Основные закономерности роста и развития детского организма
презентация по логопедии

Несмеянова Ольга Александровна
Основные закономерности роста и развития детского организма.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные закономерности роста и развития детского организма. Подготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О.А.

Слайд 2

Понятие об онтогенезе

Слайд 3

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивиду­ального развития организма. В онтогенезе выделяют два этапа развития: Пренатальный - начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, в среднем длится 280 дней. Постнатальный - от момента рождения до смерти человека, продолжительность для всех людей различна.

Слайд 4

Закономерности онтогенеза.

Слайд 5

— объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация). 1. Целостность и фазность онтогенеза

Слайд 6

Общепринятой классификации возрастных периодов нет. Принципы классификации : созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, уровень созревания костей или степень развития ЦНС отражение системы детских образова­тельных учреждений Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.) Данная классификация возрастных периодов основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим. Календарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю. Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе.

Слайд 7

Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела : (ОГ/ L )х100 где ОГ — окружность головы, L — длина тела У детей 11-17 лет показателем биологического возраста является степень полового созревания (формирование вторичных половых признаков в определенной последовательности). Возраст (лет) Средние темпы развития мальчики девочки 5 49,4-45 48,1-44,5 5,5 47,9-44,3 46,7-43,2 6 46,6-43,1 45,7-42,1 6,5 45,4-41,9 44,9-41,6 7 44,7-41,3 43,9-39,7

Слайд 11

Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест.

Слайд 12

В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы , т. е. то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды. Например, нормальным считается: кровяное давление 110-130/70-80 мм рт . ст.; частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин; концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль /л и т. д.

Слайд 13

рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 (+10 см для мальчиков, -10 см для девочек)

Слайд 14

Период новорождённости ( неонатальный период) — первые 4 недели Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года Раннее детство — 1-3 года Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет Юношеский период юноши: 17—21 год девушки: 16—20 лет Зрелый возраст (1 период) мужчины 21—35 лет женщины 20-35 лет Зрелый возраст (2 период) мужчины 35-60 лет женщины 35-55 лет Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет Старческий возраст — 75-90 лет Долгожители — 90 лет и более

Слайд 15

Возраст (лет) Количество постоянных зубов мальчики девочки 5 0-1 0-2 5,5 0-3 0-4 6 1-4 1-5 6,5 2-8 3-9 7 6-10 6-11 Средние темпы прорезывания постоянных зубов

Слайд 16

— рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития. 2. Непрерывность и неравномерность роста и развития

Слайд 17

Рост - количественные изменения длины, объема и массы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул. Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуляции. Рост и развитие — две составляющие единого процесса.

Слайд 18

— разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма ( системогенез ). 3. Гетерохронность роста и развития

Слайд 19

Выделяют три периода интенсивного роста: от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a масса тела утраивается. с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7 – 8 см. с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см. Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 года, 8-10 лет, 14-20 лет.

Слайд 20

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Гетерохрония может выражаться в акселерации - усиленном развитии организма — (лат. acceleration — ускорение), ретардация (лат. - retardation — замедление)- замедленном развитии. Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет. Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Слайд 21

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения: широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков; урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития; увеличение уровня радиации на Земле; улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран. Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания.

Слайд 22

— различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза. 4. Гетеросенситивность Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом . Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней среды - сенситивные периоды . Они могут совпадать и не совпадать с критическими периодами. Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — экосенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза.

Слайд 23

Наиболее подвержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды. Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особенности к токсическим веществам. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск возникновения различных заболеваний.

Слайд 24

В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним миром. интенсивно формируются речь и сознание ребенка повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма в результате перенапряжения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, проявиться различные психические заболевания.

Слайд 25

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. в жизнь ребенка входят новые люди: учителя, школьные друзья меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и пр. приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных трагедий.

Слайд 26

Третий критический период (10-15 лет) связан с половым созреванием, перестройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормонального баланса. Нервная система подростков особенно ранима, поэтому возможно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний.

Слайд 27

— усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования. 5. Нарастающая гетерогенность

Слайд 28

— по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма. 6. Дифференциация

Слайд 29

— свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях. 7. Биологическая надежность организма

Слайд 30

Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни. Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).

Слайд 31

— уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций. 8. Экономизация функций

Слайд 32

— согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям. 9. Адаптивность

Слайд 33

Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма). Существует пассивная адаптация , которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.

Слайд 34

Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы . Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Слайд 35

Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.).

Слайд 36

Фаза неполного приспособления длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями.

Слайд 37

— при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте. 10.Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе

Слайд 38

Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Большая роль в обеспечении гомеостаза принадлежит ЦНС и эндокринной системе. В организме существуют жесткие и пластичные константы. Жесткими константами являются те параметры внутренней среды, которые изменяются в узких пределах. Пластичные константы обладают широким диапазонов изменчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правильное питание и витамины - залог здорового роста и развития детского организма».

Важно еще создавать такие условия и воспитывать такие привычки, которые способствовали бы лучшему усвоению пищи и исключали возможность возникновения ряда заболеваний....

Роль двигательной активности в полноценном развитии детского организма

Сообщение на тему«Роль двигательной активностив полноценном развитии детского организма»....

Двигательный режим – фактор формирования полноценного развития детского организма

Двигательный режим – фактор формирования полноценного развития детского организма...

«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма» консультация для воспитателей

Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспектив...

Консультация для воспитателей "Двигательная активность в полноценном развитии детского организма"

Консультация для воспитателей "Двигательная активность в полноценном развитии детского организма"...

Закономерности и характеристика развития детской речи

Закономерности развития детской речи Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат про...