План-конспект "Зима. Звук "С" в словах и словосочетаниях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Куделина Юлия Юрьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiya_-_kopiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Зима. Звук С в словах и словосочетаниях».

(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук С в словах и словосочетаниях.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, зрительно-пространственную ориентировку;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость).

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме «Зимние забавы»;
  •  продолжать учить подбирать родственные слова.

воспитательные:

  •  воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

здоровьесберегающие:    

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную осанку;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.      

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Вой вьюги», сюжетная картина «Зима», предметные картинки, счетные палочки, указка,  разрезная картинка, бумажные снежинки.

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

I. Оргмомент.

Звучит аудиозапись «Вой вьюги»

Ребенок слушает аудиозапись.

Организовать ребенка. Создать эмоциональный фон занятия.

II.1

Проверка домашнего задания

Опрос.

Логопед проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука С в середине слова. просит ребенка произнести слова со звуком С в середине слова, за каждый правильный ответ ребенок получает снежинку.

Ребенок произносит слова.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука С в позиции в середине слова.

II.2 Актуализация знаний.

Чтение стихотворения. Рассматривание картины.

Логопед читает стихотворение: «На дворах и домах снег лежит полотном

И от солнца горит разноцветным огнем.

На безлюдный простор побелевших полей

Смотрит весело лес из-под черных кудрей…

Здравствуй гостья-Зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь по лесам и полям».

(И.Никитин «Встреча зимы»)

Ребенок слушает стихотворение и рассматривает картину, на которой изображена «Зима».

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме.

II.3

Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Беседа о зиме и ее приметах.

Педагог сообщает ребенку, что сегодня он продолжит учиться правильно произносить звук С. Привлекает внимание ребенка к картине с изображением зимы, и спрашивает у ребенка об  основных признаках зимы.

Уточнение значение слова «снегопад».

Предлагается сдуть снежинки с ладошки, контролируя правильность выдоха.

Ребенок вспоминает артикуляцию и характеристику звука С.

Ребенок вспоминает основные признаки зимы.

Ребенок выполняет упражнение.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука С.

Обогащать словарь по теме. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формировать правильный выдох.

II.4

Закрепление изученного материала.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Динамическая пауза

Д/и «Подбери признаки»

«Снежинки кружатся» Речедвигательная ритмика

Логопед просит подобрать как можно больше признаков к зимним явлениям. Снег (какой?)…, лед, ветер, воздух зимой, и т.д.

Логопед предлагает ребенку из счетных палочек выложить снежинку.

Логопед предлагает ребенку выполнить движения, повторяя стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять –

мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Ребенок отвечает на вопросы логопеда полным ответом.

Ребенок выполняет упражнение.

Ребенок выполняет упражнение вместе с логопедом, контролирует правильное произношение звука С в начале слова.

Ребенок подбирает прилагательные, правильно согласовывая их. При затруднении логопед помогает наводящими вопросами.

Развивать мелкую моторику и зрительно-пространственную ориентировку.

Закрепление правильного произношения звука С в начале слова. Развивать фонематический слух, координировать речь с движением.

II.4 Закрепление изученного материала.

Беседа о зимних развлечениях. Разрезная картинка.

Автоматизация произношения звука С в словосочетаниях.

Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку и рассказать, что делают дети на картинке.

Ребенок собирает картинку и составляет словосочетания (катаются на санках, лепят снеговика, кормят снегирей).

 

Обогащать словарь по теме. Формировать правильное произношение звука С в словосочетаниях, развивать мелкую моторику.

Зрительная гимнастика

Упражнение «Елка»

Логопед читает стихотворение:

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.      

Ребенок выполняют движения глазами.

(Посмотреть снизу- вверх,

посмотреть слева- направо,

посмотреть вверх,

посмотреть вниз,

зажмурить  глаза, потом поморгать 5 раз, повторить 2 раза).

Соблюдать режим охраны зрения.

II.5

Контроль знаний и умений

Д/и «Четвертый лишний»

Логопед предлагает ребенку убрать лишнюю картинку, а с оставшимися словами составить словосочетание.

Ребенок убирает лишнюю картинку, объясняет свой выбор и с тремя оставшимися картинками составляет словосочетание

Проверить навык сформированности правильного произношения  звука С в словосочетаниях.

III.1

Итог занятия

Оценка деятельности ребенка.

Опрос.

Педагог предлагает ребенку вспомнить, что было на занятии, и какой звук продолжали учить правильно произносить.

Логопед оценивает работу ребенка на занятии и дарит ему снежинку.

Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию.

Обобщить тему.

III.2

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

Ребенку предлагается домашнее задание по пройденной теме (нарисовать рисунок «Мы лепим снеговика»).

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

Используемая литература:

Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника». – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2008г.
Краузе Е.Н. «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения». – М.: Пед.университет «Первое сентября», 2013г.

Шанина С..А., Гаврилова А.С. «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». – М.: Рипол Классик, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р  в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....

Дифференциация букв х–ж в словах и словосочетаниях.

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия для учащихся 1-3  классов с нарушениями письменной речи....

"Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".

Данный конспект поможет учителю-логопеду спланировать образовательную деятельность с дошкольником по теме "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях"....

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"

Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить зву...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях.

Данный конспект предназначен для логопедов, воспитателей логопедических групп для  автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях....

Конспект занятия "Профессии. Звук "Ч" в словах и словосочетаниях"

Конспект логопедического занятия для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)               ...