Консультация для воспитателей учителя- логопеда Садыковой И.А. по теме: « Воспитание звуковой культуры речи».
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Садыкова Ильзира Аухатовна

Правильное произношение звуков в словах, четкая их артикуляция и различение их на слух, являются необходимыми условиями для успешного овладения грамотой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Консультация для воспитателей

                             учителя- логопеда Садыковой И.А.

                       по теме: « Воспитание звуковой культуры речи».

Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями для успешного овладения грамотой. Поэтому воспитание у дошкольников чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам орфоэпии русского языка, а так же хорошей дикции , выразительности речи должно осуществляться до поступления ребенка в школу.

Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у детей дошкольного возраста и является естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные - задерживают.

Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь. Нередко недостатки произношения звуков и слов детьми являются следствием того , что окружающие говорят не правильно, что в разговоре с ребенком взрослые подделываются под детскую речь, начинают сюсюкать, картавить. Копирование взрослыми детской речи совершенно недопустимо.

Одна из задач воспитания звуковой культуры речи детей – воспитание выразительности речи как в разговоре с окружающими людьми , так и в рассказывании, чтении стихов. Чтобы воспитывать у детей выразительную речь, правильный , спокойный тон, взрослые должны и в этом отношении быть примером. Тогда ухо ребенка с детства привыкает к правильным , выразительным интонациям.

Подражание интонациям окружающих, с одной стороны, понимание содержания и эмоциональная насыщенность речи, с другой – вот что делает речь ребенка выразительной. Поэтому , недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка : насмешка, поддразнивание или жалость , когда к ребенку относятся , как к больному.И то и другое обижает ребенка, заставляет его замыкаться в себе, сторониться, усугубляет его неприятные переживания.

Детям младшего дошкольного возраста 3-4 лет, в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата, свойственно неправильное произношение наиболее трудных звуков. Но родителей плохая речь детей настораживает только в 6-7 лет. Хотя к этому времени у детей вырабатывается привычка не чистой речи, нередко  связанная с не правильным воспитанием. Поэтому важно предупредить и исправлять недостатки звукопроизношения вовремя, до того момента, когда они укореняются. Особое внимание воспитанию правильной речи необходимо уделять ,когда процесс ее развития происходит наиболее интенсивно, а именно в дошкольном возрасте. Взрослые учат ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Развитие речи не происходит спонтанно. Конечно, между детьми существуют различия : одним  достаточно хорошего примера взрослого, другие нуждаются в  активной помощи логопеда. Усвоение звуковой системы языка во многом определяется развитием речедвигательной сферы и речевого слуха. Поэтому полезно в игровой форме проводить разнообразные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Учитывая , что у дошкольников окончательно еще не сформировалось речевое дыхание, рекомендуется использовать игры- забавы  на формирование речевого дыхания :

1) пускание мыльных пузырей

2) игра « Кто забьет больше голов»

3) игра « Веселые гонки на воде» и другие.

Проводят эти упражнения 2-3 минуты, нужно следить , чтобы дети пользовались диафрагмальным дыханием.

Для развития мышц языка и губ полезны упражнения на звукоподражание :

-крикам животных( мяу-мяу, ко-ко-ко)

-музыкальным инструментам ( там-там, бум-бум, динь-динь)

-разным предметам ( би-би , тик-так).

Организуется целая серия статических подготавливающих упражнений по типу                  « Игры веселого язычка» ( « Лопаточка», « Чашечка», « Горка» и т.д.) . Каждое упражнение выполняется четко , медленно, по 8- 10 раз.

Проводят и динамические подготовительные упражнения :  « Часики», «Лошадка», «Грибок», « Качели», « Вкусное варенье», « Маляр» и т.д.

Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста способствует воспитание умения внимательно слушать и слышать речь окружающих, совершенствовать слуховое восприятие.

Для развития  речевого слуха полезны дидактические игры , в которых перед детьми ставятся задачи :

-угадать источник звука ( игра « Кто тебя позвал?»)

