Статья "Онтогенез формирования акустического гнозиса или механизм развития экспрессивной речи"
статья по логопедии

Туганова Ирина Ивановна

Почему мы  наблюдаем ситуацию, что дети поздно начинают говорить? С чем связано большое количество детей, у которых нарушено звукопроизношение? Моя статья в кратце расскажет о механизме развития экспессивное речи ребёнка. И наведёт на мысль или действие будущих родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._ontogenez_formirovaniya_akusticheskogo_gnozisa.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Онтогенез формирования акустического гнозиса или механизм развития экспрессивной речи»

Важную роль в восприятии речи имеет слух. Взаимодействовать между людьми помогает слуховое восприятие, также оно помогает обеспечить общение, как средство. Собственная речь ребенка формируется сообразно конкретизированию слуховых различий речи. Понимание речи окружающих людей формируется по мере улучшения слухового восприятия. Усвоение звуковых и фонетических систем кодов тесно связано с формирование восприятия устной речи.  Нарушение речи ребёнка  и развитие в целом связано с нарушением деятельности слухового анализатора.

На базе ощущений развиваются функции, которые обозначаются как гнозис. Гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис - это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией.

Ребенок взаимодействует со взрослыми сначала осознает речь окружающих, к первому году жизни появляется условная связь в итоге многократного слышанья ребенком конкретного звукосочетания и зрительного восприятия предмета. Таким образом, задействовано слуховое и зрительное возбуждение. В коре головного мозга образ предмета вызывает образ звукосочетания, а предмет-само звукосочетание.

Слова образуются при помощи существующих звукосочетаний, предметов и поступками с самими предметами, за счёт сочетания влияния на рецепторы. Так происходит знакомство с любыми предметами, которые ни разу не видели и не слышали. Речевые сигналы связаны друг с другом, так формируются любое звено, а затем словесные цепи, в том числе и очень трудные. С определённым предметом связано звено (первое), которое является первосигнальным раздражителем.

Ребенок различает звуковые речевые сигналы, и в первую очередь звуки речи, то есть речь носит импрессивный характер. Со второго года жизни ребёнок может различать, сравнивать, устанавливать сходство признаком предметом и обобщать не только в понимаемой речи, но и в активной.

Называя предметы, свойства предметов, явлений всё это мы обозначаем самостоятельной единицей языка, то есть словом, которое ещё обладает комплексом фонетических, грамматических, семантических признаков.

Воспринимать слова ребёнок учится с первого месяца жизни. Это даёт толчок формированию внутренней речи и произнесению звуков, которые развиваются в следующей последовательности: крик, гуление, первые слоги, простые слова. Таким образом, развивается экспрессивная речь, которая зависит на сколько много времени для общения  родители, бабушки и дедушки уделяли ребёнку в младенчестве. Также это отражается на объёме словарного запаса и формулировке собственных мыслей. Малыш подражает окружающим и здесь происходит закладка в формировании экспрессивной речи, на фоне этого ребёнок начинает доверять окружающим, это вызывает желание общаться с окружающими. Естественно первым таким человеком для малыша  является мама.

Социальное взаимодействие ребёнка с окружающими проходит изменение в виде дифференцированного отношения к людям. В таком подходе происходит улучшение познавательных процессов и психики ребёнка. Первые звуки малыша – это гуление или лепет, которые проявляются за счёт мышечных сокращений в органах речи под эффектом раздражителей внутренней среды организма. Задействованы две сигнальные системы. Сначала первая, а уже со второго года вторая, таким образом, развиваются звуковые рефлексии.

При произношении составляющих речи рецепторы раздражаются, это раздражение вызывает возбуждение в двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора и особых кинестезических, достигая коры. На кору головного мозга воздействуют предметы, которые в свою очередь обозначаются словами, также произносимые слова запускают процесс в слухоречевом анализаторе. Процессы совпадают во временном промежутке.

 Во второй половине дошкольного возраста свойственно осознанное подражание. Дети ϲ наслаждением подражают, нежели действуют сами.

Механизмы произношения  более трудны для ребенка, чем физиологические механизмы понимания речи. Поэтому произношение развивается позже и хуже понимания речи.

В образовании звуков речи участвую пассивные органы звукообразования и активные органы звукообразования. К пассивным органам относятся: полость носа, твёрдое нёбо, задняя стенка глотки. В свою очередь к активным звукам относят: нижнюю челюсть, губы, язык, мягкое нёбо.

Образование звуков речи происходит благодаря совместной работе произносительных органов, за счёт работы которых образуются звуки речи или фонемы. Каждому звуку речи присущи акустические особенности, которые помогают отличать звуки друг от друга. Здесь прослеживается взаимосвязь, а именно как говорит, так  и слышит и наоборот. Восприятие слуховое и зрительное тесно связано между собой, оказывая помощь при совершенствовании произношения.

Подводя итоги, хочется отметить, что в последнее время мы наблюдаем замедленное развитие речи у детей, они поздно начинают говорить, что отражается в дальнейшем на слабо развитом артикуляционном аппарате и, как следствие к пяти - шести годам мы наблюдаем нарушение звукопроизношения. Это можно предотвратить, если с первого месяца жизни ребёнка развивать внутреннюю речь, которая зависит, повторюсь, от того, на сколько много времени для общения  родители, бабушки и дедушки уделяли ребёнку в младенчестве.


Список литературных источников

  1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2017.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2016.
  3.  Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2016.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 2007. - 239с.
  6. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., Учпедгиз. 2007. - 317с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экспрессивной речи и социальной адаптации детей через знакомство с правилами уличного движения

С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города быстро возрастает. Автомобиль стал источником повышенной опасности.Печальная статистика дорожно-трансп...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

доклад «Развитие экспрессивной речи и социальной адаптации детей через знакомство с правилами уличного движения»

доклад о развитие экспрессивной речи через знакомство с правилами уличного движения...

Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.

Представляю Вашему вниманию мастер - класс для педагогов    развитие экспрессивной речи....

"Использование мнемотехники в развитии экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Начну с притчи. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было тру...

Мастер - класс "Развитие экспрессивной речи дошкольников по методике В.В. Воскобовича

Презентация поможет понять ,как развить речь дошкольника с помощью методики В.В,Воскобовича...