Игры и упражнения для занятий родителей с детьми в летний период
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в летний период дома.     Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для занятий родителей с детьми в летний период.

У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в летний период дома.     Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

1.  Для закрепления обобщающих групп и развития мыслительных операций предлагаю следующие игры и упражнения:

«Назови одним словом»

Взрослый называет предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Например: яблоко. лимон, слива, груша – это….овощи

«Продолжи ряд»

Взрослый начинает ряд, а ребенок его продолжает (5, 6 слов) Например: овощи – это огурец… помидор, лук, тыква, картофель, свёкла.

«Что это? Кто это?»

Взрослый называет слово, ребёнок относит его к обобщающей группе. Например: Самолет – это…воздушный транспорт.

«Исправь ошибку Незнайки»

Взрослый предлагает внимательно послушать и исправить ошибку Незнайки. Например: Ботинки, тапки, сандалии, сапоги – это головные уборы.     Нет, это обувь, а головные уборы – это шапка, косынка, шляпа.

«Четвёртый лишний»

Взрослый называет 4 слова, ребёнок

выделяет лишнее, объясняет, почему оно лишнее. Например: Огурец, лук, лимон, помидор.  Лишний лимон, потому что лимон – это фрукт, а все остальные овощи.

Обобщающие группы: овощи, фрукты, ягоды, грибы, деревья, кусты, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, перелётные птицы, зимующие птицы, рыбы. насекомые, цветы, одежда, головные уборы, обувь, мебель, посуда, транспорт, времена года, дни недели, части суток, профессии.

2. Обогащаем глагольный словарь.

«Кто как кричит?»

Взрослый называет действие, а ребёнок нужное животное.

Например: Мычит…корова

Взрослый называет животное, ребёнок слово – действие.

Например: Корова… мычит

Словарь: Кошка мяукает, свинья хрюкает, собака лает, коза мекает, лошадь ржёт, овца блеет, курица кудахчет, утка крякает, гусь гогочет, петух кукарекает, индюк болбочет, воробей чирикает, кукушка кукует, голубь воркует, волк воет, медведь ревёт и т. д.

3.  Закрепляем навыки словообразования.

«Назови малышей»

У кошки – котёнок, котята.

Словарь: у курицы, у гуся, у индюка, у утки, у вороны, у совы, у грача, у журавля, у аиста, у скворца, у голубя, у собаки, у свиньи, у коровы, у лошади, у овцы, у козы, у кролика, у лисы, у волка, у медведя, у бобра, у лося, у оленя, у барсука, у кабана, у тигра, у льва, у слона.

«Что из чего сделано?»

Стол из дерева – деревянный стол.

Лист тополя – тополиный лист.

Словарь: бокал из стекла, цепочка из серебра, кораблик из бумаги, мяч из резины, гайка из металла, кольцо из золота, крыша из соломы, дом из кирпича, горка из снега, скульптура из льда, кувшин из глины, сапоги из кожи, шуба из меха, пижама из фланели, сарафан из ситца, коробка из картона, варенье из яблок, сок из апельсинов, компот из ягод, ветка осины, ветка рябины, шишка сосны, лист дуба.

«Чей?, Чья?, Чьё?, Чьи?»

(Новый материал. Проговаривать вместе с ребёнком, максимально помогать)

Перо гуся – гусиное перо, хвост зайца – заячий хвост, лапы медведя – медвежьи лапы, ухо лося – лосиное ухо, пасть волка – волчья пасть, стая птиц – птичья стая, клюв утки – утиный клюв, рога коровы – коровьи рога, голова белки – беличья голова, хвост телёнка – телячий хвост, крылья вороны – вороньи крылья, жало пчелы – пчелиное жало, голова муравья – муравьиная голова. Крыло лебедя – лебединое крыло.

«Исправь ошибку Незнайки»

Корова хрюкает. (Нет, корова мычит, а хрюкает свинья)

У коровы жеребёнок. (Нет, у коровы телёнок, а жеребёнок у лошади).

Компот из ягод - ягодовый. (Правильно говорить – ягодный)

   «Четвёртый лишний»

 Медведь, волк, корова, лось

 Белка, дупло, лиса, ёж.

 Лисёнок, заяц, белка, рысь.

 Медведь, волк, лиса, заяц (не хищник).

  «Исправь предложение»:

 У рогов большой лось.

 Нора роет лису.

 У ушей длинный заяц.

3.  Закрепляем навыки словоизменения.

Игра «Один, а все, много»

Например: Дом, а все дома, много домов.

Словарь: мост, нож, кот, шар, ёж, мяч, гусь, лошадь, мышь, ухо, конь, ремень, кирпич, камень, собака, книга, карандаш, глаз, нога, одеяло, колесо, окно, кольцо, ведро, крыло, перо, лист, дерево, пень, стул, ружьё, платье, цепь, рот, день, перец, дятел

4.  Решите задачи:

У кого длиннее уши – у зайца, или у волка?

