Логопедический массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ТНР
статья по логопедии

Позднякова Лариса Александровна

Статья посвящена вопросам применения логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Логопедический массаж56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Позднякова

(ГБДОУ 87 Красногвардейского района, Санкт-Петербург, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В последние десятилетия возросло число детей с ограниченными возможностями здоровья.  В логопедической практике у дошкольников,  посещающих речевые группы, часто наблюдаются артикуляционные расстройства, обусловленные микроочаговыми поражениями коры головного мозга, которые можно охарактеризовать как стертую дизартрию. Стертая дизартрия – расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности [2]. У детей со стертой дизартрией наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодии, связанные со спастическим либо паретическим состоянием мышц речевого аппарата.

С целью оптимизации сроков коррекции в комплексной логопедической работе с детьми со стертой дизартрией применяются  различные виды массажа:

- логопедический массаж мимической, артикуляционной мускулатуры;

- точечный;

-  с использованием механических приспособлений (зондов,  шпателей и других специальных приспособлений).

         Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования подтверждают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц. Теоретическими основами применения дифференцированного логопедического массажа являются работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной.

При проведении логопедического массажа необходимо строго соблюдать следующие рекомендации. Сеансы массажа проводятся в теплом, хорошо проветренном помещении, в спокойной доброжелательной обстановке. Курс массажа обычно составляет от десяти до двадцати сеансов (в зависимости от тяжести речевого нарушения). Длительность одной процедуры зависит от возраста, тяжести речевого нарушения, индивидуальных особенностей ребенка. Длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а в дальнейшем возрастает до 15 - 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном - 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте - 25 минут. Массаж целесообразно проводить не ранее, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Важным условием эффективности массажа является правильный подбор позы пациента во время сеанса. Удобная поза способствует нормализации мышечного тонуса ребенка, делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения.
1) В положении лежа на спине: под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову. Руки пациента вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик).
2) В положении полусидя в кресле с высоким подголовником; для детей в возрасте от года до трех лет возможно положение полусидя в сидячей коляске.
4) Для детей, которые осторожно относятся к сеансам массажа или очень эмоционально привязаны к маме, можно использовать положение, сидя у нее на коленях.

При массаже лицевой мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.

Техника массажа состоит из пяти основных видов приемов, к которым относятся поглаживание, растирание, разминание, непрерывная и прерывистая вибрация. Комплекс массажных приемов подбирается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от возраста, особенностей здоровья  и состояния мышечного тонуса.

В случае снижения мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры применяется активизирующий логопедический массаж лица. Массажные движения осуществляются в направлении от центра лица к периферии. В этом комплексе используются следующие приемы:

  • поглаживание лба в направлении от середины к вискам подушечками пальцев обеих рук;
  • поглаживание лба в направлении от бровей к волосистой части головы приемом «Мельница» (поочередное движение ладоней обеих рук);
  •  зигзагообразное растирание в направлении от виска к виску подушечками пальцев одной руки;
  • растирание лба в направлении от середины к вискам спиралевидными движениями, выполняемое вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак;
  • пунктирование («Пальчиковый душ»)  по направлению от середины лба к вискам. Легкие постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук в достаточно быстром  темпе;
  • заключительное поглаживание кожи лба волнообразными движениями по направлению от середины к вискам. 

Для массажа  щек рекомендуются приемы:

  • поглаживание подушечками пальцев в направлении от основания носа под нижним краем глазницы к ушной раковине, затем в направлении к углам нижней челюсти, и от середины подбородка к углам нижней челюсти;
  • спиралевидное растирание жевательных мышц в направлении от висков к углам челюстей подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук;
  • щипцеобразное разминание мышц щек большим и указательным пальцами;
  • пощипывание щек по кругу указательными, средними и большими пальцами обеих рук;
  • заключительное поглаживание щек по направлению от носа к ушам выполняется всеми, кроме больших, пальцами обеих рук;

Массаж подбородка и губ начинается с поглаживания области под нижней губой в стороны, вниз под нижнюю челюсть и вверх к углам рта, затем движения выполняются от углов рта над верхней губой к средней линии, постепенно поднимаясь вверх к кончику носа. Используются приемы:

  • поглаживание подбородка в направлении от его центра к мочкам ушей тыльными сторонами ладоней обеих рук;
  • растирание подбородка в направлении от центра к ушам  щипцеобразными движениями указательного и большого пальцев обеих рук;
  • разминание подбородка круговыми движениями;
  • поглаживание губ в направлении от середины к углам  указательными пальцами обеих рук;
  • пощипывание губ от середины к углам большими и указательными пальцами обеих рук;
  • прерывистое надавливание по поверхности верхней, а затем нижней губы в направлении от середины к углам подушечками указательных пальцев обеих рук;
  •  «Пальчиковый душ» в направлении от середины к углам губ указательными и средними пальцами обеих рук.
  • поглаживание губ в направлении от середины к углам с фиксацией углов рта нажатием указательными пальцами обеих рук.

 Активизирующий массаж завершается поглаживанием всего лица ладонями обеих рук в направлении от центра к периферии.

При спастическом состоянии мышц мимической и артикуляционной мускулатуры используются приемы расслабляющего логопедического массажа лица. Массажные движения осуществляются в направлении от периферии к центру лица, в более медленном темпе. Расслабляющий массаж должен создавать ощущения тепла и покоя, может проводиться в сопровождении тихой спокойной музыки. Для усиления эффекта массажа можно перед процедурой наложить на лицо согревающий компресс: смоченное в теплой воде и хорошо отжатое полотенце. В этом комплексе сочетаются следующие приемы:

  • легкое прерывистое поглаживание лба в направлении от висков к центру лба указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук массажиста;
  • точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером;
  • поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее внутренней стороной ладони;
  • поглаживание круговой мышцы глаза указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Легкие движения выполняются  в направлении от внешнего угла глаза – к внутреннему, затем по верхнему веку под бровью - к внешнему углу глаза;
  • круговое поглаживание по поверхности щек указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук массажиста;
  • точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка подушечками указательных пальцев или вибромассажером;
  • поглаживание круговой мышцы рта подушечкой указательного пальца в направлении по часовой стрелке;
  • легкое поглаживание губ в направлении от краев к середине одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук.

Расслабляющий массаж завершается поглаживанием всего лица ладонями обеих рук в направлении от центра к периферии.

После выполнения этих массажных приемов ребенок хорошо подготовлен к дальнейшему воздействию – непосредственно логопедическому массажу языка и внутренней поверхности щек.

Таким образом,  применение в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предложенных приемов дифференцированного логопедического массажа положительно влияет на достижение устойчивого результата коррекции произносительной стороны речи в более короткие сроки.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ, 2010.

2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004.

3. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010.

4. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. – СПб.: КАРО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью

Материал поможет воспитателям работающим  с детьми с ОВЗ и инвалидностью укрепить здоровье детей....

Развивающий массаж в речевой и коррекционной работе с детьми.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является масса...

Логопедический массаж как часть комплексного коррекционного воздействия по преодолению речевых расстройств. Самомассаж мячами в работе с детьми дошкольного возраста.

Работая с детьми с тяжелой речевой патологией и туберкулёзной интоксикацией, целью профессиональной деятельности ставлю - коррекция и развитие всех языковых систем у детей с ОНР в процессе пребы...

Игровой массаж и самомассаж в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Влияние игрового массажа и самомассажа в коррекционной работе. Развитие артикуляторного аппарата, кинестетических ощущений, воображения, памяти, внимание....

Развивающий массаж в речевой и коррекционной работе с детьми.

Рекомендации по применению массажа в работе с детьми дошкольного возраста, картотека упражнений....