Картотека игр для автоматизации звуков
картотека по логопедии

Картотека позволит автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_avtomatizatsii_zvukov.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для автоматизации звуков

1. «Кнопочки»

Ребёнок проговаривает слог (слово)   с автоматизируемым звуком,  нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов

             

2. «Волшебный клубок»

Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) в клубок или на карандаш, проговаривая слоговые ряды, чистоговорки, рифмы  на закрепляемый звук.

«Пальчики здороваются»

Ход игры: ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук. педагог следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

3. «Ищем звук во всём вокруг»

Взрослый и ребёнок по очереди называют предметы с автоматизируемым звуком. Взрослый иногда «ошибается», тем самым развивая у ребёнка слуховое внимание, способность к анализу и языковое чутье.

4. «Ступеньки»

Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

5. «Раз – шажок, два – шажок…»

  • Ребёнок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук. (Можно использовать пальчиковый тренажёр «Твистер»). Пальчики шагают по отверстиям кухонной решетки, по выложенным дорожкам из мелких камней, ракушек и т.п.
  • На пальчики надевают штампики. Ребёнок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.
  • Ребёнок шагает по комнате, называя звук на каждый шаг (также слог, слово).

6. «Живые игрушки»

Использовать маленькие игрушки, символизирующие разные звуки. На столе разложить (можно закрепить на магнитной доске или фланелеграфе) цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности. Ребенок берет игрушку, например, кузнечика, и, перепрыгивая с цветка на цветок, называет звук “ч”.

7. «Скажи столько же раз»

  • Бросить кубик, посчитать точки, сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор).
  • Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать звук столько же раз.
  • Использовать рисунки в условиях наложения, зашумления. Например, найти только кружочки, посчитать, сказать звук столько же раз.
  • Послушай, сколько раз я хлопну (топну, ударю в бубен и т. п.), столько же раз произнеси любимый звук (опора на слуховой анализатор).
  • Ребёнок закрывает глаза. Взрослый стучит несколько раз указательным пальцем по ладошке ребёнка. Ребёнок считает и проговаривает звук, слог нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

8. «Лабиринт»

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребёнок проводит пальчиком, проговаривая изолированный звук, слоговые ряды, чистоговорки.

9. «Улиточка»

Ребёнок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки. Следить за чётким, правильным произношением звука. Например, закрепление звука [Р]: чётко называть картинки, спрятавшиеся в домике улитки. Какой звук часто встречается в названии этих картинок?

Построй домик 

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7—14 штук) и на большом треугольнике (крыша). 
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например: 
[л] — построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].

«Тихо-громко».

  • Ребёнок  «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
  • «Поднимись на горку»: поднимаемся на горку вверх – громко, чётко произносим слог, спускаемся вниз – тихо, шёпотом, чётко артикулируя звуки.

« Прокати мяч»

        Взрослый  предлагает ребенку прокатить по полу мяч. Пока мяч катится, ребёнок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребёнка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слоговые ряды.

        «Мяч кати, за мной повтори»: взрослый произносит чистоговорку, перекатывая мяч ребёнку, ребёнок чётко произносит рифму, прокатывая мяч обратно.

Собери яблочки
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями. 
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню, и с нее упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «з» в названии, а в корзину собачки — яблочки с картинками со звуком «с». Подобно этой игре можно провести другие: «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог во время такого занятия может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».

Напои куклу чаем 

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла. 
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная она любит пить чай только из чашек, на которых нарисованы картинки с ее любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Песенка»

Ребёнок поёт знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком. Например, на мотив детской песенки «В лесу родилась ёлочка» можно легко  отработать  слоговые ряды со звуком [Ш], [Ж], [Л].

«Цветочек»

Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пальчики здороваются».

Ребёнок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.

«Игра на пианино»

Имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз.

«Пропевание слога под музыку»

Например под музыку песни «Вместе весело шагать» проговаривать слоги (СА-СА-СА-СА и т.д.)

«Рыбалка»

В аквариуме находятся  «рыбки» на которых прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем «рыбку» и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова, («рыбку» с картинкой) дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и т.п.

«Живое предложение»,

Дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса.

«Медвежонок  Тишка» 

Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка), или слова стоят не на своём месте: (Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша.). Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека домашних заданий "Автоматизация звука Ш"

Автоматизация звука "Ш" от изолированного до введения звука в самостоятельную речь....

Картотека домашних заданий "Автоматизация звука С"

Данный материал предназначен для работы родителей с детьми в домашних условиях по закреплению правильного произношения звука "С",начиная со слогов и заканчивая связным текстом. Картотека может быть ис...

Картотека материала для автоматизации звука "С"

В этой картотеке собран материал для автоматизации звука "С"...

Картотека чистоговорок на автоматизацию звуков [Л], [Р]

Речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л], [Р]....

Картотека заданий для автоматизации звука р

Материал будет полезен для воспитателей логогрупп и родителей детей-логопатов....

Картотека игр на автоматизацию звуков «Звуки изучаю, их красиво повторяю»

   Учителям-логопедам, родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное и неинтересное повторение слогов, слов, сл...