- характер звука ( стук по стеклу, дереву, шелест бумаги)

- услышать разницу в словах близких по звучанию, но разных по смыслу ( бочка – почка, мишка –миска).

- игра « Послушайте, о чем говорит комната (улица)?»

(детям предлагается помолчать, закрыть глаза , внимательно послушать окружающие их звуки : тиканье часов, жужжание мухи, чириканье воробьев, гудки автомобиля, журчание воды и т.д.)

Постепенно у детей воспитывается умение услышать часто повторяющийся звук в словах. Это подготовка ребенка к предстоящему овладению звуковым анализом слов . Можно предложить детям прослушать стихотворение, где интонационно выделяется заданный звук. Услышав его дети хлопают в ладоши или поднимают соответствующую карточку- символ ( карточка жука –для звука «Ж») :

 Жук упал и встать не может

 Ждет он кто ему поможет.

Вызывание звуков чаще проводится по подражанию. Приступая к показу артикуляции звука, необходимо привлечь как можно больше анализаторов : слух, зрение, осязание и вибрационное чувство.

Устранение недостатков произношения свистящих, шипящих, соноров осуществляет учитель-логопед. Далее проводятся игровые упражнения на закрепление правильного произношения и различения поставленных звуков.

Игра « Какой звук убежал?».Называется слово , в котором пропускается звук «С» или «Ш». Ребенок угадывает все слово и находит на столе соответствующую картинку (МА_ИНА, МА_ЛО, КА_А, КУ_ТЫ, _ИЛО , ПО_УДА ит.д. )

Игра « Найди отгадку к этой загадке»

В коридоре топот ног,

Это всех зовет…..(звонок).

                                                           Из упрямства ни на шаг

                                                            Не продвинется …..( ишак).

Игра «Для каждой отгадки своя грядка»

Оформляется  «огород» , на котором обозначены разные грядки: на одной «вырастают» картинки со звуком «Р», а на другой со звуком «Л».

Слова: редис, лук, репа, свекла, редька, салат, помидор, огурец, ит.д.

Заучивание стихотворений, которые насыщены определенными звуками:

      Зачем у маленькой хозяйки

     Зеленый зонтик взяли зайки?

     Затем, чтоб прятаться от волка

     Под этим зонтиком из шелка.

                                                                            На дворе горка,

                                                                            Под горкой норка.

                                                                           В этой  норке крот,

                                                                            Норку стережет.

Отгадывание загадок ( отгадки то же могут быть на определенный  изучаемый ,отрабатываемый звук) .«Мои загадки – твои отгадки»

1.Кто один имеет рог?

Отгадайте -…(носорог).

2.«Я в землянку угодил»,-

Горько плачет…(крокодил).

3.Цветное коромысло

Над рекою повисло.

Как дождик пройдет-

Оно расцветет. (радуга).

Стихи-смешинки:

Маша ела , хохоча,

Гречневую кашу.

Отмывали два часа

Гречневую машу.  

       Мокрым веником Егор

       Так и хлещет Ваню.

       Генеральная уборка

       Превратилась в баню!

Считалочки:

1.Едет зайка на трамвае,

Едет зайка , рассуждая:

«Если я куплю билет,

Кто я ,заяц –или не?»

2.У реки росла рябина.

  А река текла, рябила.

  Посередине глубина.

  Там гуляла рыбина.

  Эта рыба- рыбий царь-

  Называется –пескарь.

Литература:

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М. ,1994.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. ,Просвещение,        1989.- 239с.

3.Светлова И.Е. Домашний логопед. – М.: Изд-во Эксмо,2006.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...

Консультация На тему: Воспитания звуковой культуры речи практикум по развитию звукопроизношения.

КонсультацияНа  тему:Воспитания звуковой культуры речипрактикум по развитию звукопроизношения....

Консультация для родителей на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста»

*Как помочь детям овладеть родным языком*Накопить значительный запас слов* Научить произносить звуки....

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...

Консультация на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С к...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...