А у кого длиннее хвост? Сколько ушей у двух зайцев? А ног? А хвостов?

Сколько лап у одного медведя? А у двух?

Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. – Кто быстрее всех, а кто медленнее?

Львица ждёт льва. – Кто задержался?

Газель бежала за антилопой, а за газелью львица. – Кто впереди, а кто последний? Слон выше бегемота, но ниже жирафа. – Кто

самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа?

5. Закрепляем умение ориентироваться в цифровом ряду

Если ребёнок не справляется с заданием на слух, предложите ребёнку разложенные по порядку цифры, пусть ребёнок зрительно назовёт нужные цифры или определит недостающую цифру.

«Какая цифра убежала».

Взрослый называет цифры по порядку, пропуская одну или две – ребёнок на слух определяют какой цифры или цифр не хватает.

Например: 1,2,3,4,5,7,8,9,10,

 10,9,8,6,5,4,2,1.

Продолжи счёт: 1.2,3,4.5….

10,9,8.7…..

«Счёт от заданного числа до заданного»

Посчитай от 4 до 9, от 2 до 6, от 3 до 7, от 5 до 10, от 1 до 5, от 5 до 1, от 6 до 2, от 8 до 4, от 7 до 3, от 9 до 4, от 5 до 10.

«Место цифры в ряду»

Где стоит цифра 2(3,4,5,6,7,8,9)?

Цифра 2 стоит между цифрами 1 и 3

цифра 2 стоит за цифрой 1 и перед 3.

Какая цифра стоит между цифрами 1 и 3 (2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 6 и 8, 8 и 10)?

Какая цифра стоит за цифрой 5 (1,2,3,4,6,7,8,9)?

Какая цифра стоит перед цифрой 5 (2,3,4,6,7,8,9,10)?

«Сравни числа»

Какое число больше 5 или 6 (1или 2, 3 или 4, 6 или 7, 7 или 8, 8 или 9, 9 или 10)?

На сколько?

6 больше чем 5 на 1.

Какое число меньше 3 или 4(1или 2, 4 или 5, 6 или 7, 7 или 8, 8 или 9, 9 или 10)?

 На сколько?

3 меньше чем 4 на 1.

6. Закрепляем умение ориентироваться во временных представлениях.

Назови части суток, дни недели, времена года.

Утро, день, вечер, ночь – что это?

По – к, втор-ик, среда, четверг, пят – ца, суб –та, вос – е – что это?

Весна, лето, осень, зима – что это?

Сколько дней в неделе, частей в сутках, времён в году?

Назови второй . третий, четвёртый, пятый день недели.

Когда мы завтракаем, обедаем, ужинаем?

Что лишнее? (день, ночь. вечер, весна)

(весна, лето, осень, среда)

7. Развиваем фонематический слух.

«Весёлые звуки»

 Какой звук слышится в начале слова?

(аист, осень, утка, индюк, обруч, арка)

Какой звук слышится в конце слова?

(кот, дом, мак, сом, суп, лак, сук, ком)

«Подружи звуки»

а.м - ….ам(о,м; о,т; и,п; у,к; и,м; и, т)

н,у-…ну (пь.и; т,о; м,а; к,у; мь,и; т,у)

м,а.к -…мак(к,о,т; кь,и.т; с,у.п)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Виды упражнений используемых на логопедических занятиях" задачи 1 периода обучения совместное занятие родителей с детьми

Интересное совместное занятие-практикум в игровой форме для родителей детей логопедической группе...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ ДОУ

Комплекс игр,направленных на релаксацию, развитие слуха, воображения и повышения коммуникации....

Игры и упражнения для занятий с детьми в летний период

Лето – время отдыха, но для того, чтобы дети не забыли всё то, что они узнали во время учебного года, не растеряли приобретённые речевые навыки и умения, просто необходимо повторять пройденный м...

рекомендуемые упражнения для занятия родителей с детьм

Уважаемые родители, в рекомендательных целях даю Вам несколько упражнений для домашнего использования. Так же, в качестве развивающих занятий Вы можете проводить с детьми и творческую работу на различ...

Игры и упражнения с детьми в летний период

Презентация для педагогов по использованию игр и упражнений для детей дошкольного возраста в летний период....

Консультация для родителей " Подвижные игры и упражнения с детьми в летний период"

Уважаемые родители! Предлагаю вам некоторый перечень игр и упражнений, которые вы сможете использовать с детьми во время летнего отдыха....

Родительское собрание. Тема : Подведение итогов коррекционно – развивающей работы за 2021-2022 учебный год. Перспективы развития процесса взаимодействия между педагогами, родителями и детьми на летний период.

Цель: подведение итогов совместной  коррекционно - развивающей и воспитательно-образовательной работы, как средства всестороннего развития ребёнка. Организовать  безопасную среду для де...