Игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Васильева Юлия Николаевна

В статье представлены игры из моего опыта работы для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР в подготовительной группе, в частности - игры с падежами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

с ОНР в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Учитель-логопед ГБДОУ №6

Василеостровского района:

Васильева Ю.Н.

Санкт-Петербург

2019


Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова. Это умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.

Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи занимает важное местоСпециальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.

Представленные игры с падежами (из моего опыта работы) могут быть использованы в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми подготовительного возраста с ОНР.

Игры для образования существительных в именительном падеже

По лексическим темам «Животные севера»  и «Животные жарких стран»

Задачи:

  1. Развивать умение образовывать существительные во множественном числе в именительном,  творительном и дательном  падежах.
  2. Актуализировать умение правильно употреблять предлог НАД и С.
  3. Закреплять предметный словарь по темам «Животные севера» и «Животные жарких стран».

Оборудование: картинки по темам «Животные севера и жарких стран», желательно с детёнышами.

Логопед (или воспитатель): «Мы летим на самолёте, под нами Африка («Север»), кого мы увидим? Над кем мы пролетаем? Кому мы передадим привет? »

Дети смотрят на картинку и составляют предложения.

Например: «Мы видим бегемотов, мы летим над бегемотами, мы передаём привет бегемотам».

«Мы видим медведицу с медвежонком. Мы летим над медведицей с медвежонком. Мы передаём привет медведице с медвежонком…»

Игры для образования существительных в родительном падеже

Игры для лексической темы «Насекомые»

Задача: развивать умение образовывать существительные единственного числа в родительном, творительном и винительном падежах (с предлогом и без).

Оборудование: картинка с изображением насекомых на полянке.

Логопед (или воспитатель): «Дети, посмотрите, какие насекомые маленькие, найдите их и расскажите где они спрятались».

Дети: «Гусеница около гриба, бабочка над цветком, жук спрятался под листиком…»

Игры для образования существительных в дательном падеже

Игры для лексической темы «Профессии»

Задачи:

  1. Развивать умение образовывать существительные единственного числа в дательном и родительном падежах.
  2. Закреплять предметный словарь по теме «Профессии».

Оборудование: картинки по теме «Профессии».

Логопед (или воспитатель): «Кому нужна  для работы  касса? Мольберт и кисть? Ножницы?...»

Дети: «Касса нужна продавцу. Мольберт и кисти нужны художнику. Ножницы нужны парикмахеру».

Игры для образования существительных в винительном падеже

Игры для любой лексической темы.

Задачи:

  1. Развивать умение образовывать существительные единственного числа в винительном и творительном падежах.
  2. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

  1. Раскраски с точками, с элементами дорисовывания, можно с зеркальными картинками для одновременного рисования двумя руками.

Пропись для занятия.jpeg

  1. Карандаши, мелки, фломастеры.

Логопед (или воспитатель): «Дети, обведите карандашами мышь двумя руками одновременно. Сыр раскрасьте мелками двумя руками одновременно. Кого вы обвели? Что вы раскрасили?»

Дети: «Я обвёл мышь карандашом. Я раскрасил сыр мелом».

Игры для образования существительных в творительном падеже

Игры для лексических тем «Фрукты» и «Овощи».

Задачи:

  1. Развивать умение образовывать существительные единственного числа в  творительном падеже.
  2. Закреплять предметный словарь по темам ««Фрукты» и «Овощи».
  3. Развивать умение образовывать прилагательное от существительного.

Оборудование: картинка с изображением закрытого пирога, предметные картинки по темам «Фрукты» и «Овощи».

Логопед (или воспитатель): «Дети, давайте придумаем начинку для пирога?»

Дети: «У меня морковь, мой пирог с морковью, это морковный пирог».

Игры для образования существительных в предложном падеже

Игры для разных лексических тем.

Задачи: Развивать умение образовывать существительные единственного числа в  предложном падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением продуктов и предметов, можно без картинок.

Логопед (или воспитатель): «Дети, посмотрите на картинки и скажите о чём вы мечтаете?»

Дети: «Я мечтаю о путешествии, об арбузе, о мороженом…»

Литература:

Телепень Т.С. Играем с падежами: игры для старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. -64 с. (Библиотека Логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Игры для формирования грамматического строя речи детей

Картотека игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе....

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...

Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...