зачем.

Например:   искусственные  цветы,  деревья.

Изготовленный  из  дерева  медведь  -  статуэтка  и  т.д.

ИГРА   «ИЗ  ЧЕГО  ЭТО  СДЕЛАНО»

Цель: Учить  определять,  из  чего  сделан  тот  или  иной  предмет.  Находить  применение  предметам,  если  они  будут  сделаны  из  необычного  для  них  материала.  Определять  их  прочность,  удобство,  долговечность,  варианты  использования.

На  кольцах  нанесены:

  1. Игрушки,  хлеб,  мебель,  одежда,  дом,  картина,  посуда.
  2. Дерево,  металл,  ткань,  кирпич,  стекло,  мука,    бумага.

Реальный  вариант:

Дети,  поворачивая  кольца,  определяют,  какой  предмет  из  чего  сделан,  как  используется.  Бывает  так  в  жизни  или  не  бывает.

Фантастический  вариант:   Придумай,  каким  будет  предмет,  если  он  будет  сделан  из …

Например:   дом  из  бумаги.  Для  кого,  как  там  жить,  его  размеры.  Как  сделать  его  прочным  и  т.д.

Усложненные  варианты:

  1. «Чем  это  сделали».

Добавляем  кольцо  с  изображением  инструментов:

Молоток,  иголка  швейная.  Машина,  станок,  печь,  пила.

Задание:   Найти  инструмент,  который  помогает  этот  предмет  делать.

  1. «Кем  это  сделано».

Включаем  кольцо,  на  котором  изображены  профессии  людей:

Повар,  швея,  каменщик,  столяр,  художник,  стеклодув?

Задание:   Повернуть   все  кольца  так,  чтобы  было  подробно  описано  кем,  как,  из  чего,  с  использованием  какого  инструмента  сделан  этот  предмет.

Варианты,  возникшие  при  повороте  колец,  с  другими  предметами  можно  рассмотреть  также,  обсуждая:  так  бывает  или  нет;  в  каких  случаях  так  может  быть.

ИГРА   «ТАМ  БЫВАЕТ  ИЛИ  НЕТ»

Цель: Учить  детей  определять  место  привычного  нахождения  предмета.  Приучать  к  аккуратности.  Поговорить,  что  хорошего  и  плохого,  если  предметы  не  лежат  на  местах.

Развивать  воображение,  и  образное  мышление,  выводить  умозаключения  о  том,  что  будет,  если  предметы  окажутся  в  непривычной  обстановке.

Детям  задается  задание:   Повернуть  кольца  так,  чтобы  заданный  предмет  находился   на  своем  привычном  месте.  Определить,  где   обычно  бывает  этот  предмет,  что  там  делает.  Сравнить  местонахождения  других  предметов  на  кольце  -  попали    они  на  свои  места  или  нет.  Определить,   что  будет,  если  эти  предметы  окажутся  в  непривычных  местах.  А  может  быть  они  там  бывают.  Когда,  что  там  делают?  Поворачивая  кольца,  найти  все  места,  где  этот  предмет  бывает  и  сказать,  что  он  там  делает.

Например:    Мебель  бывает  в:  комнате,  на  полке  -  игрушечная;  в  гараже  -  для  отдыха;  на  реке  -  если  она  на  катере  или  корабле;  на  улице  -  летнее  кафе  и  т.д.

Фантастический  вариант:   если  предмет  окажется  в  непривычном  месте.  Например:  книга  в  воде.  Что  с  ней  будет,  как  ее  предохранить  от  намокания  и  т.д.  Из  чего  будет  сделана  книга,  которая  обычно  хранится  в  воде?

Игрушки,  машина,  мебель,  одежда,  дом,  книга,  посуда.

Шкаф,  комната,  улица,  полка,  гараж,  река.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Первое знакомство с кругами Луллия"

Консультация для воспитателей "Первое знакомство с кругами Луллия"...

Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»

Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø  Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø  Повысить их компетен...

Консультация " ВАРИАНТЫ ИГР И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (КРУГИ ЛУЛЛИЯ)"

Круги Луллия могут использоваться в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром, развития речи, математике и др.Основна...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры с кругами Луллия"

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круг...

Дидактическое пособие ПО МЕТОДОЛОГИИ ТРИЗ - КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»

Дидактическое пособие «Волшебные  кольца Луллия»  является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи, имеет  большие ...