ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ПИРАМИДКА»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Антонова Елена Вадимовна

Аннотация: коррекционно-развивающая  программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность в комплексе с коррекцией психоэмоциональной сферы посредством цветокоррекции.

Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, логопедия, психоэмоциональная сфера, цветокоррекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piramidka.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ДЛЯ   ДЕТЕЙ   РАННЕГО   ВОЗРАСТА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «ПИРАМИДКА»

Е.В.Добрынина

МБДОУ «Детский сад №122   «Солнечный  лучик», г.Чебоксары
d14lena@mail.ru

Аннотация: коррекционно-развивающая  программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность в комплексе с коррекцией психоэмоциональной сферы посредством цветокоррекции.

Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, логопедия, психоэмоциональная сфера, цветокоррекция.

У детей  раннего  возраста  с ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ) часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы, это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной  социализации, поэтому проблема включения (инклюзии) таких детей в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

Одним из таких современных направлений является логоцветокоррекция, подразумевающая вербализацию под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка раннего возраста и формирования благоприятных условий для развития его речи.

Программа «Пирамидка» рассчитана на её реализацию с детьми первого уровня речевого развития.

Цель программы:  совместная стимуляция психоэмоционального состояния ребенка 2-3 лет с ОВЗ, его речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

 Задачи программы:

-развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими (на основе действий с предметами заданной цветовой модальности);  

-развитие общей и мелкой моторики, ощущений артикуляционных поз и движений.

Основные принципы программы:

  1. Комплексный характер коррекционно-педагогического  воздействия  (совместное объединение усилий всех специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ).
  2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции ребенка с ОВЗ.
  3. Организация работы с ребенком в рамках ведущей деятельности  (предметно-манипулятивной).

Исходя из ФГОС ДО  в «Программе» учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  • специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В основе предложенной Программы  лежат  главные принципы дидактики: переход от простого к сложному, системность. При определении последовательности работы над звуками учитывается онтогенетический принцип: в Программе подразумевается работа над гласными звуками [а], [у], [и], [о], [ы], [э]  и согласными звуками [н], [н’], [м], [м’]. На изучение каждого звука отводится по два занятия.

Формы и средства организации образовательной деятельности: срок реализации Программы – 4 месяца (16 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры.  Последовательность работы с цветовыми символами: красный, желтый, зеленый, синий.

Красный цвет стимулирует детей к активности, желтый помогает фантазировать, зеленый цвет  успокаивает, а синий цвет  уравновешивает.

Планируемые результаты освоения Программы:

Ребенок с ОВЗ:

-проявляет интерес к игровой деятельности;

-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

-самостоятельно выполняет игровые действия с предметами;

-проявляет интерес к предметам ближайшего окружения;

-различает красный, синий, зеленый, желтый цвета;

-понимает речь взрослых;

-повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно);

-самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы;

-знает названия окружающих предметов и игрушек.

Содержание работы:

Игровые задания включают: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения со звукоподражанием  (возможна замена одной речедвигательной игрой, включающей все перечисленные виды упражнений).

Пальчиковая гимнастика способствует  развитию  мелкой моторики и стимулирует речевое развитие ребенка с ОВЗ,

Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием развивают речевой аппарат и совершенствуют выработку движений органов артикуляции, подготавливая к воспроизведению звуков.

Игра носит предметно-манипулятивный характер  и направлена на действия с предметами зрительного ряда заданной цветовой модальности.

Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук,  так как, пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

Программа «Пирамидка» состоит из четырех разделов (ступенек). Каждая ступенька соответствует колечку пирамидки: красному, желтому, зеленому и синему.

Перечень игр и игровых упражнений носит приблизительный характер и может заменяться на аналогичные упражнения по усмотрению педагога.

1 ступенька «Красное колечко». 4 занятия.  Тема «Фрукты, ягоды и овощи красного цвета». Зрительно-предметный ряд: игрушки-муляжи красного цвета (яблоко, помидор, клубника и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Лесная ягода», «Овощи», «Фрукты», «Компот».

Дыхательная гимнастика: «Овощи – толстушки и овощи – худышки», «Синьор – помидор», «Щечки – яблочки»,  «Арбуз».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [а], [у], упражнения «Бегемотик», «Окошечко», «Трубочка».

Предметно-манипулятивные игры с игрушками красного цвета «Собери», «Положи в корзинку», «Найди и принеси», «Красные шарики».

2 ступенька  «Желтое колечко». 4 занятия. Тема «Домашние птицы и их детеныши». Зрительно-предметный ряд: игрушки желтого цвета (цыпленок, утенок и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Солнышко», «Цып-цып-цып - цыплята», «Куд-куда, куд-куда».

Дыхательная гимнастика: «Курица и цыплята», «Утята», «Крылья», «Петушок».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [и], [о], упражнения «Улыбочка», «Окошечко», «Бублик».

Предметно-манипулятивные игры с игрушками желтого цвета  «Покормим цыплят», «Утята плавают», «Все - к маме», «Утенок и цыпленок».

3 ступенька «Зеленое колечко». 4 занятия. Тема «Играем на травке». Зрительно-предметный ряд: трава, игрушки зеленого цвета (мяч, машинка и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Шарик», «Флажок», «Домик», «Машинка».

Дыхательная гимнастика: «Надуй игрушку», «Летят мячи», «Красивая игрушка», «Игрушки пляшут».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [ы], [э], упражнения «Улыбочка», «Пароходик», «Горка».

Предметно-манипулятивные игры с игрушками зеленого цвета  «Веселый мяч», «Найди игрушку», «Едем на машине», «Зеленые колечки».

4 ступенька «Синее колечко». 4 занятия. Тема «Водоемы». Зрительно-предметный ряд: вода, игрушки синего цвета (кораблик, рыбка и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Кораблик», «Лодочка», «Рыбки»,

Дыхательная гимнастика: «Шум моря», «Нагоним волны», «Дельфин плывет», «Рыбка».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [н], [н’], [м], [м’], упражнения «Горка», «Парус», «Похлопай губами». Слоги: НА, НО, НУ, НИ, МА, МО, МУ, МИ. Слово: МАМА.

Предметно-манипулятивные игры с игрушками синего цвета  «Плыви, кораблик», «Поймай рыбку», «Поиграем с дельфином», «Собери камешки», игры с водой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с. (Библиотека Логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

1.     Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)...

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...

Проект "Адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социуме»

Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и напр...

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

Родительское собрание «Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

Данный материал способствует развитию толерантного отношения к  воспитанникам с ОВЗ....