НОД по речевому развитию старших дошкольников "Путешествие муравьишки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шпигарева Ольга Николаевна

Конспект НОД по речевому развитию старших дошкольников "Путешествие муравьишки". Цель : формирование, развитие и совершенствование лексико- грамматических категорий у дошкольников.Материал будет интересен не только педагогам ДОУ, но и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpigareva.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

НОД

с детьми старшего дошкольного  возраста  по речевому развитию

Тема: «Путешествие муравьишки»

Технологии: технология сотрудничества, игровая, здоровьесберегающая

Шпигарева Ольга Николаевна

Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 2

2018-2019 уч. год

Цель: формирование , развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий  речи  старших дошкольников

Коррекционно-образовательные задачи: 

- развитие   познавательной активности;

- расширение  и активизация словарного запаса по лексическим темам «Весна», «Насекомые» с помощью подвижных и дидактических игр;

-формирование лексико-грамматических категорий (согласование прилагательных с существительными ; числительных с существительными; согласование глаголов с существительными; употребление предлогов; отработка падежных окончаний существительных; расширение глагольного словаря);

- формирование и закрепление навыка  составления предложений с предлогами;

- формирование и закрепление  навыка  согласования речи с движением

Коррекционно - развивающие задачи:

- совершенствование умения ориентироваться в макро – и микропространстве;

- развитие  навыка связного высказывания;

- совершенствование психологической  базы речи, увеличение  объёма  кратковременной памяти;

-развитие и активизация  прослеживающей  функции  глаз;

- развитие  физиологического и речевого дыхания;

 - развитие  общей, мелкой моторики через игровые упражнения;

- развитие межполушарных связей;

- развитие зрительного и слухового внимания;

Воспитательные задачи:

- воспитание  желания и  умения слушать товарища; умения работать сообща;

- воспитание  у детей эмоциональной отзывчивости; чувства ответственности, взаимопомощи; помощи нуждающимся;

 - формирование   умения видеть и понимать красоту природы;

- формирование чувства любви  и бережного отношения к природе;

Методы и приёмы: словесные (объяснение, игра, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра).

Образовательные области:  речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Контингент: дети старшего дошкольного возраста

Форма: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий

Продолжительность: 25 – 30   минут

Оборудование: набор картинок "Насекомые"; игрушки «Насекомые»; макет «Полянка», «Цветок», «Дерево»;  ИКТ ; дидактическое пособие «волшебный квадрат» с силуэтными изображениями  насекомых; игровое пособие «бабочки на резиночках».

I Организационный момент

Дети входят. Здороваются.

Логопед: Ребята, давайте возьмёмся за руки и друг другу улыбнёмся.

Скажите, пожалуйста, а какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Логопед: Правильно. А можем ли мы с вами рассказать  о признаках  весны?

Ответы детей.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы весну встречаем» Т.А.Куликовская

Мы весну встречаем

С первыми ручьями.

Они весело бегут,

Звонко песенки поют.

Первые капели

В  полдень зазвенели.

Стал мороз весною слаб,

Снегу жарко: кап, кап, кап.

Шлёпаем по лужам

После зимней стужи.

Каждый год весной потоп.

Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.

Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке,

И серёжки распушились

На осине и ольхе.

Обогрела всех весна,

Пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной проснулись.

Птицы с юга к нам вернулись.

Землю солнышко согрело,

И трава зазеленела.

День весенний стал длиннее,

Небо ярче и синее.

Раздаётся шуршание. Появляется игрушка – муравей.

Логопед: Ребята, а кто это?

Ответы детей.

Логопед: А почему вы решили, что это муравей?

Ответы детей.

Логопед: Интересно, что же с ним случилось? Давайте, подойдём поближе и спросим его.

Здравствуй, Муравьишка. Что с тобой случилось? Как ты здесь оказался?

Муравьишка: Здравствуйте, дети. Я заигрался, бежал , бежал и потерялся. Помогите мне , пожалуйста, мой муравейник на полянке найти.

Логопед: Ребята, поможем? А как же мы муравейник найдём?

Ответы детей.

Логопед: А может нам у других насекомых спросить, где находится муравейник?

Тогда, давайте вспомним, кого из насекомых мы можем встретить? А поможет  нам в этом наш волшебный квадрат с силуэтными изображениями.

Игра «Кого мы можем встретить на полянке?»

Ответы детей.

Логопед: Молодцы. А кого нам лучше не встречать? И почему?

Ответы детей.

II. Основная часть.

 Логопед: А чтобы  попасть на волшебную полянку, нам с вами нужно пройти по дорожке, повторяя   чистоговорку : « На полянку мы пойдём, муравьишку мы спасём!». Вот мы с вами и в парке. Посмотрите, здесь какой-то плакат. Как вы думаете, о чём он нам сообщает?

Беседа «Правила поведения в парке»

Логопед: Ребята, что-то муравейника здесь не видно…

Раздаётся жужжание . Появляется игрушка – жук.

Логопед: Ребята, а это кто?

Ответы детей.

Логопед: а как вы догадались?

