презентация. Опыт работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Самохина Наталья  Григорьевна

Опыт работы учителя-логопеда

Самохиной Натальи Григорьевны

 

 

МБДОУ Детский сад № 31 «Светлана»   г.Смоленск

 

Тема:  Развитие фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ с использованием информационно-коммуникативных технологий

Сегодня трудно представить жизнь без компьютера или какого-либо гаджета. Было бы правильно воспользоваться интересом ребёнка к устройствам и сделать времяпровождение с техникой полезным для его развития.

За время работы  учителем-логопедом я поняла, что дети гораздо быстрее усваивают знания, если занятия проходят в атмосфере радости.

 Я использую интерактивные игры на своих занятиях.

Интерактивные игры – это логичное продолжение тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок в которых мы привыкли играть, когда сами были детьми.     

Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка.

Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление речевой системы, а также  закладывает основы успешного обучения в школе.

       В последнее время отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи, в том числе с  несформированностью  фонематических процессов (т.е. фонематического слуха, восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза слов). Эти нарушения речи детей препятствуют их успешному освоению общеобразовательных программ. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения.  В федеральных государственных образовательных стандартах  отражено научно обоснованное применение информационных технологий, которые позволяют качественно изменить содержание и повысить эффективность обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают игры. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. Все мы знаем, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном виде, вызывает особый интерес. Применение компьютерных технологий позволяет представить разнообразную информацию в интересной и привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной работе ИКТ  предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

 На  логопедических занятиях детям  становится интересно, познавательно, увлекательно. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его отрядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

 -   фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие

 -   фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков

 -  фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем

 -  фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое

-    фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

 -  Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков)

 - Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов)

 - Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков
 

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются:

  • обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи
  • формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза
  • развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
 

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

В настоящее время разработано много  интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, но недостаточно  игр по коррекции фонематических процессов у детей.   

      В своей работе для совершенствования навыков звукового анализа и я широко  использую компьютерную игру «Баба Яга учится читать». 

 С Муравьишкой нужно проползти по кротовым коридорам и назвать первые буквы в словах. Нужно из двух букв выбрать правильную. Играя в эту игру, ребёнок учится внимательно слушать, развивает мелкую моторику, запоминает образы букв, формируется усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.                

Пройдя через болото и оказав помощь Мишке в подборе нужного слова ребенок  от радости начинает хлопать в ладоши. (Летать над лугом начала трудолюбивая ворона/пчела. Мышь считает дырки в сыре 3+2 всего 4/5)

Дети постарше с удовольствием играют в Слогарик (Ты напишешь слово фон – затрезвонит телефон.) . За успешное выполнение задания каждый ребёнок получает приз - букву. Собрав нужное количество букв, ребенок получает диплом, который можно распечатать.

Очень много игр на развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа находятся на флешке «Занимательная фонематика».  С помощью игрового материала дети учатся:      

  • определять гласные и согласные        
  • находить место звука в слове
  • повторять и читать простые слоги
  • запоминать буквы
  • делить слова на слоги

Представленные игры помогут логопедам, дефектологам, педагогам, воспитателям и родителям развить у детей слуховую память, умение анализировать звуковой состав слова и легко перейти на этап чтения слов и предложений.

     В игре «Свинки-копилки» нужно выбрать монетку и перенести  слог той свинке у которой есть данная гласная буква.

Следующая игра «Спасём птенцов» требует от ребёнка запомнить 3 слова из представленных пяти, нажать на картинки, соблюдая определённую последовательность, чтобы отогнать кота от птенцов. (жук, лук, паук)                           

    Больше всего веселья доставляет игра с неправильными словами, которые произносят смешные человечки (ворточка, корточка, форточка, волточка). Как только слов угадано – появляется картинка с изображение.

Игра «Поэт» предназначена на обучение детей подбирать рифму к словам.

Игра «Меткий стрелок». Нужно назвать картинку в которой нет заданной буквы. Большинство игр из данной серии имеют функцию об изменении задания (вместо буквы И можно выбрать другие буквы).

В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды педагогов.

Применение учителем – логопедом в коррекционно–образовательном процессе  компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование игровых возможностей компьютера позволяет:

  • Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
  • Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
  • Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию (в том числе и мелкую моторику)
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Способствовать положительной динамике развития.

Таким образом, считаю, что использование в логопедической и коррекционной работе развивающих компьютерных  игр предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preintatsiya5_samohina.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 31 «Светлана» Самохина Наталья Григорьевна

Слайд 2

Интерактивные игры - логичное продолжение тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок в которых мы привыкли играть, когда сами были детьми . Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Слайд 3

Грамматически правильная речь Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка. Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление речевой системы, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Слайд 4

Фонематические процессы: фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств

Слайд 5

Н арушения фонематических процессов : Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков ) Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов) Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков

Слайд 6

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы: I этап — узнавание неречевых звуков; II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап — дифференциация слогов; V этап — дифференциация фонем; VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Слайд 7

Баба-Яга учится читать

Слайд 8

определять гласные и согласные находить место звука в слове повторять и читать простые слоги запоминать буквы делить слова на слоги

Слайд 9

Свинки-копилки Цель: совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза гласных звуков, прямых и обратных слогов

Слайд 10

Спасём птенцов Цель : развивать фонематический слух, закреплять умение запоминать и повторять сходные в произношении слова

Слайд 11

Неправильные слова Цель : развивать слуховое внимание, умение выделять из четырёх слов только одно правильно произносимое

Слайд 12

МЕЧТА ПОЭТА Цель: развивать умение подбирать созвучные слова, развивать чувства ритма; обогащать и активизировать словарь

Слайд 13

Меткий стрелок Цель : Закреплять умение детей подбирать слова с заданным звуком

Слайд 14

повышают эффективность коррекционного обучения ускоряют процесс подготовки детей к овладению грамотой предупреждают появление у них вторичных расстройств письменной речи предотвращают утомление детей поддерживают у детей с различной речевой патологией познавательную активность повышают эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям. Информационные технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

«Создание системы работы по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ посредством использования информационно коммуникативных технологий».

Описаны возможности использования ИКТ с детьми ОВЗ,направления коррекционно-развивающей работы с детьми....

Обучающая игра по ПДД с использованием информационно-коммуникативных технологий

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. Основными причинами травматизма считается переход проезжей части в неустановленном месте перед близ...