Ответы детей.

Логопед: Здравствуй, жук? Помоги нам, пожалуйста, муравейник для муравьишки отыскать.

Жук: Если вспомню, то обязательно подскажу.

Только , ребята, и  вы мне помогите ,пожалуйста, научить моих жучков  жужжать.

Ответы детей.

Логопед: Ребята, а что же нам необходимо делать для того, чтобы красиво разговаривать?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, мы сейчас присядем и покажем для жучков гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: А вот теперь, давайте, пожужжим……

Дидактическое упражнение «Жужжалки»

Логопед: Ребята, а вы знаете , что существует очень большое количество разнообразных жуков. Одни из них полезные, а другие очень вредные. Вот, например, жук – олень (рассказ об особенностях), майский жук (рассказ об особенностях), божья коровка(рассказ об особенностях), колорадский жук (рассказ об особенностях).

Жук : Вот спасибо вам, ребята! Только я так и не вспомнил, где муравейник находится. А вот моя подружка бабочка точно знает,  где найти муравейник. Вы сейчас по дорожке прямо к чудо-цветку идите. Там её и найдёте.

Логопед: Шагаем по дорожке и  повторяем  чистоговорку : « На полянку мы пойдём, муравьишку мы спасём!».

Логопед: Какой красивый цветок…Давайте, понюхаем его. Носиком делаем два сильных вдоха, а ротиком спокойный выдох.

Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой.

Логопед: Ребята, что-то муравейника здесь не видно…Посмотрите, кто это в траве?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, а как вы догадались?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, а давайте сосчитаем сколько и каких сороконожек мы увидели в траве?

Ответы детей.

Логопед: Молодцы. А кто же на листочках цветка?

Ответы детей.

 Логопед: А  можно ли сказать ,что гусеницы это сороконожки?

Беседа «гусеницы – сороконожки»

 Логопед: А хотите поиграем в игру «Сороконожки»?

Пальчиковая игра «сороконожки»

Логопед: Ребята, что-то бабочки  не видно…А кто ещё на цветке сидит?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, как много летающих друзей у бабочки. А как вы думаете, все ли летающие  насекомые полезные ?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, а кто это к нам летит?

Дидактическое упражнение «Что делает пчела?»

Появляется бабочка, дети подходят к бабочке,  здороваются и задают ей вопросы ?

Бабочка : Хорошо, я вам дорогу покажу, но у меня много подружек – маленьких бабочек. Все они хотят с вами поиграть. Только не знаем в какую игру.

Логопед: Ребята ,а давайте мы покажем бабочкам, как можно , играя, тренировать наши глазки?

Зрительная  гимнастика «Бабочки летают»

На свою  бабочку вы смотрите,

Головою не вертите,

Глазки вверх вы поднимите,

Вниз все вместе опустите,

Вправо, влево посмотрите.

Глазки сильно вы сожмите.

Гимнастику повторяют 2 - 3 раза.

Бабочка : А я ещё хочу с вами поиграть в игру «Бывает – не бывает». Поиграем?

Муравей строит улей.

Бабочка плетёт паутину.

Паук летает.

Гусеницы грызут листья.

Божья коровка стрекочет.

Гусеница жужжит.

Божья коровка защищает зелёные растения.

Комар строит муравейник.

Бабочка :В бабочек вы превращайтесь и за мною в путь оправляйтесь.

Дети превращаются в бабочек и летят к макету «полянка»

Подвижная игра «Бабочки»

Логопед: Какая красивая полянка перед нами? А вот и муравейник!

Давайте,  рассмотрим всех обитателей этой полянки.

Беседа по картине «Кто, где?»

Муравьишка: Спасибо вам, ребята. Вот я и дома. Но пока ещё солнышко не село, мне с вами – моими друзьями очень хочется поиграть. Вы согласны?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Логопед: Какие же вы внимательные, молодцы. Ну что ж, Муравьишка уже дома и нам пора возвращаться. А вернёмся мы в детский так же как и попали на волшебную полянку. Весело шагайте, чистоговорку повторяйте : «На полянку мы сходили, муравьишку мы спасли».

III. Итог совместной деятельности.        

Логопед: Вот мы с вами и в детском саду.

Логопед: Дети, где мы сегодня были?

Ответы детей.

Логопед: Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Логопед: Кому мы сегодня помогли? Легко ли живётся насекомым?

Ответы детей.

Логопед: Спасибо, вам ребята. Я надеюсь, что вы никогда не будете обижать насекомых, ведь они такие маленькие и беззащитные, а ещё очень полезные.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"

Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "

quot;Развитие  мелкой моторики  как основы речевого развития  старших дошкольников с общим недоразвитием  речи через графомоторные упражнения "...

Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»

Методический проект«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»...

Комплексное тематическое планирование ООД на 2022 -2023 учебный год по образовательным областям "Познавательное развитие и "Речевое развитие". Старшая группа

Составленый мной комплексный  тематический перспективный план ООД   обьединяет различные  виды детской деятельности по определенной теме (тематическая неделя) , что способствует бо...